Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:39, реферат

Описание работы

Экологическая безопасность (ЭБ) — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002)и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы (Большеротов, 2010).

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 51.53 Кб (Скачать файл)

 

В связи с этим руководитель отдела эндокринологии научно-исследовательского института медицинских проблем Севера в Красноярске доктор Н. Осокина опубликовала исследования, свидетельствующие о том, что в районе "Зоны особого охранения" ГХК происходит заражение плутонием, примерно в 8—17 раз превышающим количество плутония, выбрасываемого во время испытаний ядерного оружия в атмосфере. Радиоактивное загрязнение было обнаружено даже в 1400 км вниз по течению Енисея, который сбрасывает в Арктику почти 20 тыс. куб. м воды в секунду.

 

Экспедиция Сибирского института биофизики обнаружила во многих местах на берегу Енисея "горячие" радиоактивные частицы, и даже в  одном туристическом палаточном лагере в лесу.

 

Ученые этого института  подсчитали, что ничего не ведавшие туристы получили всего за три  часа отдыха в лесу годичную радиоактивную  дозу.

 

Самое сильное радиоактивное  заражение было обнаружено вблизи с. Атаманово, у самой трубы, по которой  сливают радиоактивные отходы.

 

В других исследованиях, проведенных  Сибирским филиалом Российской академии наук, ниже по течению реки, около  деревни Большой Балчуг, обнаружено заражение цезием-137, количество которого в 1000 раз превышало количество цезия, выброшенного во время Чернобыльской  катастрофы в 1986 г.

 

Катастрофа, происшедшая  в 1957 г. в ПО "Маяк" Челябинской области, где в результате взрыва было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, по масштабу загрязнения окружающей среды не имеет себе равных на планете Земля.

 

Депутаты Государственной  Думы В. П. Войтенко, С. Н. Гвоздева и  др. в статье "Можно ли реабилитировать  загрязненные территории за счет внебюджетного  финансирования?" пишут, что "на территории производственного объединения "Маяк" накоплено около 600 млн кюри (КИ) жидких радиоактивных отходов, в том числе более 120 млн КИ жидких радиоактивных отходов находятся на поверхности водоемов. В 230 наземных хранилищах сосредоточено более 500 тыс. т твердых радиоактивных отходов. Накопление радиоактивных отходов вызывает большую социальную напряженность в районе расположения ПО "Маяк" и других радиационно загрязненных регионах.

 

Более того, положение усугубляется нехваткой финансирования для решения  федеральных целевых программ по улучшению экологической обстановки в регионе. Ученые сообщили, что к 2020—2030 гг. каждый второй ребенок, родители которого живут в Челябинской  области, будет страдать от тяжелых  генетических заболеваний".

 

Идея захоронения отработанных ядерных отходов в России нашла  влиятельных сторонников в США  и РФ. Как отмечается в "Анти-Атом Прессе № 268" от 30 июня 2000 г., фактически организатором такого незаконного  могильника выступил крупнейший ядерный  центр России "Курчатовский институт (КИ)" совместно с компанией "Азия Тат Трейдинг Ко Лтд.". "КИ" пообещал партнерам из "Азии" лоббировать изменение закона России за их деньги. Для ввоза радиоактивных отходов необходимо изменить ст. 50 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", запрещающую хранение и захоронение иностранных ядерных отходов в России.

 

"КИ" принимает все  меры, чтобы убедить Правительство  РФ в необходимости оборудования  на Сахалине могильника для  собственных отходов. Даже подготовлен  Указ Президента РФ "О дополнительных  мерах по очистке территорий  России от радиоактивных загрязнений  и развитию работ в области  повышения безопасности и эффективности  обращения с радиоактивными отходами". В то же время из меморандума,  подписанного "Курчатовским институтом" и "Азия ТАТ Трейдинг К° Лтд.", ясно, что могильник на о. Сахалин стоимостью 2,5 млрд долл. будет использоваться для тайваньских, а возможно, и японских отходов. За указанную сделку разработчики проекта "КИ" получат прибыль 10 млрд долларов.

 

Многие организации "Зеленых" и простые люди, не входящие ни в  какие организации, в ужасе от этого плана.

