Возникновение системы менеджмента
и экологического управления целесообразно
проанализировать на основе главных исторических
этапов становления и развития мировых
рыночных отношений [8].
Современное производственное
экологическое управление в первую очередь
направлено на соблюдение обязательных
государственных требований в области
окружающей среды и использование природных
ресурсов. Очевидна необходимость разработки
и принятия международных стандартов
по управлению окружающей средой.
Следующим направлением охраны
окружающей среды было выбрано направление
на Международной конференции в 1978 г. в
г. Женеве: необходимость технического
перевооружения на основе ресурсосберегающих
и малоотходных технологий. Это высокозатратные
механизмы, требующие вложения большого
количества финансовых средств. Поиск
методов снижения затрат на внедрение
таких технологий привел к появлению инвестиционного
экологического менеджмента.
1.3. Экологическая
служба предприятия
Ключевым звеном в системе экологического
управления и менеджмента является экологическая
служба предприятия, или в случае небольших
производств отдельный квалифицированный
специалист (менеджер), уполномоченный
решать соответствующие задачи. На практике
встречаются четыре основных типа структур
систем экологического управления и менеджмента,
различающиеся по положению в них экологической
службы предприятия или уполномоченного
специалиста:
- Структура с отсутствующей
экологической службой или специалистом
в области экологического менеджмента;
- Структура, в которой экологическая
служба (должностные обязанности менеджера)
совмещена с каким-либо другим подразделением
(другими должностными обязанностями)
предприятия;
- Структура, в которой экологическая
служба (менеджер) выделена в отдельное
подразделение (должность);
- Структура, в которой экологическая
служба выделена в отдельное подразделение
с руководителем, равным по рангу заместителю
директора предприятия.
По способу организации деятельности
возможно следующее деление экологических
служб предприятий:
1. Экологические службы
дифференцированного типа, в которых обязанности
сотрудников разделены по виду воздействия
на окружающую среду. Для большинства
служб такого типа можно выделить сотрудников,
занятых:
охраной атмосферного воздуха;
охраной и рациональным использованием
водных ресурсов;
охраной окружающей среды от
отходов производства и потребления;
охраной и рациональным использованием
земельных ресурсов.
Разделение обязанностей в
экологических службах такого типа похоже
со структурой государственных органов
экологического контроля. Подобное разделение
обязанностей оправдано для больших предприятий
(производственных объединений), на которых
экологическая служба включает более
10 человек.
В качестве недостатков структуры
экологических служб этого типа относятся
изолированность областей деятельности
специалистов и вероятность ситуаций,
в которых при невозможности выполнения
специалистом по каким-либо причинам своей
работы другим специалистам потребуется
значительное количество времени, прежде
чем они квалифицированно смогут выполнять
обязанности отсутствующего сотрудника,
а также организационные сложности принятия
комплексных природоохранных решений.
К достоинствам экологической
службы такого типа заключается в том,
что можно досконально изучить требования
и возможности в определенной области
деятельности, осуществлять более эффективное
управление и менеджмент, например, в области
обращения с отходами производства и потребления
и принимать правильные решения. Для того
типа характерны экологические службы,
обязанности сотрудников в которых разделены
по виду технологических операций, существующих
на предприятии. Работники таких служб
занимаются экологическими вопросами,
связанными с конкретной технологической
операцией.
2. Экологические службы
интегрированного типа. Сотрудники экологической
службы такого типа в составе подразделения,
отвечающего за природоохранную деятельность
на предприятии, вместе выполняют работы,
связанные с охраной окружающей среды
и рациональным использованием природных
ресурсов. Такой тип структуры экологической
службы предприятия достаточно распространен
для средних и мелких предприятий.
К достоинствам можно отнести:
взаимозаменяемость сотрудников (в случае
отсутствия кого-либо из сотрудников другие
специалисты могут успешно выполнить
его обязанности); комплексный характер
работ (при рассмотрении вопросов, связанных
с одним видом воздействия на окружающую
среду, учитываются и остальные аспекты
такого воздействия.
Например, при разработке обоснования
лимитов размещения отходов важными являются
не только знания и навыки в данной области,
но и в области воздействия на атмосферный
воздух, рационального использования
водных и земельных ресурсов);
3. Экологические службы смешанного
типа. Сотрудники подобных экологических
служб могут выполнять обязанности, связанные
с различными видами воздействия на окружающую
среду, а также заниматься экологическими
проблемами определенной технологической
операции. Экологическим службам такого
типа присущи достоинства и недостатки
служб вышеописанных типов.
Оптимальным типом организации
производственной экологической службы
для мелких и средних предприятий является
служба интегрированного типа с отсутствием
разделения обязанностей по видам воздействия
на окружающую среду.
Для крупных предприятий и производственных
объединений с количеством сотрудников
в экологической службе свыше 10 человек
более эффективна служба дифференцированного
типа с разделением обязанностей между
сотрудниками.
При любой организации производственной
экологической службы важен комплексный
подход в осуществлении эффективного
экологического управления и экологического
менеджмента, в том числе при разработке
экологической политики предприятия,
определении основных целей и задач в
данной области, организации деятельности,
мотивации и контроле.
Экологическая служба предприятия
информационно связана с такими подразделениями,
как отделы главного энергетика, главного
механика, подразделением, занимающимся
вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями.
