Экономический механизм охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме: «Экономический механизм охраны окружающей природной среды» - тема поистине огромная и уложиться в требования контрольных работ в полном объёме практически не возможно, но всё же попытаюсь кратко осветить данную мне тему.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды
1.1 Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
1.2 Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
2. Кадастры природных ресурсов
2.1 Земельный кадастр
2.2 Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов
2.3 Формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов
3. Финансирование экономического механизма
3.1 Платность использования природных ресурсов
3.2 Экологические фонды
4. Экологическое страхование
4.1 Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
5. Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных  юридических лиц и граждан, в  том числе:

1. платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

2. сумм, полученных по  искам о возмещении вреда и  штрафов за экологические правонарушения;

3. средств от реализации  конфискованных орудий охоты  и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

4. полученных в виде  дивидендов, процентов по вкладам,  банковским депозитам, от долевого  использования собственных средств  фонда в деятельности предприятий  и иных юридических лиц;

5. инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Экологические фонды  расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство  природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

 

 

4. Экологическое страхование

 

1. В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

2. Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

3. Порядок экологического  страхования и использования  фондов устанавливается Правительством  Российской Федерации.

Основополагающим актом, регулирующим данную сферу отношений, является закон РФ[11]. В соответствии с этим законом выделяются три группы имущественных интересов, связанных: с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением самого страхователя, с причиненным вредом личности и имуществу физического лица, а так же вредом, причиненном юридическому лицу.

В сфере экологии в  зарубежных странах различается  страхование экологических рисков и страхование имущества от экологических  бедствий.

Широкое распространение  получило страхование экологических  рисков, которое представляет собой  страховую защиту гражданской (имущественной  ответственности за ущерб, причиненный  третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного, неожиданного загрязнения окружающей природной среды.

На территории России экологические виды страхования  ранее практически не применялись, за исключением Ингосстраха заключившего договоры по страхованию ответственности  судовладельцев за утечку нефтепродуктов и с танкеров и загрязнение ими вод и побережья.

В мировой практике существуют две формы страхования – обязательное и добровольное.

Создаваемые в системе  экологического страхования фонды  предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Порядок государственного экологического страхования использования  фондов Российской Федерации устанавливает  Правительство.

 

4.1 Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды

 

1. В Российской Федерации  осуществляется стимулирование  рационального природопользования  и охраны окружающей природной  среды путем:

- установления налоговых  и иных льгот, предоставляемых  государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств  экологических фондов на договорных  условиях под процентные займы  предприятиям, учреждениям, организациям  и гражданам для реализации  мер по гарантированному снижению  выбросов и сбросов загрязняющих  веществ;

- установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

- применения поощрительных  цен и надбавок на экологически  чистую продукцию;

- введения специального  налогообложения экологически вредной  продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- применения льготного  кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм  собственности, эффективно осуществляющих  охрану окружающей природной  среды.

 

 

5. Задача

 

ДРСУ государственного предприятия «Нижегородавтодор» в течении ряда лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и не обезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнило артезианскую скважину – источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества «Юбилейное». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 берёзы, нанесён ущерб водопроводным коммуникациям.

Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 млн. руб. за ущерб, причиненный имуществу садоводов.

Статья 167. Умышленные уничтожение  или повреждение имущества.

1. Умышленные уничтожение  или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 215.2. Приведение в  негодность объектов жизнеобеспечения.

1. Разрушение, повреждение  или приведение иным способом  в негодное для эксплуатации  состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального  хозяйства или других объектов  жизнеобеспечения, если эти деяния  совершены из корыстных или хулиганских побуждений, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногда дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные:  а) группой лиц по предварительному  сговору; б) неоднократно; в) лицом  с использованием своего служебного  положения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных  веществ и отходов.

1. Производство запрещенных  видов опасных отходов, транспортировка,  хранение, захоронение, использование  или иное обращение радиоактивных,  бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 250. Загрязнение  вод.

1. Загрязнение, засорение,  истощение поверхностных или  подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 254. Порча земли.

1. Отравление, загрязнение  или иная порча земли вредными  продуктами хозяйственной или  иной деятельности вследствие  нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 260. Незаконная порубка  деревьев и кустарников.

1. Незаконная порубка,  а равно повреждение до степени  прекращения роста деревьев, кустарников  и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером - в двести раз, особо крупным размером - в пятьсот раз.

Статья 261. Уничтожение  или повреждение лесов.

1. Уничтожение или  повреждение лесов, а равно  насаждений, не входящих в лесной  фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Исходя из изложенного  в тексте задачи, а также исследовав УК РФ я пришел к выводу что, прокурор прося привлечь к уголовной ответственности виновных должностных лиц имел ввиду ст. 215.2 п.1 и 2, но исходя из этой статьи и действующем на территории РФ МРОТ (450 руб.) взыскать можно 450 000 рублей и до двух лет тюремного заключения, но в данном случае причинен ущерб и в гибели 24 берёз саженца 50 рублей[12], то есть на сумму 1200, но руководствуясь таксами «Для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного зак-ва РФ» за № 388 от 21 мая 2001 г. эту сумму умножаем на 50 и получаем 60 000 рублей. В данном случае мы получаем сумму равную 510 000 рублей – на данную сумму должны оплатить ущерб.

Примечания: Полученная сумма является относительной.

 

 

Заключение

экономический охрана экологический кадастр природа

Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно  то, что создать предпосылки и  условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.

Взаимосвязанность и  взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.

Информация о работе Экономический механизм охраны окружающей среды