Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:25, реферат

Описание работы

Охрана окружающей среды является одной из серьезных проблем современности. С течением времени научно-технический прогресс и жизнедеятельность человечества приводит к обострению экологической ситуации: истощаются природные ресурсы, загрязняется природная среда, стирается связь между человеком и природой, усиливается борьба за сырье между государствами, ухудшается физической и нравственное здоровье людей.
В Российской Федерации экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды, что сказывается и на здоровье человека, на продолжительность жизни, на рождаемость. Велик процент рождения детей с пороками развития.

Содержание работы

Введение.
1. Экологическое право, его объекты и субъекты.
1.1. Понятие экологического права.
1.2. Объекты и субъекты экологического права.
2. Источники экологического права. Экологические права и обязанности граждан
2.1. Понятие и особенности источников экологического права.
2.2. Экологические права и обязанности граждан
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

REFERAT_EHkologicheskoe_pravo.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст.9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерациии ее субъектов находятся

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этимправом и приняли свои законы, например, Республики: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают:

экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58);

право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36);

компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы – акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы;

Экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особоохраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природныхр есурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водными и иными отраслями законодательства.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы. К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. Законы Российской Федерации: а) Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; б) акты Федерального Собрания Российской Федерации: * федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; * федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; * акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты: * указы, распоряжения Президента Российской Федерации; * постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; * нормативные акты министерств и других центральных органов: приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти. К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации: * конституции, уставы субъектов федерации; * законы субъектов федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: * указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации; * постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; * нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; * приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: * распоряжения; * решения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 КРФ). Экологическое законодательство РФ составляют: * КРФ от 12.12.93; * ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 № 26-ФЗ; * ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 (в ред. от 30.12.2001) № 33-ФЗ; * ФЗ "О животном мире" от 24.04.95 № 52-ФЗ; * ФЗ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) № 174-ФЗ; * ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 (в ред. от 28.03.2002) № 170-ФЗ; * ФЗ "О континентальном шельфе" от 30.11.95 (в ред. от 30.06.2003) № 187-ФЗ; * Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ; * Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 (в ред. от 30.06.2003) № 52-ФЗ; * Водный Кодекс РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003); * Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002); * Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) № 2395-1; * Закон РФ "О безопасности" от 05.05.92 (в ред. от 25.07.2002) № 2446-1; * другие нормативно-правовые акты.

 

 

2.2. Экологические права и обязанности граждан

Экологические права  и обязанности граждан - один из важнейших  институтов  экологического права

Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан  Российской Федерации в сфере  экологии закреплены в Конституции  РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем нормы  Конституции РФ конкретизируются в  действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что  каждый гражданин имеет право на ох­рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием  качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным  страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением реальных  возможностей для проживания  в условиях благоприятной для  жизни и здоровья окружающей  природной среды;

- возмещением в судебном  или административном порядке  вреда, при­чиненного здоровью  граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды, последствий аварий и катастроф;

- государственным контролем  за состоянием окружающей природной  среды и соблюдением природоохранительного  законодательства, привлече­нием к  ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече­ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами  указанных законов граждане РФ имеют  право:

- создавать общественные  объединения, фонды и иные общественные  формирования по охране окружающей природной среды;

- принимать участие  в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по  охране окружающей природной  среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по  этим вопросам в компетентные  органы;

- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

- требовать в административном  или судебном порядке отмены  решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;

- ставить вопрос о  привлечении к ответственности  виновных юридичес­ких лиц и  граждан, предъявлять в суд  иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

- выдвигать предложения  о проведении общественной экологической  экспертизы и получать информацию  о результатах ее проведения;

- осуществлять другие  права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют  установленные законодательством  обязанности граждан (ст. 58 Конституции  РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране  окружающей природной среды»):

- сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

- принимать участие  в охране окружающей природной  среды;

- соблюдать требования  экологического законодательства  и нормативы качества окружающей  природной среды;

- повышать свою экологическую  культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права  и обязанности граждане РФ могут  осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

- разрабатывать и пропагандировать  свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

- за счет своих средств  и добровольного участия населения  выполнять работы по охране  и воспроизводству окружающей  природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;

- рекомендовать своих  представителей для участия в  государственной экологической  экспертизе, проводить общественную  экологическую экспертизу;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

- требовать предоставления  своевременной, достоверной и  полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;

- ставить вопрос о  привлечении к ответственности  виновных должност­ных лиц, предъявлять  в суде иски о возмещении  вреда здоровью и имущест­ву  граждан, причиненного экологическим  правонарушением.

Государство гарантирует  экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать  все­мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА       (Издательская группа     НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 448 с.

2. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. М.А. Лапина.  Экологическое право . Учебный курс  (учебно-методический комплекс).

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.

 


Информация о работе Экологическое право