Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте определения со ссылками на законодательство: рекультивация земель, водоохранные зоны, мониторинг окружающей среды.
2. Система правоохранительных органов, осуществляющих
экологические функции.

Файлы: 1 файл

Экологическое право контрольная раб.+вопросы к экзамену.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Существенна роль правоохранительных органов и при привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

Согласно ст. ст. 150 и 151 нового УПК РФ дознание по совершенным экологическим преступлениям производится дознавателями следующих правоохранительных органов:

органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1, 256—258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262 УК РФ;

пограничные войска ФСБ РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ.

В отличие от природоохранных органов такие правоохранительные органы, как органы внутренних дел РФ, пограничной службы, органы федеральной службы безопасности, таможенные службы, службы внешней разведки РФ имеют право на территории России вести оперативно-розыскную деятельность (ОРД) в строгом соответствии с Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

лавной задачей ОРДЮ, согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», помимо выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации.

При наличии признаков преступлений, дознание по которым проводят указанные правоохранительные органы, эти органы возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

 

Деятельность правоохранительных органов по дознанию регламентируется уголовно-процессуальным законодательством и различается в зависимости от того, обязательно ли предварительное следствие по делу или нет. Экологические преступления, дознание по которым осуществляется указанными правоохранительными органами, относятся (за исключением ст. ст. 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1, 256—258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262 и по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора), к числу преступлений, предварительное следствие по которым обязательно.

Это означает, что, возбудив уголовное дело, перечисленные органы проводят осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. По выполнению неотложных следственных действий орган передает дело следователю (согласно ст. 157 УПК РФ). Дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела.

В Положениях об упомянутых правоохранительных органах четко прописана задача по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных федеральным законодательством к их подследственности. Причем оперативно-розыскные мероприятия проводятся по делам, предварительное следствие по которым обязательно.

Определенное место среди специально уполномоченных на то органов государственной власти в области обеспечения экологической безопасности в соответствии с действующим законодательством отводится органам внутренних дел (ОВД), включая подразделения (службы) экологической полиция.

Природоохранительная деятельность как ОВД в целом, так и экологической милиции в частности регламентирована различными по юридической силе нормативными актами, в том числе и ведомственными.

В настоящее время структура экологической милиции носит местный, оторванный от центральных органов МВД России характер и не имеет единого согласованного подхода к деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений. В целом, это объясняется современным этапом развития нашего государства, когда идет реструктуризация всей власти и передача многочисленных функций местным администрациям.

При определении места и роли экологической милиции в системе органов государственной власти, осуществляющих природоохранительную деятельность, следует исходить из того, что само назначение милиции общественной безопасности, обеспечивающей поддержание общественного порядка, борьбу с преступностью, обусловливает ее непременное участие в обеспечении экологической безопасности.

Таким образом, подразделения экологической полиции МВД России относятся к числу специальных отраслевых органов государственной власти, решающих задачи по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды с помощью организационно-правовых средств, реализация которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Подобного рода цели преследуются не всеми государственными органами, выполняющими природоохранительные функции. В этом отношении наиболее близко к милиции примыкают органы прокуратуры и суда. Но они, как известно, не выполняют непосредственно охрану тех или иных объектов природы и не обеспечивают экологическую безопасность.

 

В основной своей массе и в соответствии с Федеральным законом «О полиции» задачи деятельности служб экологической полиции можно сформулировать следующим образом:

охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности;

выявление, предупреждение и пресечение экологических преступлений и нарушений законодательства Российской Федерации;

раскрытие экологических преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов и других, специально уполномоченных на то органов, защита их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей;

участие в установленном порядке в обеспечении режима экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении карантинных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

 

Деятельность органов государственной власти по контролю соблюдения организациями, должностными лицами и гражданами установленных правил в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в области охраны окружающей среды представляет собой административный надзор. Он возложен и на службы экологической милиции в числе других, специально уполномоченных на то государственных органов.

 

Осуществление экологической полицией надзора за соблюдением экологического законодательства заключается в наблюдении за действиями должностных лиц и граждан, выявлении действий, противоречащих закону, и уведомлении государственных органов о всех случаях нарушений экологического законодательства. В отличие от специализированных инспекций сотрудники экологической полиции, осуществляя надзор, не всегда могут давать обязательные предписания о прекращении обнаруженных нарушений и привлекать к такому виду административной ответственности, как штраф, за нарушение правил охраны окружающей среды. Это зависит от имеющихся правовых актов как РФ, так и субъектов РФ.

 

На органы внутренних дел, кроме осуществления контроля и надзора, возложена обязанность оказания соответствующим органам содействия в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения окружающей среды.

 

Численность сотрудников природоохранных органов относительна мала. Их силами фактически невозможно осуществить повсеместный государственный экологический контроль в полном объеме.

Одним из наиболее эффективных и реальных вариантов деятельности по соблюдению экологического правопорядка со стороны государства является использование имеющихся возможностей правоохранительных органов для борьбы с экологическими правонарушениями, в частности органов внутренних дел.

Особое значение в России имеет прокурорский надзор за соблюдением требований законодательства, в том числе экологического. Эти вопросы достаточно разработаны в теории прокурорского надзора.

 

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (действующая редакция) органы прокуратуры осуществляют пять видов прокурорского надзора. Среди них наиболее существенны в области реализации экологической функции государства:

осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В широком смысле надзор — это одна из форм деятельности органов государственной власти по соблюдению законности. Различают прокурорский, судебный и административный надзор.

Прокурорский надзор заключается в осуществлении прокурором высшего надзора за точным и единообразным исполнением экологического законодательства всеми министерствами, учреждениями, организациями, отдельными должностными лицами и гражданами. Прокурорский надзор возложен на прокуратуру РФ. Существуют специализированные природоохранные прокуратуры. В их систему входят:

бассейновая (Волжская) — на правах областной прокуратуры, подчиняется напрямую Генеральному прокурору РФ и ей подчинены 15 межрайонных прокуратур Волжского бассейна;

 

 

межрайонные территориальные — действуют там, где нет специализированных природоохранных прокуратур и выполняют природоохранные функции.

Для экологического надзора прокуратуры характерны общие формы и методы прокурорского надзора — протест, представление, возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. В протесте указан юридический факт, свидетельствующий о нарушении, неисполнении закона (в виде издания неправомерного нормативного акта или совершения незаконного действия), даны ссылки на закон, который нарушен, при необходимости разъясняется смысл нарушения. Иных указаний или рекомендаций протест прокурора не может содержать.

К сожалению, по мнению большинства специалистов, пока слабо используются возможности прокуратуры возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц, виновных в нанесении ущерба окружающей среде. В соответствии ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и со ст. 151 вступившего в действие с 1 июля 2002 г. нового УПК РФ следователями прокуратуры предварительное следствие производится по уголовным делам об экологических и смежных с ними преступлениях, предусмотренных ст. ст. 215.1, 216, 217, 237, 246—249, 250 ч. 2 и ч. 3, 251 ч. 2 и ч. 3, 252 ч. 2 и ч. 3, 254 ч. 2 и ч. 3, 255, 358 УК РФ.

И, наконец, прокуратура РФ в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет координацию деятельности других правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью.

Система специализированных прокуратур более эффективно осуществляет прокурорский надзор в сфере экологии. Это подтверждено результатами научного исследования деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры В.П. Виноградовым. Вместе с тем эффективность реализации экологической функции государства требует системного комплексного подхода со стороны всех органов государственной власти.

Суды обеспечивают защиту конституционного строя страны, руководствуясь Конституцией и законами России, конституциями и законами республик в ее составе; осуществляют правосудие по экологическим правонарушениям. При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, суды сталкиваются с определенными сложностями, связанными с необходимостью иметь определенные специальные знания, обладать спецификой анализа результатов экологических экспертиз и др. Не случайно согласно принятому УПК РФ рассмотрение уголовных дел, касающихся большинства экологических преступлений и относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, тем не менее подсудны районным судам (судам общей юрисдикции), и не могут рассматриваться мировыми судьями в отличие от большинства других уголовных дел, относящихся к этой же категории преступлений (небольшой тяжести).

 

Некоторые специалисты придерживаются точки зрения о возможности создания специализированных экологических судов. Это вполне возможно, исходя из положений ст. 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»

Статья 26. Специализированные федеральные суды.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

.

 

 

 

Задача:

 

Граждане обратились в областной суд с иском о признании недействительной лицензии, выданной химическому комбинату на использование недр для глубинного захоронения радиоактивных отходов. В иске судом было отказано по тем основаниям, что действующее законодательство обязательного проведения государственной экологической экспертизы при выдаче упомянутой лицензии не предусматривает. Граждане обратились в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ с жалобой.

     Каково, по Вашему  мнению, должно быть решение коллегии  Верховного Суда РФ?

Согласно ст.ст.11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы являются материалы обоснования выдачи лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду. Предусмотренное лицензией право комбината на пользование недрами относится к такой деятельности, поскольку ее целевым назначением и видами работ является глубинное захоронение радиоактивных отходов, и, следовательно, проведение государственной экологической экспертизы при ее выдаче - обязательно. Такое же правило предусмотрено и п.14 Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г.), регулирующего порядок пользования недрами для захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра, а также устанавливающего, кроме того, обязательное согласование данного вопроса с государственными органами по регулированию, использованию и охране вод, органами государственного санитарного и горного надзора, государственного экологического контроля».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»