Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, лекция
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.
Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).
В соответствии
со ст.16 КРФ права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действительными,
они определяют смысл, содержание и применение
закона, деятельность исполнительной
и законодательной власти, местного самоуправления,
и обеспечивает правосудие. На практике
же экологические права и интересы граждан
часто игнорируются властями. Пример:
строительство в Москве живых массивов
Марьино, Братеево на бывшей свалки отходов
и территории прилегающей к ней. В защите
прав граждан в области охраны окружающей
среды действующее законодательство отводит
существенную роль судам, однако они пока
малоактивны и не эффективны в данной
сфере. Помимо прав
ст.11 ФЗ установлены и обязанности граждан:
II. Экологические права и обязанности общих и иных некоммерческих объединений.
В подавляющем
большинстве случаев
ТЕМА 3. Организационный механизм охраны окружающей среды.
I. Правовые основы управления природа пользования и охраны окружающей среды.
Управление природа пользованием и охрана окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий направленных на исполнение требований экологического законодательства. Управление в данной сфере призвано обеспечить реализовать экологическое законодательство. Оно выступает как средство формирования реальных, общественных экологических правоотношений, образующих само экологическое право. Управление осуществляется в рамках исполнительной власти, а также муниципальных органов, юридических лиц, общественных объединений, гражданами.
Виды управления:
Функции управления – это постоянная направленная деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Функции:
Не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, как экологическое лицензирование (выполнение лишь в рамках государственного управления).
Общественное управление осуществляют общественные объединения и гражданами. Участие в общественных формированиях и граждан в управлении регулируются рядом актов, а также уставами формирования. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных объединение в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках воздействия планирования деятельности на окружающую среду. В принятии таких решений по средствам проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Содержание производственного управления определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятие) по выполнению адресованных ему природных экологических требований. Эти задачи с учётом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, сохранение водных объектов, атмосферного воздуха.
Наиболее
специфическими функциями
Производственное управление регулируется локальными объектами.
Муниципальное
управление направлено на решение местных
экологических проблем. Оно осуществляет
исполнительно – распорядительными органами
местного самоуправления на территории
РФ. Наиболее многочисленная система органов
в стране, призванная решать задачи в сфере
взаимодействия общества и природы. При
оценки деятельности этих органов важно
иметь в виду, что экологические проблемы,
как правило имеют локальный характер. К ведению местного
самоуправления относится:
Отраслевое (ведомственное) управление осуществляется министерствами ведомствами. Деятельность связана с природопользованием или вредными воздействиями на окружающую среду. Как и при производственном управление содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферой деятельности, характером предприятий. Входят в её систему масштабами и видами воздействия на природу.
Масштабы государства – наибольшая ответственность за исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Государственное управление в области природа пользования и охраны окружающей среды – составляют часть государственного управления в целом. Государственные органы обладают особыми правами и административными средствами, для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея прибегнуть у необходимости государственного принуждения. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и природа пользования.
II. Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Государственное
управление, использование природных
ресурсов, охрана окружающей среды. Осуществляются
различные государственные
Особенность заключается в том, что органы, осуществляющие деятельность наряду с решениями других задач, относятся к их компетенции (развитии экономики, развитие культуры, обороны и т.д.).
К органам общей компетенции относятся: президент РФ, правительство РФ, правительство, либо административные субъекты РФ.
В решении задач обеспечения рационального природа пользования и охраны окружающей среды значительная роль принадлежит органам управления, действующих на различных уровнях. На них возложены функции экспертиза, сертификация, контроль.
Специально уполномоченные органы данной области определяются правительством РФ. Власти этих органов распространены на все сферы деятельности. Одним из специальных уполномоченных государственных органов является министерство природных ресурсов и экологии РФ.
III. Правовые основы экологического контроля.
Экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Обеспечение, соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Это одно из наиболее
масштабных применённых средств
управления, осуществляющих на всех этапах
деятельности по использованию природных
ресурсов, оказание воздействия на окружающую
среду. Одни субъекты проводят лишь экологический
контроль в узком смысле слова, т.е. проверку
соблюдения и использования законодательства
по охране окружающей среды. Другие наделены
правом производства. Суть надзора
– соответствующие органы наблюдают за
исполнением действующих в сфере управления
природа – охранных правил. Надзор производится
в сфере исполнительных властей, образований.
Экологический контроль, как правовая
мера выполняется рядом функций,
а именно:
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъект экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими требований, самостоятельно проявляет активность в исполнении требований законодательства.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля должностные лица, органы, собирают информацию природа охранной деятельности, подконтрольных и поднадзорных объектах.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям экологических требований, предусмотренных законом санкций.
Согласно ФЗ «об охране окружающей среды» экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, исполнение законодательства в области охраны окружающей среды. В том числе нормативных документов и по обеспечению экологической безопасности.
Виды экологического
контроля:
Информация о работе Экологическое право как отрасль российского права