Обмен информацией может быть односторонний
и двухсторонний. Экологическая служба
аккумулирует всю информацию по осуществлению
экологического управления и менеджмента
на предприятии, а затем анализирует ее,
представляет в различных внутренних
и внешних документах, разрабатывает программы
(планы) экологического менеджмента, составляет
и ведет экологическую отчетность.
Одно из направлений экологического
менеджмента относится непосредственно
к труду менеджера: это управление деятельностью,
обеспечивающей проведение в жизнь организационных,
технических и иных мероприятий по реализации
безопасных условий труда менеджеров,
таких как:
гарантия обеспечения экологической
безопасности на весь период жизненного
цикла менеджера;
объективная информация о технических
возможностях новейшей оргтехники и ее
соответствия экологическим стандартам;
содействие сотрудничеству
в области охраны труда предпринимателей
и персонала на всех уровнях управления
[10].
1.4. Экологический маркетинг
В переводе с английского слово
«marketing» означает рынок, деятельность
в сфере рынка.
Существует множество научных
определений маркетинга и различных подходов
к маркетингу [9].
1. Маркетинг – как управленческая
концепция («образ мышления»), своеобразная
«философия» предпринимательства
ведения деловых операций. Этот
подход основывается на следующих
принципах: систематизация в понимании
рынка и его элементов; приоритет
интересов покупателя; гибкая приспособляемость
к требованиям рынка и активное
воздействие на него и т.д.
2. Маркетинг – как образ
действий, т.е. система практических
приемов и мер, направленных на
достижение успеха на рынке.
Кроме того, маркетинг может
рассматриваться как область человеческих
знаний, наука со специфическим предметом
исследований, учебная дисциплина, область
хозяйственной деятельности, специфическая
функция предприятия и т.д.
Понимание маркетинга изменилось
в процессе развития маркетинговой деятельности.
Обычно она реализуется в таких функциях,
как исследование рынка и изучение поведения
покупателей, разработка новых товаров
и формирование ассортиментной политики
фирмы, разработка ценовой политики, организация
системы сбыта и распределения товаров,
формирование системы маркетинговых коммуникаций
(прежде всего рекламы), управление маркетингом
и др.
Главная цель маркетинговой
деятельности в этот период состояла в
том, чтобы обеспечить сбыт любой продукции,
которую фирма в состоянии производить.
Менеджеры фирм при этом ориентировались
главным образом на свои производственные
возможности, а не на потребности рынка.
Важнейшими средствами маркетинга становятся
пропаганда товара, создание и поддержание
высокой репутации фирмы в глазах потребителей
и общественности. Поэтому маркетинг 50—60-х
гг. связывают в основном с рекламой и
стимулированием различных торговцев.
Обострение проблемы реализации
происходило на фоне коренных сдвигов
на рынке, связанных со стремительным
развитием монополий. В этих условиях
многое изменилось в сфере обращения;
достигнутые масштабы производства позволяли
монополистам применять различные методы
учета емкости рынка, осуществлять в определенных
рамках его прямое и косвенное регулирование.
Маркетинг как теоретическая
концепция был призван осмыслить все эти
радикальные перемены. При этом возникла
вполне конкретная задача: разработать
инструментарий такого регулирования.
Появляются первые учебные курсы маркетинга,
составляются программы подготовки будущих
бизнесменов, открываются коммерческие
исследовательские фирмы по проблемам
маркетинга, специализированные отделы
в управленческих аппаратах крупных компаний.
Аспекты экологически ориентированного
маркетинга в мировом сообществе связаны
с быстрым развитием технологий и процессов,
снижающих воздействие на окружающую
среду, а также с ускоренным формированием
рынка экологических услуг, который, естественно,
требует соответствующего развития маркетинговых
средств управления. К основным маркетинговым
направлениям в этой области следует отнести:
формирование финансовых структур
поддержки экологических действий;
экологическую оценку (аудит)
уровня воздействия на окружающую среду;
экологическое страхование
действий компаний;
изменение форм отчетности
деятельности производителей;
формирование новых принципов
торговли (например, продажа экологически
чистых продуктов) [9].
Маркетинговый механизм управления
охраной окружающей среды основан на типологии
рыночных методов. В настоящее время известны
следующие основные группы методов управления:
административное регулирование
– введение соответствующих нормативных
стандартов и ограничений, которые должны
соблюдать фирмы-производители, а также
осуществление прямого контроля и лицензирования
процессов природопользования;
экономические стимулы, направленные
на то, чтобы заинтересовать фирму-производителя
в рациональном природопользовании;
система платежей за загрязнение
и экологических налогов;
распределение прав на загрязнение
и компенсационные платежи [9].
Данные методы необходимо использовать
на различных стадиях маркетингового
процесса, учитывающего состав первичных
ресурсов, специфику производственного
процесса и применяемых природоохранных
технологий, формирующих выбросы в окружающую
среду.
Пользователь какого-либо ресурса
платит за него так же, как за приобретаемое
сырье, электроэнергию и т.д.
Платежи пользователей на покрытие
административных расходов могут включать
плату за получение лицензии, а также другие
номинальные платежи, соответствующие
величине выбросов и покрывающие издержки
на выдачу лицензии. Эти платежи в целом
меньше платежей за загрязнение и имеют
ограниченное воздействие на уровень
выбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать
как лицензионный сбор, который сопровождается
выдачей лицензии.