Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права………………………………………………………….…5
2. Задачи экологической экспертизы…………………………………………...6
3. Виды и принципы экологической экспертизы…………………………….…7
4. Объекты государственной экологической экспертизы…………………..…11
5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы………13
6. Общественная экологическая экспертиза…………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников …………………………………………….23

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной  экологической экспертизы - важнейшее  требование и условие эффективности  экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в  связи с соблюдением этих принципов  возникает немало проблем4.

 

4. Объекты государственной экологической экспертизы

 

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, в Федеральным  законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной  экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ.

В настоящее время к  объектам государственной экологической  экспертизы федерального уровня относятся:

- проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов  в области охраны окружающей  среды, утверждаемых органами  государственной власти РФ;

- проекты федеральных  целевых программ, предусматривающих  строительство и эксплуатацию  объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую  среду, в части размещения таких  объектов с учетом режима охраны  природных объектов;

- проекты соглашений о  разделе продукции;

- материалы обоснования  лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие  на окружающую среду, если их  выдача относится в соответствии  с законодательством РФ к компетенции  федеральных органов исполнительной  власти;

- проекты технической  документации на новые технику,  технологию, использование которых  может оказать воздействие на  окружающую среду, а также технической  документации на новые вещества, которые могут поступать в  природную среду;

- материалы комплексного  экологического обследования участков  территорий, обосновывающие придание  этим территориям правового статуса  особо охраняемых природных территорий  федерального значения, зоны экологического  бедствия или зоны чрезвычайной  экологической ситуации;

- объекты государственной  экологической экспертизы, указанные  в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации"5, Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"6, Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"7.

Благодаря тому что в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, достаточно детальному правовому регулированию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государственная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эффективной мерой охраны окружающей среды в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века.

Ситуация коренным образом  изменилась с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Этим Законом из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня  объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и  т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых, специалисты  в области охраны окружающей среды  оценивают как разрушение, уничтожение  государственной экологической  экспертизы.

 

5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

 

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом "Об экологической  экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ, и включает следующие стадии:

а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные  органы в области экологической  экспертизы или их территориальные  органы на уровне субъектов РФ. Государственная  экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы  и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

- документации, подлежащей  государственной экологической  экспертизе в соответствии со  ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном  в установленном порядке, и  содержащей материалы оценки  воздействия на окружающую природную  среду хозяйственной и иной  деятельности, подлежащей государственной  экологической экспертизе;

- положительных заключений  и (или) документов согласований  органов федерального надзора  и контроля и органов местного  самоуправления, получаемых в установленном  законодательством РФ порядке;

- заключений федеральных  органов исполнительной власти  по объекту государственной экологической  экспертизы в случае его рассмотрения  указанными органами и заключений  общественной экологической экспертизы  в случае ее проведения;

- материалов обсуждений  объекта государственной экологической  экспертизы с гражданами и  общественными организациями (объединениями), организованных органами местного  самоуправления;

б) регистрация, проверка полноты  и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности  представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области  экологической экспертизы (или их территориальных органов);

в) формирование комиссии государственной  экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру  руководителя и ответственного секретаря  экспертной комиссии, а затем с  их участием подготавливаются предложения  по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание  на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической  экспертизы;

д) подписание и утверждение  заключения государственной экологической  экспертизы. Заключение, соответствующее  заданию на проведение экологической  экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом  в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным  большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной  экологической экспертизы приобретает  юридический статус после его  утверждения специально уполномоченным государственным органом в области  экологической экспертизы.

Наиболее значимой характеристикой  государственной экологической  экспертизы с учетом ее места в  механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую  потенциальную эффективность государственной  экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и  выполнения экологических требований на стадии принятия решения9.

Юридическая сила экспертного  заключения выражена в Законе словами: "Положительное заключение государственной  экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной  экологической экспертизы". Это  означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической  экспертизе" заключение государственной  экологической экспертизы может  быть оспорено в судебном порядке (ст. 18).

 

6. Общественная экологическая экспертиза

 

Поскольку процедура экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством является самостоятельной, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в ней. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным  законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической  экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом.

 В частности, граждане  и общественные организации (объединения)  имеют право направлять в письменной  форме специально уполномоченным  государственным органам в области  экологической экспертизы аргументированные  предложения по экологическим  аспектам намечаемой хозяйственной  и иной деятельности. При этом  при подготовке заключения экспертной  комиссией государственной экологической  экспертизы и при принятии  решения о реализации объекта  такой экспертизы должны рассматриваться  материалы, направленные в экспертную  комиссию государственной экологической  экспертизы и отражающие общественное  мнение.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает  определенные требования к таким  организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с  их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе  организация и проведение экологической  экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может  проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная  экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической  экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21)10.

Общественная экологическая  экспертиза может проводиться или  до проведения государственной экологической  экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту  экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению  заключения государственной экологической  экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном  уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

- получать от заказчика  документацию, подлежащую экологической  экспертизе, в объеме, установленном  в Федеральном законе;

- знакомиться с нормативно-технической  документацией, устанавливающей  требования к проведению государственной  экологической экспертизы;

- участвовать в качестве  наблюдателей через своих представителей  в заседаниях экспертных комиссий  государственной экологической  экспертизы и участвовать в  проводимом ими обсуждении заключений  общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая  экспертиза может быть осуществлена при условии государственной  регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В  соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" орган местного самоуправления в  семидневный срок со дня подачи заявления  о проведении общественной экологической  экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление  о проведении общественной экологической  экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Информация о работе Экологическая экспертиза