Экологический мониторинг, его значение в оценке санитарно-гигиенического состояния окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:57, реферат

Описание работы

Всесторонний анализ окружающей среды предусматривает оценку ее экологического состояния и влияние на нее естественных и антропогенных воздействий.
Характер этих воздействий весьма специфичен. Лимитирующим показателем уровня естественных и антропогенных воздействий является предельно-допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН), которая во многих странах установлена в связи с тем, что нормальное функционирование и устойчивость экосистем и биосферы возможны при непревышении
определенных предельных нагрузок на них.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 106.91 Кб (Скачать файл)

мые в отраслях общественного обслуживания (экономическое регулирование), вторая —

меры воспитательного характера, направленные на выработку у каждого гражданина

сознательного отношения к потребляемым ресурсам (регулирование воспитанием). На

практике эти меры носят комплексный характер, взаимно дополняя друг друга.

Внедрение новых технических решений, с помощью которых достигается экономия

ресурсов, должно сопровождаться их пропагандой и созданием условий для широкого

использования.

Например, одним из наиболее используемых ресурсов для бытовых нужд является

питьевая вода. Жилищно-коммунальное хозяйство наряду с промышленностью и

сельским хозяйством - крупнейший потребитель воды. Специалисты подсчитали, что

водопотребление на одного жителя, пользующегося водопроводом, составляет 200-240

л/сутки, а пользующегося, образно говоря, «ведром» - только 20-40л. Чаще всего потери

воды вызваны техническими неполадками. Речь идет, в частности, о неисправностях

оборудования, утечках воды из труб. Кроме того, много питьевой воды расходуется не

по назначению, например на полив зеленых насаждений, и т.д.

Для решения вопроса рационального водопользования необходимо наладить

тщательный учет всей расходуемой воды и оперативно устранять технические неполадки

в системах водообеспечения. О том, что возможности для этого есть, свидетельствуют

значительные различия в уровне потребления воды между различными городами и

регионами страны, а также достигнутым уровнем потребления воды в ряде развитых

государств. Например, в Москве начиная с 1997 г. ведется работа по установлению

водосчетчиков в многоквартирных домах наряду с введением в строй в 1994 г. станции

«Роса», осуществляющей контроль водопроводной воды по 70 показателям 30 раз в

сутки. Таким образом, для обеспечения рационального потребления воды необходим

20

комплекс мер, объединяющий прогресс в области экономики, организации и техники,

дополненный продуманной эффективной воспитательной работой.

Все это в полной мере относится и к потреблению других видов ресурсов, в

частности, топливно-энергетических. Например, потребление электроэнергии на

бытовые нужды в последнее время ежегодно увеличивается на 10%, в то же время опыт

показывает, что такое увеличение не всегда оправдано. Одним из направлений экономии

электрической энергии является массовый выпуск бытовой техники, обеспечивающей

рациональное потребление электроэнергии. Например, замена парка бытовых

холодильников на более экономичные модели (с усовершенствованной теплоизоляцией,

автоматическим оттаиванием) позволила снизить потребление электроэнергии. Переход

на «зимнее» и «летнее» время, позволяющий лучше использовать «светлые» часы суток,

в целом по народному хозяйству дает экономию около 3 млрд кВт-ч электроэнергии в

год, на 3—4 млн кВт-ч снижает пиковые нагрузки энергосистем.

Управление естественными и социоприродными экосистемами

До недавнего времени управление социоприродной экосистемой осуществлялось в

интересах только человеческого общества, что привело бы к глобальному нарушению

экологического равновесия и обозначило катастрофу для человечества. Целям новой

стратегии для оздоровления системы служит, в частности, экологический менеджмент.

Само управление состоит из оценки состояния ОС, контроля изменения ее

параметров, прогноза, принятия решений, реализации через производственные

структуры с помощью структур управления

Безопасное управление природными процессами предполагает контроль качества

среды обитания. Уровень контроля зависит от экономического и культурного развития

общества. Чем более развито общество, тем эффективнее реализуются процессы

социально-экологического управления средой обитания.