 

Так, исполнительный директор Nuclear Information Resource Service Майл Мэриотт пишет: "В мире существует острейшая проблема ядерных отходов, но пересылать их в Россию — это не решение".

 

Самая богатая корпорация в мире — "Минатом" — в лице министра атомной энергии РФ предложила в новом столетии строительство 23 ядерных реакторов. Как указывает  Владимир Сливяк — директор группы "Экозащита" — "эти реакторы опасны и не нужны. В России на промышленном уровне не существует эффективных технологий электроэнергии".

 

Что касается строительства  могильника для приема иностранных  атомных отходов из Тайваня в  Россию, то согласно Указу Президента РФ № 1072 от 15 сентября 1992 г. Россия и  Тайвань не имеют дипломатических  отношений, в связи с чем официальные переговоры с этой страной являются нарушением Указа.

 

В связи с этим Владимир Сливяк пишет: "Оборудование могильника для иностранных ядерных отходов на Сахалине — возмутительный по своей циничности и презрению к законодательству России шаг атомной индустрии. "Курчатовский институт" и заместитель председателя комитета по экологии Госдумы РФ С. Шашурин пытаются совершить ни с чем не сравнимое надругательство над Россией, ее населением и природой".

 

К сожалению, в статье "Сахалин  станет свалкой ядерных отходов  из Тайваня и Японии?" указывается что лидеры фракций Госдумы одобрили проект. Согласно документам, попавшим в распоряжение группы "Экозащита" и антиядерной кампании Социально-экологического союза, в скором времени на острове Симушир в Курильской гряде Сахалинской области может появиться могильник для радиоактивных отходов из Тайваня и Японии.

 

Выдающийся ученый эколог XX века Н. Н. Моисеев писал: "Развитые страны и представляющие их транснациональные  корпорации (ТНК) стремятся перенести  захоронение отходов в бедные страны, превращая их в своеобразные свалки. Развитые страны (страны "золотого миллиарда") становятся "дьявольским  насосом", который не только выкачивает из слаборазвитых стран, и из России в том числе, капиталы, ресурсы, мозги, но и накачивает в эти страны все то вредное для человека, что производится в развитых странах. В развитых странах стремятся перейти к экологически чистым технологиям. Но избавиться от черной и цветной металлургии, химических производств, добычи полезных ископаемых ни сейчас, ни в обозримое время человечеству не удастся — без них развитые страны, да и все остальные просто не выживут! Значит, все подобные производства богатые страны будут стремиться (и уже стремятся) перенести в слаборазвитые страны. Возникает новое планетарное разделение труда, которое очень четко отделяет страны "золотого миллиарда" от всех прочих. И эти "прочие" оплачивают благополучие "золотого миллиарда" своим здоровьем, национальной деградацией, упадком не только своей культуры, образа жизни, но и собственной жизнью".

 

В статье "Становление  экологии военной деятельности" отмечается, что существующие в России средства контроля экологической обстановки не позволяют ни заблаговременно  организовать предупреждение техногенных  катастроф, стихийных бедствий, ни обеспечить эффективное отслеживание развития чрезвычайной ситуации в целях оперативного управления действиями сил, средств  по локализации очагов катастроф  и вторичных поражающих факторов аварий. Частота аварий с катастрофическими  последствиями для общества и  природы постоянно нарастает.

 

В. П. Войтенко пишет, что  сложившаяся ситуация в мире по захоронению  отработавшего ядерного топлива  требует разработки международного законопроекта по данному вопросу.

 

Накопленное отработанное ядерное топливо в большом  количестве стран представляет потенциальную  опасность миру вследствие неконтролируемого  использования делящихся ядерных  материалов, других радиологически опасных компонентов ядерного топлива вне гражданской сферы, включая совершение актов диверсий с долговременными последствиями. Ряд стран, находящихся в сложных природных (климатических и геологических) условиях, могут оказаться принципиально не в состоянии решить проблему отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на национальном уровне. В мире растет убежденность в том, что деятельность по обращению с ОЯТ должна подпадать под жесткий международный контроль, а практическое решение задач хранения и утилизации ОЯТ — сосредоточиваться в ограниченном количестве государств, обладающих развитой ядерной индустрией. Так, в Объединенной конвенции "О безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами", принятой в 1998 г. и подписанной Российской Федерацией, подтверждается большое значение международного сотрудничества в целях повышения безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами на основе двусторонних и многосторонних механизмов. При этом поддерживается международное сотрудничество по оказанию услуг странам, имеющим затруднения в обращении с ОЯТ, и в первую очередь тем странам, с которыми имеются совместные проекты.

