Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:02, реферат
Экологическое аудирование способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода России из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно добиться следующих результатов:
- повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное воздействие действующего производства на окружающую среду там, где это сегодня возможно;
- обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных и результативных в настоящее время направлениях экологической деятельности, в том числе связанных с приватизацией инвестициями в экономика страны;
- уменьшить экономические риски и предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций.
Введение.................................................................................................................. 2
1. Экологический аудит и контроль……………………………………………...3
2. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения………………4
3. Роль государственных органов в проведении экологического аудита……..8
Заключение............................................................................................................ 11
Список литературы .............................................................................................. 12
Некоммерческое партнерство
Негосударственная образовательная организация
ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
Реферат
По дисциплине “ Экологический аудит”
Тема: “Экологический контроль и аудит”.
“ Роль государственных органов в проведении экологического аудита”.
Выполнила:
Студентка М08-Изв
Петрова А. А.
Москва, 2013
Содержание
Введение......................
1. Экологический аудит и контроль……………………………………………...3
2. Экологический аудит:
понятие, виды и порядок
3. Роль государственных органов в проведении экологического аудита……..8
Заключение....................
Список литературы ..............................
Введение
Промышленное производство и предпринимательство в XXI веке должны внести решающий вклад в стабильное развитие как отдельных стран, так и всего миррового сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов промышленного производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном сохранении и качественном улучшении среды обитания.
Особое значение
эти возможности приобретают
для России в условиях преодоления
длительного социально-
В промышленно развитых странах очевидные
результаты в решении экологических проблем,
в первую очередь на производственном
уровне, связанных в последнее время с
развитием таких негосударственных предпринимательских
видов деятельности, как экологическое
аудирование и менеджмент.
В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться.
Экологическое аудирование
способно сыграть исключительную роль
в разрешении экологических проблем, особенно
в условиях выхода России из социально-экономического
кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности
в относительно короткие сроки можно добиться
следующих результатов:
- повысить эффективность использования
сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая
тем самым отрицательное воздействие
действующего производства на окружающую
среду там, где это сегодня возможно;
- обосновать необходимость и возможность
концентрации усилий и средств на наиболее
приоритетных и результативных в настоящее
время направлениях экологической деятельности,
в том числе связанных с приватизацией
инвестициями в экономика страны;
- уменьшить экономические риски и предотвратить
развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование
может оказать решающее влияние на формирование
и развитие рынка разнообразных экологических
услуг в
Российской Федерации, включая услуги
в области экологического менеджмента,
экологической сертификации и страхования,
финансово-экологического аудита, экологического
консалтинга, образования и просвещения
и др. Именно здесь творческий потенциал
предпринимательства способен создать
принципиально новые возможности и пути
преодоления экологического кризиса в
России.
Методы и средства,
используемые в практике экоаудита,
должны постоянно развиваться и совершенствоваться,
что требует постановки и проведения соответствующих
научно-методических и научно-исследовательских
работ. В
России исследования в области экологического
аудирования ведутся в ряде университетов
и научных центров.
Экологический аудит и контроль
Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.
Экологический аудит проводится:
в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
при реализации процедуры банкротства;
при проведении обязательного экологического страхования;
при подготовке инвестиционных
проектов и программ, когда это
предусмотрено условиями
Содержание и цели экологического аудита:
оценка состояния деятельности
предприятия или гражданина-
выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
В Российской Федерации предусматривается проведение:
обязательного экологического аудита;
добровольного экологического аудита.
Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:
Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.
Экологическое аудиторское
заключение подписывается (утверждается)
руководителем аудиторской
Поскольку в процессе проведения экологического
аудита аудиторы могут иметь доступ к
конфиденциальной информации, на нее распространяется
соответствующий правовой режим.
Экологический контроль – это одно из направлений ф-ций развития государства. Это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями и гражданами экономических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений.
Формы контроля:
- информационный;
- предупредительный;
- карательный.
Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам с целью принятия предупредительных либо карательных мер.
Предупредительный контроль направлен на предотвращение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды и несоблюдения законов.
Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды либо в несоблюдении предписаний законов.
Методы осуществления экологического контроля:
1.Наблюдение за состоянием объектов контроля.
2.Проведение проверок
по соблюдению
3.Предупреждение по
4.Пресечение экологически
вредных действий (ограничение, приостановление,
5.Выдача разрешений или
аннулирование их на
6.Устанволение нормативов
качества окружающей природной
среды и лимитов вредного
7.Привлечение к
Система экологического контроля состоит из
- государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды;
- государственного контроля;
- производственного;
- общественного.
Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством. Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:
В Федеральном
законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской
деятельности" аудиторская деятельность,
или аудит определяется как предпринимательская
деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей.
Однако содержание экологического аудита
не сводится лишь к проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности по вопросам взаимодействия
общества и природы, оно шире. Экологический аудит проводится:
Содержание и цели экологического аудита:
Принципы экологического аудита:
Виды экологического аудита и порядок его проведенияВ Российской
Федерации предусматривается
Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:
С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436. Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях. Целесообразность
проведения добровольного экологического
аудита диктуется интересами юридических
лиц и граждан-предпринимателей
в получении научно- Так
как проведение добровольного экологического
аудита осуществляется на платной основе,
предприятие или Задачи,
которые решаются в процессе аудита,
сложны и требуют от аудитора разнообразной
профессиональной подготовки. Трудность
заключается в том, что за короткий
срок необходимо разобраться в сложном
объекте, которым является современное
промышленное предприятие, адекватно
оценить ситуацию для того, чтобы
дать соответствующие рекомендации. Вопрос
о порядке выполнения работ решается
в зависимости от целей проведения экологического
аудита. Наиболее целесообразно проведение
аудита аудиторской комиссией в соответствии
со специально разработанной программой
проверки.