Социально-экологическому контролю подлежат все компоненты системы

«природа-человек».

Особенность иерархических систем управления заключается в том, что

информация о состоянии объекта контроля может быть получена лишь с нижних

уровней управляемой системы. А это предопределяет особые (основанные на доверии)

отношения между контролирующей и управляющей системами и системой производства.

Отсюда концепция современных информационно-управляющих природоохранных

21

систем основывается на знании законов саморегуляции природных систем, на знании

возможного предела вмешательства человека в эти саморегулируемые системы, за

которым — необратимые катастрофические последствия.

Основные требования к проведению экологического контроля:

• гарантия достижения природоохранной цели путем выявления отклонений от

нормативных значений контролируемых величин: атмосферы, гидросферы, почвы,

выбросов промышленных предприятий и т.д. Превентивная ориентация контроля;

• отражение в планах производства природоохранной деятельности предприятий;

• эффективность организационной структуры контроля защиты ОС;

• индивидуальный подход к контролю: методы контроля должны быть понятны

руководителю предприятия, рядовому работнику и контролеру;

• прогноз изменения состояния среды обитания, выделение признаков

приближения ее к опасному состоянию, контроль за критическими состояниями среды:

залповыми выбросами, аварийными ситуациями по состоянию ОС и т.д.

• работа по выходу из аварийной или стихийной ситуации, ликвидация

возможности развития чрезвычайной ситуации из-за накопленных радиоактивных

веществ, химического оружия, устаревших технологий и т.д.

Среди способов контроля различают: прямой непосредственный контроль за

состоянием ОС с использованием технических средств по отслеживанию физических,

химических, биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы

и почвы. Для оценки состояния ОС пользуются методом биоиндикации. При этом

используется высокая чувствительность некоторых живых организмов к загрязнению,

например, хорошими индикаторами загрязнения являются мхи, лишайники и водоросли.

Косвенный способ контроля заключается в использовании законодательных и

административных рычагов управления.

Контроль может быть ручным, когда наблюдения за изменениями ОС

осуществляются вручную, или автоматическим, когда контроль за изменением ОС

осуществляется в автоматическом режиме.

По способу анализа контроль может быть прямым и дистанционным. В отличие от

прямого дистанционный метод анализа состояния ОС предусматривает бесконтактный

процесс получения информации с помощью аэрофотосъемки или космической съемки.

22

Поскольку экологическая оценка имеет много неопределенностей, то полезна

экспертная оценка состояния ОС; она применяется в сложных и критических условиях.

Это прерогатива специалистов-экспертов высокого класса, принимающих на себя

ответственность в принятии решений в сложных экологических ситуациях.

Правовое обеспечение контроля состоит в выполнении законов по обеспечению

сохранности ОС, а также норм правового регулирования использования воды, воздуха,

почвы, недр и т.д. Сюда включается лицензионное право организаций на вылов рыбы,

отстрел животных, вырубку леса, добычу полезных ископаемых и т.д.

Технологический контроль связан с соблюдением технологического режима

производства, который регулируется нормами и требованиями по обеспечению

экологической безопасности среды производства и продукции. Отвечают за

технологическое обеспечение производства руководитель предприятия, главный ин-

женер, технолог и эколог-менеджер.

Экономический контроль ОС заключается в предпочтении экологически

чистого производства и продукта. Налоговый прессинг должен возрастать по отношению

к вредному производству и вредному продукту.

Для снижения давления на ОС применяются информационные, предупредительные

и карательные методы. Информационные включают мониторинг изменения параметров

ОС, предупредительные - различные виды экологической экспертизы, административно-

правовые - экостандарты, разрешения, лицензии и т.д., административно-

предупредительные - проверку деятельности объектов возможного загрязнения,

экологический аудит и т.д., карательные - различные формы пресечения (от закрытия

предприятия до уголовного преследования виновных), экономические и финансовые

меры воздействия.

