Экологический контроль: понятие и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание работы

I. Понятие и виды организационно-правовых форм обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
II. Наблюдение и учет в области природопользования и охраны окружающей среды.
III. Экологический контроль: понятие и его виды.
IV. Нормирование и лицензирование в области природопользования и охраны окружающей среды.
Список нормативно-правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экологическому праву.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 4. Нормирование и лицензирование в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды

         Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.

         В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.

       Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др. Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.

       В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание.

       Так, в соответствии со ст.12 Федерального закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать:

- данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию;

- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

- сроки действия лицензии и сроки начала работ;

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

- условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды;

- некоторые другие элементы.

       Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.

      Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются:

- перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

- нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

- перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов;

- экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;

- сроки действия установленных экологических ограничений;

- нормы экологической ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии: штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование.

       Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам.

       При наличии оснований орган, выдавший лицензию (разрешение), может приостановить ее (его) действие или аннулировать ее. Наиболее типичным основанием для аннулирования является нарушение условий действия лицензии.

      Наличие лицензии дает хозяйствующему субъекту возможность заключить договор на природопользование с исполнительным органом государственной власти. В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.

 

Понятие, цели, задачи экологического нормирования. Система экологических нормативов. Сфера применения. 
 
 
         Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. 
 
        В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования. В числе основных следует назвать Закон об охране окружающей среды. 
 
       Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства. 
 
       В систему экологических нормативов входят: 
 
• нормативы качества окружающей среды; 
 
• нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; 
 
• нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. 
 
         Экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и др. 
 
       С помощью нормирования можно следить за качеством воздуха, воды, почвы. 
 
 
Лицензирование природопользования: цели, функции, виды лицензий. 
 
 
Лицензия в переводе на русский язык – разрешение на что либо.  
 
Виды лицензий. 
 
        Природноресурсовая лицензия применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определённого вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: контроля за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления этого природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи – охранительная и регулятивная. 
 
         Лицензирование есть проявление административно-правового метода управления природопользования путём запрета, разрешения, уполномочия. По своей сущности лицензия на природопользование концентрирует в себе три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса либо его владельца, во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса, в-третьих, средством регулирования рационального природопользования. 
 
        Для лицензии характерно, что она выдаётся уполномоченным органом экологического управления.  
 
       Наличие лицензии дает хозяйствующему субъекту возможность заключить договор на природопользование с исполнительным органом государственной власти. В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.         Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 1993.

2.         Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г// СЗ РФ 2002., №2. Ст.133. СЗ РФ 2007., №7. Ст.834.

3.         Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М., 2004.

4.         Бринчук Н.Н. Экологическое право России. - М., 2004.

5.         Дубовик О.Л. Экологическое право России. - М., 2006.

6.         Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М., 2005.

7.         И. А. Игнатьева// Экологическое право. - М., 2002. - №1.-с.28-37.

8.         Маковик Р.С.  Новые экологические акты РФ и их терминологический аппарат / Р. С. Маковик// Юрист. - М., 2002. - №3.-с.2-5

9.         Трунцевский, Ю.Н.  Экологическое право: учебное пособие / Ю. Н. Трунцевский, Н. Е. Саввич. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001. - 302 с.

10. Конституция Российской Федерации.

11. Гражданский кодекс РФ от 01.03.2002 г.

12. Уголовный кодекс РФ, введен  в действие с 01.01. 1997 г. (с изменениями  и дополнениями на 15.04.2008 г).

13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

14. Федеральный закон РФ «О  радиационной безопасности населения»  от 09.01.96, №3-ФЗ.

15. Федеральный закон РФ «Об  обеспечении единства измерений»  от 26.06.08, №102-ФЗ.

16. Комментарий к Кодексу об  административных правонарушениях, под ред. Э.Н. Ренова, М.: НОРМА, 2004 г.

17. Боголюбов С.А. Экологическое  право. Учебник. - М.: НОРМА, 2000.

18. Учебное пособие. «Экологическое  право». Кузнецова Н.В. 2000 г.

19. Дубовик О.Л. Экологическое право  в вопросах и ответах - Учебное пособие.

20. «Экологическое право» М.М. Бринчук, М.: Юристъ - 1998 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант № 4

 

Задание № 1. Виды исков  в гражданском процессе

Задачи

 

 

Задача 1

 

Председательствующий в заседании президиума предложил прокурору в порядке поддержания представления доложить дело.

После доклада, а затем проверки и обсуждения материалов дела прокурор взял слово для дачи заключения и заявил, что отзывает свое представление, т.к. убедился в его ошибочности.

