Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:18, реферат
Россия относится к ряду стран мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Средняя продолжительность жизни снижается, каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше указанного в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Фактически, по стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций; только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.
Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.
Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия - осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. При этом к такого рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные требования по соблюдению норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменения либо по договору определенной трудовой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо функций должностного лица. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Субъектами дисциплинарной ответственности являются, следовательно, руководители, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений.
Объект дисциплинарных проступков
- это порядок деятельности, обязательный
для соблюдения указанными в соответствующем
нормативном или
Дисциплинарные взыскания по ст. 192 ТК РФ - это замечание, выговор, увольнение. Но существует оговорка о возможности установления и иных дисциплинарных взысканий в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине отдельных категорий работников. Предусмотренные в них меры, кроме указанных в ТК РФ, заключаются в депремировании, т.е. лишении полностью или частично премий или иных средств поощрения, предупреждении, строгом выговоре, переводе на нижеоплачиваемую работу на определенный срок, понижении в должности. Они налагаются работодателем или вышестоящей в порядке подчиненности организацией не позднее месячного срока со дня выявления дисциплинарного проступка приказом или распоряжением работодателя. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы".*(116)
Следует заметить, что трудовое законодательство различает меры дисциплинарного взыскания и меры дисциплинарного воздействия. Первые из них устанавливаются в общем нормативном акте о дисциплинарной ответственности, уставах или положениях о дисциплине, а вторые закрепляются в соответствующем акте организации. Например, выговор с предупреждением, лишение премии и иных различных поощрений и льгот.
Административные
В зависимости от объекта административного правонарушения законодатель выделяет административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Последние, в свою очередь, сгруппированы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в восьмой главе, которые можно классифицировать на общие и специальные составы.
По аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации при реформировании законодательства об административных правонарушениях законодатель принял решение ввести в текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ряд статей, содержащих составы общих экологических правонарушений:
- ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
- ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
- ст. 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- ст. 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе;
- ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.
Данные нормы играют роль своеобразного резерва, поскольку сфера их действия распространяется на различное поведение, а объекты защиты обозначены в наиболее общем виде. Признаки объективной стороны сформулированы таким образом, что путем толкования возможно распространение административно-правового запрета на случаи, не предусмотренные специальными составами. В принципе наличие этих статей в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет избежать частых изменений его текста, т.е. способствует стабильности закона и практики его применения.
Специальные составы концентрируются по всей главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые можно условно выделить в следующие группы:
1) административные
- ст. 8.6. Порча земель;
- ст. 8.7. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- ст. 8.8. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель по охране почв;
2) административные
- ст. 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
- ст. 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр;
- ст. 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;
3) административные
- ст. 8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов;
- ст. 8.14. Нарушение правил водопользования;
- ст. 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
- ст. 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов;
- ст. 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;
- ст. 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- ст. 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
4) административные
- ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
- ст. 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
- ст. 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
5) административные
- ст. 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд;
- ст. 8.25. Нарушение правил лесопользования;
- ст. 8.26. Нарушение правил осуществления побочного лесопользования;
- ст. 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений;
- ст. 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;
- ст. 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд;
- ст. 8.31. Нарушение требований к охране лесов;
- ст. 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
6) административные
- ст. 8.29. Уничтожение мест обитания животных;
- ст. 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
- ст. 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;
- ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
- ст. 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира;
- ст. 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира;
- ст. 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов;
7) административные
- ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
8) административные
- ст. 8.40. Нарушений требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.
9) административные
- ст. 8.41. КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В зависимости от содержания
объективной стороны
- длящиеся - действие
или бездействие, сопряженное
с длительным невыполнением
- продолжаемые правонарушения представляют собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности (например, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия в течение длительного периода времени);
- повторное правонарушение
- это деяние, совершенное одним
и тем же лицом в течение
срока погашения
- неоднократное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
А.И. Стахов*(127) приводит классификацию административных правонарушениях по разным основаниям:
I. В зависимости от
источника установления
- административные
- административные
II. В зависимости от
объектов административного
III. По степени общественной опасности:
- административные
- административные
- административные
IV. В зависимости от
субъекта административного
- административные правонарушения с общим составом;
- административные
- административные
- административные
V. В зависимости от
характера субъективной
- административные
- административные
VI. В зависимости от характера причиненного вреда:
- административные правонарушени
- административные
Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения