Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:35, контрольная работа
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.
Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права………………………………………………………….…5
2. Задачи экологической экспертизы…………………………………………...6
3. Виды и принципы экологической экспертизы…………………………….…7
4. Объекты государственной экологической экспертизы…………………..…11
5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы………13
6. Общественная экологическая экспертиза…………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников …………………………………………….23
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем4.
4. Объекты государственной экологической экспертизы
Хотя экологическая экспертиза
основывается на принципе презумпции
потенциальной экологической
В настоящее время к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся:
- проекты нормативно-
- проекты федеральных
целевых программ, предусматривающих
строительство и эксплуатацию
объектов хозяйственной
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования
лицензий на осуществление
- проекты технической
документации на новые технику,
- материалы комплексного
экологического обследования
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации"5, Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"6, Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"7.
Благодаря тому что в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, достаточно детальному правовому регулированию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государственная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эффективной мерой охраны окружающей среды в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века.
Ситуация коренным образом изменилась с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Этим Законом из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.
Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых, специалисты в области охраны окружающей среды оценивают как разрушение, уничтожение государственной экологической экспертизы.
5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом "Об экологической экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ, и включает следующие стадии:
а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
- документации, подлежащей
государственной экологической
экспертизе в соответствии со
ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном
в установленном порядке, и
содержащей материалы оценки
воздействия на окружающую
- положительных заключений
и (или) документов
- заключений федеральных
органов исполнительной власти
по объекту государственной
- материалов обсуждений
объекта государственной
б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);
в) формирование комиссии государственной
экологической экспертизы. Экспертное
подразделение подбирает
г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
д) подписание и утверждение
заключения государственной экологической
экспертизы. Заключение, соответствующее
заданию на проведение экологической
экспертизы, выдаваемому специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической
Наиболее значимой характеристикой
государственной экологической
экспертизы с учетом ее места в
механизме принятия решения является
обязательность ее заключений. Обязательность
заключений - фактор, определяющий высокую
потенциальную эффективность
Юридическая сила экспертного
заключения выражена в Законе словами:
"Положительное заключение государственной
экологической экспертизы является
одним из обязательных условий финансирования
и реализации объекта государственной
экологической экспертизы". Это
означает, что без положительного
заключения запрещается реализация
проекта и запрещается
Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (ст. 18).
6. Общественная экологическая экспертиза
Поскольку процедура экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством является самостоятельной, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в ней. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом.
В частности, граждане
и общественные организации (
Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Принципиальным является
положение Закона о том, что общественная
экологическая экспертиза может
проводиться в отношении
Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.
Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
- знакомиться с нормативно-
- участвовать в качестве
наблюдателей через своих
Общественная экологическая
экспертиза может быть осуществлена
при условии государственной
регистрации заявления