Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:14, контрольная работа
Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
1. Понятие, состав и виды экологических правонарушений 3
2. Государственные кадастры природных ресурсов в РФ 7
3. Содержание и задачи законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны и использования животного мира 11
Основу экологического законодательства образуют общие положения, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Специальные предписания содержатся в Федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе РФ» и др. Значимые для охраны животного мира положения включены в Земельный, Водный и Лесной кодексы. За нарушения этого законодательства предусматриваются меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Как и экологическое законодательство в целом, данный раздел не кодифицирован пока должным образом, что снижает эффективность его реализации.
Второй блок законодательства составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользованием животным миром. Но главное - это постановления Правительства, касающиеся охраны и регулирования различных видов пользования животным миром, например «О любительской и спортивной охоте в РФ», «Об установлении охраны редких и исчезающих видов животных (Красная книга)».
Третий блок образуют ведомственные нормативные акты органов охраны окружающей среды, рыбоохраны, охотнадзора, ветеринарной службы и т. п. Они принимаются приказами руководителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки, методические указания и т. п.
Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нормативно-правовые акты регламентируют:
Наконец, значителен объем нормативно-правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации законодательными органами, губернаторами и другими уполномоченными органами. В них отражается специфика регионов, детально определяются задачи, условия пользования, плата за пользование животным миром, другие вопросы. Начиная с 1982 г. издано 33 Красные книги субъектов РФ, а в 20 субъектах эта работа продолжается. Некоторые (конкретные) вопросы о сроках охоты, местах рыбной ловли и т. п. определяются решениями органов местного самоуправления.
Помимо указанных источников, определенную роль играют акты общественных организаций, занимающихся охраной животного мира и осуществляющих общественный контроль за его использованием, а также правовые обычаи. Значение правового обычая как источника права определено Федеральным законом «О животном мире» (гл. VI), в котором устанавливается право приоритетного пользования животным миром для коренных малочисленных народностей и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.
Часть законодательства об охране и использовании животного мира - акты международного права (конвенции, соглашения, договоры, как многосторонние, так и двусторонние) - имеет наиболее длительную историю по сравнению с другими блоками экологического законодательства. Эта область правотворчества в рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды не только представлена большим количеством актов:
Эта часть законодательства и реализуется наиболее эффективно. Особую роль здесь призвана сыграть Конвенция об охране биоразнообразия. Это наиболее представительный акт международного экологического права, сторонами которого являются почти все государства мира (180). Не ратифицирована она пока 15 странами, из которых только 7 не подписали Конвенцию.10
1 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). – М.: Юристъ, 2006. С. 477.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 26.06.2007г. № 118-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 17, 18, 21.
3 Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 281.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ в ред. от 24.07.2007г. № 211-ФЗ // http://www.consultant.ru. Гл. 26.
5 Федеральный закон Российской Федерации «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ в ред. от 04.12.2006г. № 201-ФЗ // http://www.consultant.ru.
6 Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. № 33-ФЗ в ред. от 10.05.2007г. № 69-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 4.
7 Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» от 24.04.1995г. №52-ФЗ в ред. от 20.04.2007г. № 57-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 1.
8 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). – М.: Юристъ, 2006. С. 548.
9 Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» от 24.04.1995г. №52-ФЗ в ред. от 20.04.2007г. № 57-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 1.
10 Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» в вопросах и ответах / Под редакцией А.И. Саурина. – М.: «Статут», 2007.