 

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что  США и Россия впервые приступили к разоруженческим процессам. За десять лет (1993—2003 гг.) США и Россия обязаны радикально сократить свои стратегические запасы оружия массового  поражения, что в совокупности составляет 80% ядерных арсеналов мира, 50% ядерных  реакторов мира и 90% запасов химических отравляющих веществ.

 

Согласно Парижской конвенции 1993 г. об уничтожении химического  оружия предусматривается требование обеспечить безопасность процессов  утилизации отравляющих веществ, охрану окружающей среды и социальные гарантии для военнослужащих и населения.

 

Национальные интересы России по обеспечению экологической  безопасности заключаются прежде всего в:

 

• улучшении экологической ситуации в стране;

 

• реализации конституционных  прав людей на благоприятную окружающую среду и условия проживания;

 

• сохранении эколого-ресурсного потенциала страны как фундамента жизни и основы социально-экономического развития;

 

• локальной очистке  окружающей среды на территориях  повышенной экологической опасности, т. е. в местах наибольшей концентрации населения, промышленности и сельскохозяйственного  производства, особенно в зонах экологического бедствия и неблагополучия, на базе внедрения нормативов качества окружающей среды, внедрения систем очистки  и ресурсосберегающих технологий, средств  и методов захоронения и переработки  отходов, обеспечивающих достижение и  соблюдение этих нормативов;

 

• своевременном выявлении и прогнозировании глобальных (внешних) и локальных (внутренних) экологических угроз на базе научных исследований в экологической сфере;

 

• международном сотрудничестве и кооперации для предотвращения глобальных и трансграничных экологических угроз на основе защиты законных прав граждан и интересов России;

 

• разработке эффективных  методов хранения и утилизации выведенного  из боевого состава вооружения, рекультивации  территорий, подверженных видам загрязнения, связанным с военной деятельностью, а также радиоактивному загрязнению;

 

• предотвращении завоза на территорию России для переработки и захоронения материалов, опасных для населения и окружающей среды;

 

• правовой поддержке перечисленных  приоритетных направлений обеспечения  экологической безопасности России;

 

• поддержке и обеспечении  функционирования высокоэффективной  системы государственного экологического контроля и обеспечения экологической  безопасности.

 

Выполнение основных задач  по обеспечению экологической безопасности России находится в прямой зависимости  от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблемы, поэтому экологизация мировоззрения должна осуществляться через коренное совершенствование системы и содержания воспитания и образования, через создание условий для духовного развития, в том числе при важной роли средств массовой информации и общественных организаций, и является одним из главных приоритетов.

 

Реферат: Экологическая  безопасность Название: Экологическая  безопасность

 Раздел: Рефераты по  экологии

 Тип: реферат Добавлен 01:37:02 31 августа 2005 Похожие работы

 Просмотров: 25462 Комментариев: 18 Оценило: 42 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4     Скачать

 

Понятие об экологической  безопасности

 

Человек по своей природе  стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование  максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся  в мире рисков. Угроза исходит и  от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти  события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже  случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия  по снижению этих рисков, и каждый в  состоянии их назвать.

В последнее время  угроза для безопасности и комфортного  существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в  целом, приводит к сокращению средней  продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая  средняя продолжительность жизни  людей является основным критерием  экологической безопасности.

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения  города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского  и коммунального хозяйства, сферы  услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Рассмотрим картину, отображающую уровень экологической безопасности в зависимости от интенсивности воздействия того или иного экологического фактора:

Сразу оговоримся, что под  экологическим фактором подразумевается

элемент окружающей среды, способный оказывать воздействие  на человека и живые организмы,

например, это свет, температура, содержание химических элементов и  соединений, уровень кислотности  и.т.д.

Информация о работе Экологическая безопасность