Экологическое лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Экологическое лицензирование – это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий.

Файлы: 1 файл

Экологическое_право.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию                                                        Государственное образовательное  учреждение                                высшего профессионального образования                                         «Вятский государственный гуманитарный университет»               Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

Учебная дисциплина – Экологическое право

Вариант 3

 

 

 

Дата «___» _______________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРОВ

2011


Контрольная работа по экологическому праву

Вариант № 3

 

Теоретическая часть

 

Экологическое лицензирование

 

Экологическое лицензирование – это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий.

При этом «лицензия» определяется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности») как официальный документ компетентного государственного органа, содержащий разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Впервые понятие «государственная система лицензирования» как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, было введено в РФ актом, относящимся к экологической сфере – законом РФ от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах».

В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий.

Фактически под экологической лицензией может подразумеваться разрешение на выемку, потребление, использование природных ресурсов, размещение вредных веществ (в т. ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды.

 

Экологическое лицензирование – процесс подготовки материалов, проведение экологической экспертизы соответствующих материалов и процедуры выдачи разрешения, а также надзора за выполнением условий его реализации.

Оно включает в себя элементы административной разрешительно-контрольной системы, опирающейся на ограничивающие условия:

  • экологические стандарты, нормативы и лимиты, а также сертификаты;
  • требования осуществить оценку воздействия на окружающую среду и представить ее результаты на государственную экологическую экспертизу;
  • обязательность экологического контроля и т, д.

С другой стороны, экологическое  лицензирование косвенно опирается  на (и иногда включает) элементы экономического механизма управления, затрагивающего платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также на постепенно вводимые и развиваемые в РФ гражданско-правовые договорные отношения, в том числе экологическое страхование, экоаудит и другие.

При этом сами экологические лицензии, в принципе, могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например, на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.

С точки зрения управления, экологическое лицензирование – это система организационных мер, направленных на регулирование природопользования, охраны природы и защиты человека, а также объектов окружающей среды посредством разработки экологических регламентации и ограничений деятельности управляемых субъектов.

Сюда же, помимо лицензирования, входят и мероприятия по экологической сертификации, касающиеся не столько действий природопользователей, сколько их результатов – качества продукции и услуг.

Сейчас в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользованием и обеспечением безопасности в экологической сфере.

Экологическое лицензирование – деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению лицензий (разрешений) хозяйствующим субъектам, осуществляющим природопользование или работы, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическому лицензированию подлежат:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
  • проведение природоохранных работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;
  • экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;
  • проведение экологического аудита хозяйствующих субъектов;
  • виды деятельности, связанные с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, предприятий;
  • экологический консалтинг;
  • оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий.

Документы, выполняющие  функции лицензирования:

1) лицензии (например, на  комплексное природопользование);

2) разрешения (на выброс  вредных веществ);

3) ордера (лесорубочный  билет).

Лицензия на комплексное  природопользование – документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, а также условия природопользования для предприятий.

Различают следующие  виды специальных лицензий.

Водные ресурсы:

  • водопользование;
  • водопотребление (изъятие).

Недра:

  • изучение природного ресурса;
  • добыча;
  • строительство сооружений;
  • захоронение отходов.

Лесные ресурсы:

  • лесной билет (право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывоза древесины);
  • лесорубочный билет (право на заготовку и вывоз древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов).

Животный мир:

  • отстрел;
  • изъятие продуктов жизнедеятельности (мед, молоко, шерсть);
  • отлов;
  • экспорт, импорт;
  • рыболовный билет.

Экологическое лицензирование выполняет три взаимосвязанных функции управления, являясь сегодня:

  • формой учета пользователей природных ресурсов или предприятий, загрязняющих окружающую среду;
  • формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей природной среды;
  • формой распоряжения природными ресурсами или правами на загрязнение (другое воздействие) окружающей среды.

Сама же экологическая  лицензия – это документ, фиксирующий  особенности взаимоотношений (иногда юридически закрепляемых договором) между специально уполномоченным государственным органом экологического управления, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) – с другой.

Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной экологической политики, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Существенная особенность  любой экологической лицензии –  это ее оформление после проведения государственной экологической экспертизы.

Экологическое лицензирование, таким образом, подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на определенные вид деятельности в экологической сфере с указанием объемов, лимитов и видов мероприятий по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.