Оцените ситуацию.

 

Задача 2

 

Смирнова обратилась в суд с иском к Пономареву об установлении его отцовства в отношении сына, родившегося в период нахождения в фактических брачных отношениях. Она просила допросить своих подруг – Иванову и Жарову, с которыми делилась о своих близких отношениях с ответчиком.

Помимо этого Смирнова заявила ходатайство о пересмотре в судебном заседании видеопленок, в которых показывается, что ответчик находился на отдыхе с сыном и его матерью.

Определите предмет доказывания по этому делу.

Все ли указанные истицей доказательства относятся к делу?

Какие еще доказательства могут быть исследованы по указанному делу?

 

Курсовая работа

 

2 Тема 2. Подсудность гражданских дел

 

  Примерный план:

1. Понятие подсудности. Соотношение  подсудности и подведомственности.

2. Родовая подсудность  и её характеристика.

3. Территориальная подсудность  и её характеристика

4. Основания и порядок  передачи гражданских дел из  одного суда в другой.

 

2.1 Методические рекомендации

 

Студентам следует отразить значение подсудности и последствия неправильного её определения.

Необходимо рассмотреть тенденции развития законодательства в данном направлении. Возможно выявить проблемы нормотворчества и наметить пути устранения.

В работе нужно использовать примеры из судебной практики

 

 

6 Тема 6. Пересмотр судебных постановлений  по вновь открывшимся обстоятельствам

 

Примерный план:

1. Пересмотр постановлений, вступивших в законную силу, как стадия гражданского процесса.

2. Основания для пересмотра решений  по вновь открывшимся обстоятельствам. Отличие от надзорного производства.

3. Процедура пересмотра заявления, представления по вновь открывшимся обстоятельствам.

6.1 Методические рекомендации

Рассматривая данную тему, важно обратить внимание на особенности пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Какова роль данного этапа в защите нарушенных прав граждан. Важно определить процедуру рассмотрения заявления, исчисления срока подачи заявления, саму подачу, непосредственное рассмотрение заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда и вынесения постановления по данному вопросу.

6.2 Литература и нормативный  материал, рекомендуемый для изучения  темы

АлиевТ.Т., Исаенкова О.В., ГромовМ.А. Принцип всестороннего  исследования доказательств о вновь открывшихся обстоятельствах гражданского судопроизводства// Право и политика.-2003.-№11.-с.58-60

Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. – Саратов.: Б.И., 1985. – 77 с.

Морозова Л.С. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. – М.: Б.И., 1959. – 112 с.

Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО «Городец – издат», 2003 г. – С. 576 – 584.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / Под ред. Рыжакова А.П. – М.: НОРМА, 2003. – С. 576 – 584.

 

         В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В случае нарушения или оспаривания права всякое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о его защите. Отказ от права на обращение в суд недействителен (ст. 3 ГПК).

       Требование о защите нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса называется иском. При нарушении права возникает потребность «искать» его защиту. Государственным органом, который, прежде всего, должен предоставить такую защиту, является суд. Иск есть то правовое средство, которым возбуждается деятельность суда по защите нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. Процессуальный порядок, в рамках которого протекает эта деятельность, носит название искового судопроизводства.

          Для того чтобы правовой спор стал предметом рассмотрения в исковом судопроизводстве, необходимо, чтобы спорящие стороны находились в отношениях правового равенства друг к другу. Такие отношения характерны для отраслей частного права. Таким образом, в порядке искового судопроизводства рассматриваются споры частноправового (гражданско-правового) характера.

          Суд приступает к производству по гражданскому делу не иначе как по исковому заявлению заинтересованного лица. Однако в случаях, предусмотренных законом, судопроизводство может быть возбуждено иском лиц, действующих в защиту прав и интересов другого лица, в том числе прокурора и органов государственного управления, которые выступают также в защиту государственных и общественных интересов.

         Обращаясь в суд с иском, истец просит постановить решение, восстанавливающее положение, существующее до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждающее к исполнению обязанности в натуре либо к возмещению убытков, взысканию неустойки или морального вреда; или признающее право, т.е. подтверждающее существование между истцом и ответчиком какого-либо гражданско-правового отношения либо приводящее к прекращению или изменению правоотношения.

        Таким образом, иском называется обращённое к суду требование вынести решение о признании судом субъективного права истца и о присуждении ответчика к совершению определённых действий, либо о подтверждении судом наличия или отсутствия между истцом и ответчиком определённого гражданского правоотношения, либо об изменении или прекращении правоотношений между истцом и ответчиком.

Информация о работе Экологический контроль: понятие и его виды