К информационному обеспечению экологических проблем относятся сбор,

обработка, анализ, синтез данных, построение моделей, создание баз данных для

пользователей. Первичная экологическая информация собирается с помощью

измерительных средств в процессе научно-практической деятельности. Эта информация

обладает наивысшей прикладной ценностью. Вторичная информация — результат

переработки первичной для дальнейшего использования в экологическом моделиро-

вании, мониторинге и экспертизе. Третичная информация является результатом

23

переработки вторичной для предоставления потребителю для последующего принятия

решений.

Экологическое моделирование занимается изучением экологических объектов и

процессов на их моделях для расчета поведения человека в стационарно-изменяющихся

условиях ОС, а также для выработки рекомендаций по координированию форм и

масштабов хозяйственной деятельности с изменяющимися условиями среды.

Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния

окружающей природной среды и экологических систем, в том числе и находящихся в

условиях антропогенных воздействий. Экологический мониторинг состоит из сле-

дующих ступеней: биологический мониторинг отслеживает связь в изменениях ОС с

состоянием организмов биоты, в том числе и человека, особое значение придается учету

канцерогенных и мутагенных факторов; геоэкологический (природно-хозяйственный)

мониторинг обеспечивает наблюдение за природными экосистемами, агробиотой и

индустриальными системами; методы этой ступени мониторинга должны определять

способность ОС к самовосстановлению, биопродуктивности экосистем и различные

ПДК, контроль обеспечивается сетью контрольных пунктов наблюдений и полигонов;

биосферный мониторинг отслеживает изменения в биосфере, вызванные

антропогенными воздействиями.

Целью экологической экспертизы является превентивный контроль экологической

безопасности, осуществление государственного контроля в области охраны ОС и

рационального использования природных ресурсов. Эти функции делегированы

государством Министерству природных ресурсов РФ, Государственному комитету РФ

по охране окружающей среды и их территориальным органам соответствующими

законами РФ.

Заключение экспертной комиссии обязательно для всех юридических лиц и

граждан, деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную

среду, с природопользованием и т.д. Положительное заключение экспертной комиссии

является одним из обязательных документов для открытия финансирования и

кредитования реализации объекта.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

• предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и

отраслей народного хозяйства;

24

• проекты целевых федеральных социально-экономических и научно-технических

программ, связанных с воздействием на ОС;

• проекты федеральных комплексных схем охраны и использования земельных,

водных, лесных и других природных ресурсов;

• материалы экологического обследования территории для. предания им статуса

особо охраняемого природного объекта;

• ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, ликвидацию

объектов и предприятий федерального значения, осуществление которых может нанести

вред ОС;

• проекты нормативно-технической и инструктивно - методической документации

в части охраны ОС и реакционного природопользования, регламентирующих

хозяйственную деятельность.

Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности

Экологическая ситуация в России настоятельно требует перехода от дискретного к

непрерывному процессу учета экологического фактора в процессе жизнедеятельности

общества в рамках сохранения качества ОС. При этом предусматривается оценка

воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовка экологических разделов в

рамках ТЭО или проектов, экологическая экспертиза, послепроектный анализ,

экологический аудит, экологическая сертификация и лицензирование, использования

природных ресурсов, экологическое страхование и др.

Рассмотрим этапы экологического сопровождения хозяйственной деятельности

(ЭСХД).

Этап А. Планирование и согласование планов реализации деятельности. Здесь

разрабатывается и утверждается предпроектная и проектная документация на право

осуществления планируемой деятельности. Этап предусматривает проведение ОВОС.

Этап Б. Создание материальных объектов планируемой деятельности,

обеспечивающих ее реализацию (строительство зданий, машин и механизмов). Этап

предусматривает мониторинг ОС.

Этап В. Осуществление планируемой деятельности, происходящее: в штатном

режиме (этап В1); во внештатном режиме (аварии, технологические сбои и т.д.) — этап

В2. Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба,

Информация о работе Экологический мониторинг, его значение в оценке санитарно-гигиенического состояния окружающей среды