Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 08:10, курсовая работа
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
I. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
II. Наблюдение и учет в области природопользования и охраны окружающей среды.
III. Экологический контроль: понятие и его виды.
IV. Нормирование и лицензирование в области природопользования и охраны окружающей среды.
Список нормативно-правовых актов и литературы
В зависимости от масштабов системы мониторинг делится на глобальный, региональный, локальный;
от уровня измененности человеком окружающей среды - на фоновый и импактный. При этом фоновым является мониторинг при наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Импактный - разновидность системы наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды». Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.
В общих чертах порядок пользования информацией, в том числе и экологической, был определен ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу). В соответствии со ст.12 этого закона пользователи информации – граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом, т.е. информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация. Однако экологическую информацию, а также информацию о чрезвычайных ситуациях, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ч.3 ст.10).
Что касается порядка предоставления информации, то владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов.
В действующем законодательстве порядок предоставления экологической информации различается в зависимости от характера последней. Информация, имеющая чрезвычайный характер, например, сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, а также о радиационной, химической, взрывной, пожарной, и экологической безопасности, о принятых мерах, о приемах и способах защиты населения оперативно распространяется государственными органами и органами местного самоуправления через средства массовой информации и по иным каналам (ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Закон РФ «О средствах массовой информации» обязывает редакции средств массовой информации незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию государственных органов оперативную информацию по вопросам безопасности населения (ст.35).
Текущую информацию граждане, организации и общественные объединения могут получать различным образом. Например, из ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их запросам, в ходе общественных слушаний, проводимых в рамках процедуры оценки вождействия на окружающую среду, путем ознакомления с заключениями государственной экологической экспертизы и т. п. Помимо этого, указанные субъекты могут запрашивать интересующую их информацию у государственных органов и ох должностных лиц.
Единый порядок предоставления информации отсутствует. Так, Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предусмотрено, что информация о состоянии окружающей среды общего назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Бесплатно названная информация предоставляется органам государственной власти РФ, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в области мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется за плату. Специализированная информация пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.
Предоставление информации, полученной в ходе ведения социально-гигиенического мониторинга, осуществляется на договорной основе.
Информация о лесном фонде может предоставляться безвозмездно или за плату. На безвозмездной основе может предоставляться информация для научно-исследовательских, учебных и других некоммерческих целей, за плату на основе договоров предоставляется информация, имеющая коммерческий интерес.
Особое значение с точки зрения реализации права граждан и общественных объединений на доступ к экологической информации имеют сроки предоставления запрашиваемой информации. Поскольку ни в одном нормативном акте они не указываются, думается, по аналогии может применяться месячный максимальный срок для ответов на заявления граждан.
Вопрос 3. Экологический контроль: понятие и его виды.
Понятие и задачи экологического контроля
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор.
Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.08, №102-ФЗ. Ст.12..
Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая экспертиза и др.
Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу. Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля - выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.
В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
в) предельно допустимые уровни вредных воздействий - вибрации, электромагнитных излучений и т.д.
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.
Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.
- Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
- Информационная функция
- Карательная функция
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
Система экологического контроля
В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:
- наблюдение за состоянием
Информация о работе Экологический контроль: понятие и его виды