В целях проведения единой государственной политики в области  лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен Порядок ведения лицензионной деятельности и введен Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а также органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности (субъектов лицензирования). Проведение лицензирования этими органами осуществляется на основании Положений о лицензировании отдельных видов деятельности по конкретным направлениям, также утверждаемых Правительством РФ.

Установленный данным законом общий порядок ведения лицензионной деятельности определяет: документы, представляемые заявителем в уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы; срок (30-60 дней со дня получения заявления) для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; основания для отказа в выдаче лицензии; указываемые в лицензии требования и ограничения; порядок оформления и переоформления лицензии; платность лицензирования; условия приостановления действия лицензии, потери ею юридической силы и ее аннулирования и другие вопросы.

Действие лицензии может быть по Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ  приостановлено или аннулировано (с письменным уведомлением ее владельца и органов налоговой службы) (ст.13):

  • за нарушение лицензионной деятельности;
  • по истечении предписанного срока устранения допущенных ее владельцем нарушений лицензионных условий и непринятии мер по их устранению;
  • по истечении установленного срока лицензии;
  • ликвидации юридического лица или свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;
  • прекращение деятельности юридического или физического лица;
  • по предъявлении владельцем лицензии соответствующего заявления.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим  органом на основании решения суда.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продляется.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

В экологическом лицензировании субъектами («лицензирующими органами») являются органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), а объектами экологического лицензирования – виды деятельности, которые лицензируются соответствующими субъектами (табл. 1). Государственные органы экологического управления лицензируют следующие виды деятельности в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экобезопасности.

Таблица 1

Субъекты и объекты  экологического лицензирования

Субъекты экологического лицензирования

Объекты экологического лицензирования

Ростехнадзор 

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов

Федеральное агентство  по недропользованию

Недропользование 

Управление природных  ресурсов Приморского края

Росприроднадзор

Пользование животным миром 

Объекты животного и растительного мира

Россельхознадзор 

Племенное животноводство, семеноводство, содержание и разведение животного мира относящиеся к объектам охоты, водных биологических ресурсов в произвольных условиях и прочее


 

 

 

Практическая  часть

 

Задача. В 1995 г. в семье Н. родился ребенок с тяжелейшими врожденными пороками развития костной системы. Два предшествующих поколения ребенка по материнской и отцовской линиям проживали на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, вследствие сбросов радиоактивных отходов в р. Теча и аварии на ПО «Маяк» в 1957 г. 26 февраля 2008 г. родители ребенка обратились в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда. В заявлении всесторонне обосновывались понесенные истцом нравственные и физические страдания, факты проживания всех предков ребенка в первом и втором поколениях на радиоактивно загрязненных территориях, а также причинная связь врожденной патологии с генетическими отклонениями у членов семьи, вызванные, в свою очередь, общеизвестными фактами радиоактивного загрязнения. К заявлению прилагались результаты генетической экспертизы, проведенной Институтом общей генетики им. Н.И. Вавилова, а также заключение экспертов Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.   

Исследовав  материалы дела, суд счел иск подлежащим удовлетворению. Ответчик (ПО «Маяк») в кассационной жалобе просил областной суд отменить принятое решение.   

Во-первых, оспаривались представленные заключения о наличии  причинной  связи как выданные учреждениями, не наделенными законодательством правом установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Таким органом является, по мнению ответчика, только Межведомственный экспертный совет (согласно ФЗ РФ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие  аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча» от 26 ноября 1998 г.). Кроме того, право назначения экспертов предоставлено суду, а не заинтересованным сторонам.   

Во-вторых, ответчик ссылался на постановление Пленума  Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы  применения законодательства о  компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. Из смысла ч. 2. п. 6 указанного постановления следует, что моральный вред подлежит компенсации в случае, если противоправные действия начались до и продолжаются после вступления в законную силу акта, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда. По мнению ответчика, ПО «Маяк» прекратило сброс радиоактивных отходов в р. Теча с 1956 г. и нарушений нормативов по охране окружающей природной среды не допускает.   

Кроме того, ответчик выразил  мнение, что ответственность за причинение вреда лежит не только на ПО «Маяк», но и на государстве, как собственнике предприятия.

Информация о работе Экологическое лицензирование