Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.

Содержание работы

1. Понятие, состав и виды экологических правонарушений 3
2. Государственные кадастры природных ресурсов в РФ 7
3. Содержание и задачи законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны и использования животного мира 11

Файлы: 1 файл

Контрольная Экологическое право Маша.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Понятие, состав и виды экологических  правонарушений

Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.1

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.

В соответствии с общей  теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды  в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим  законодательством административная и уголовная ответственность  физических лиц за экологические  правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет.2 С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны  экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь  между противоправным поведением и  нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона  экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности).

Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать на несколько видов по различным критериям:

а) по виду юридической  ответственности - на экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

б) по объекту посягательства - на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

в) по субъекту - на совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.;

д) по субъективной стороне - на совершенные виновно, т. е. умышленно и по неосторожности, без вины;

е) по источнику права, содержащему  правило поведения и санкцию  за его нарушение,- на предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например, уголовным) законом, тем и другим;

ж) по принадлежности субъекта, управомоченного  на реализацию мер юридической ответственности,- на наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными судебными и административными органами.3

В научных исследованиях используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.

Для классификации экологических  преступлений можно использовать различные критерии. По расположению в УК РФ они разделяются на две группы.

Первая - это преступления, ответственность за совершение которых определена в статьях гл. 26:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил, правил охраны и использования недр, охраны рыбных запасов;

загрязнение вод, атмосферы, морской  среды;

порча земли;

незаконные охота, добыча водных животных и растений, порубка деревьев и кустарников;

уничтожение критических местообитаний  для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

нарушение законодательства о континентальном шельфе РФ и об исключительной экономической зоне РФ.4

Вторая группа - это экологические преступления, составы которых содержатся в статьях, помещенных в других главах УК РФ.

 

2. Государственные кадастры природных  ресурсов в РФ

Кадастр - систематизированный  свод данных, опись объектов и явлений. Кадастр содержит рекомендации по использованию и охране природных объектов. Различают водный, земельный, лесной и другие кадастры.

Государственными кадастрами природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и  технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным  видам природных ресурсов и по территориям.

Государственный водный кадастр - систематизированный  документированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Государственный водный кадастр ведется в РФ по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Обязательным является представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Ведение государственного водного кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и наличии расположенных на земельных участках объектов.

Кадастровому учету подлежат земельные  участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности  на землю, целевого назначения и разрешенного использования.

Кадастровый учет земельных участков необходим для государственной  регистрации прав и имущественного оборота земель.

Государственный земельный  кадастр содержит сведения о:

  • земельных участках;
  • территориальных зонах;
  • землях и границах территорий муниципальных образований;
  • землях и границах субъектов Российской Федерации;
  • землях и границах Российской Федерации.

Указанные сведения содержатся в государственном земельном  кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.5

Государственный кадастр  месторождений и проявлений полезных ископаемых - систематизированный свод документированных сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и др. условия разработки месторождения, определение геолого-экономической оценки каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений  и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в др. народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр особо  охраняемых природных территорий - Государственный кадастр особо  охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.6

Государственный лесной кадастр - систематизированный свод документированных сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Российской Федерации.

Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы.

Государственный кадастр объектов животного мира - систематизированный свод документированных сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, среде их обитания, об их хозяйственном использовании и др. необходимые данные.

Ведение государственного кадастра объектов животного мира осуществляется по единой для РФ системе в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

3. Содержание и задачи законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны и использования животного мира

Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

Животным миром называется совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.7 Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они являются компонентами окружающей среды, находятся в состоянии естественной свободы.8

Охрана животного мира – это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования  животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.9

Организационно-управленческие меры охраны животного мира:

  1. государственный учет и государственный кадастра объектов животного мира – это совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные;
  2. государственный мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания;
  3. создание специально уполномоченных государственных органов (либо их подразделений) по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;
  4. координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животного мира, среды их обитания и др.

Информация о работе Экологические правонарушения