В результате
работы по проведению экологического
аудита составляется экологическое
аудиторское заключение. |
Роль государственных органов в проведении экологического аудита
Действительно, парадокс
правовой ситуации в случае с экологическим
аудитом заключается в том, что
для развития данного направления
экономического механизма охраны окружающей
среды государству не нужно затрачивать
огромные ресурсы. Основным препятствием
для расширения сферы применения экологического
аудита в России является отсутствие нормативной
правовой базы и установленных в законодательстве
стимулов для предприятий, которые будут
его заказывать. Экологический аудит -
это не только инструмент природоохранной
деятельности, но и сегмент предпринимательской
деятельности, который будет развиваться,
если создать для этого благоприятные
условия, и приносить прибыль.
Правовая база экологического аудита
состоит прежде всего из Федерального
закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды", предусматривающего
легальное определение понятия "экологический
аудит", под которым понимается независимая,
комплексная, документированная оценка
соблюдения субъектом хозяйственной и
иной деятельности требований, в том числе
нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды, требований
международных стандартов и подготовка
рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Иного правового регулирования экологического
аудита названный Закон не дает. Соответствующие
правовые нормы, касающиеся экологического
аудита, были исключены из текста проекта
Федерального закона "Об охране окружающей
среды" в процессе прохождения им обязательных
чтений в Государственной Думе Федерального
Собрания РФ.
В Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха"
содержится упоминание экологического
аудита, однако такое правовое регулирование
не может считаться полным и комплексным.
Между тем в Классификаторе правовых актов,
утвержденном Указом Президента РФ от
15 марта 2000 г. N 511, экологический аудит
рассматривается как сфера самостоятельного
нормативного правового регулирования.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N
307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
не только не способствует, но и, наоборот,
препятствует развитию рынка услуг в области
экологического аудита, поскольку в данном
Законе под аудитом понимается независимая
проверка исключительно бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица
в целях выражения мнения о достоверности
такой отчетности.
В отличие от ранее действовавшего Федерального
закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности", согласно которому аудит
осуществлялся в соответствии с данным
Законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
по проведению аудиторской деятельности,
в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г.
N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
установлено, что аудиторская деятельность
осуществляется в соответствии с настоящим
Законом, Федеральным законом от 1 декабря
2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях",
с другими федеральными законами, а также
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами.
В результате отдельные субъекты РФ (например,
г. Москва, Томская область) начали формировать
собственную нормативную правовую базу,
регулирующую экологический аудит.
Таким образом, сложилась правовая ситуация,
когда законодатель, признавая экологический
аудит в качестве самостоятельного элемента
экономического механизма охраны окружающей
среды, не устанавливает права и обязанности,
ответственность участников указанных
отношений, случаи проведения обязательного
экологического аудита, механизмы использования
результата экологического аудита в процессе
экологического страхования, экологической
экспертизы и контроля. Для урегулирования
указанных вопросов необходимо формирование
законодательной базы на федеральном
уровне.
В настоящее время экологический аудит
используется в основном в инвестиционном
процессе и только при привлечении иностранных
инвестиций. При этом данный вид экологического
аудита, как правило, проводится иностранными
аудиторскими компаниями. Кроме того,
он активно применяется при аудите системы
управления качеством окружающей среды
на предприятии (системы экологического
менеджмента) для определения соответствия
требованиям международных стандартов
ISO 9000, 14000. Постановлением Госстандарта
от 29 декабря 2003 г. N 432-ст утвержден и введен
в действие с 1 апреля 2004 г. Национальный
стандарт Российской Федерации "Руководящие
указания по аудиту систем менеджмента
качества и (или) систем экологического
менеджмента".
Вместе с тем экологический аудит, например,
может в значительной степени помочь государственным
и муниципальным инспекторам в проведении
планового экологического контроля. В
данном случае возможно использование
схемы, предложенной Федеральным законом
от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля"
в отношении саморегулируемых организаций.
Данный Закон предусматривает, что плановая
проверка юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей - членов саморегулируемой
организации проводится в отношении не
более чем 10% общего числа членов саморегулируемой
организации и не менее чем двух членов
саморегулируемой организации в соответствии
с ежегодным планом проведения плановых
проверок, если иное не установлено федеральными
законами.
В случае выявления нарушений обязательных
требований и требований, установленных
муниципальными правовыми актами, должностные
лица органа государственного контроля
(надзора), органа муниципального контроля
при проведении внеплановой выездной
проверки членов саморегулируемой организации
обязаны сообщить в саморегулируемую
организацию о выявленных нарушениях
в течение пяти рабочих дней со дня окончания
проведения внеплановой выездной проверки.
Указанный порядок может быть применен
и при государственном экологическом
контроле. Уполномоченные органы государственной
власти не проводят плановых проверок
тех объектов хозяйственной и иной деятельности,
на которые будут представлены заключения
экологического аудита о том, что на данных
объектах в полной мере выполняются требования
экологического законодательства, нормативных
документов, соблюдаются экологические
нормативы.
При этом государственные инспекторы
смогут выборочно проверять подконтрольные
объекты. Если будут выявлены нарушения,
противоречащие заключению экологического
аудита, то установленный порядок выборочного
государственного экологического контроля
отменяется и вносится представление
об аннулировании аттестации аудиторов,
осуществлявших экологический аудит на
данном объекте.
Такая процедура была предусмотрена в
Законе г. Санкт-Петербурга от 26 декабря
2005 г. N 712-109 "О городском экологическом
контроле в Санкт-Петербурге и административной
ответственности за нарушения в области
охраны окружающей среды", согласно
которому плановой проверке не подлежали
объекты городского экологического контроля