Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:19, контрольная работа
1. Дайте определения со ссылками на законодательство: рекультивация земель, водоохранные зоны, мониторинг окружающей среды.
2. Система правоохранительных органов, осуществляющих
экологические функции.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
Контрольная работа
«Экологическое право»
Екатеринбург
2013
Вариант 4
1. Дайте определения со ссылками на законодательство: рекультивация земель, водоохранные зоны, мониторинг окружающей среды.
Рекультивация земель
Данный комплекс работ проводится согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации 23.02.94 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Минприроды России и Госкомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67. Проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при являются обязательными.
Рекультивация нарушенных
Водоохранные зоны
Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ. В водоохранной зоне (в сокращении – ВЗ) в соответствии с Водным кодексом РФ ( ФЗ №73 от 1.07.2007 года) установлен специальный режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности. Цель введения ограничений – сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира, предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов.
Ширина водоохраной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии (в частности, при наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной).
Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.
Радиус водоохраной зоны самих истоков рек и ручьёв составляет 50 метров.
Мониторинг окружающей среды
Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.
Основные положения о мониторинге сформулированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, положения о мониторинге имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпиднадзора обязаны проводить социально-гигиенический мониторинг, регулируемый Положением о санитарно-гигиеническом мониторинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими и биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. На Правительство РФ возложена задача определения порядка организации и деятельности государственной службы наблюдения.
2. Система правоохранительных органов, осуществляющих
экологические функции.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.
Определяя место управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также общественными формированиями и гражданами, юридическими липами, муниципальными органами. Поэтому можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.
Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемого в рамках того или иного вида управления, тоже разное. Оно определяется совокупностью функций управления. Функция управления — это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, К таким функциям относятся:
• подзаконное нормотворчество;
• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
• координация деятельности по природопользованию и охране окружающей среды;
• экологическое планирование;
• экологическое нормирование;
• оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
экологическая экспертиза;
экологическое лицензирование;
экологическая сертификация;
экологический аудит;
экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
экологическое воспитание и образование;
экологический контроль;
разрешение в административном порядке споров о праве
природопользования и охраны окружающей среды.
Общественное управление природопользованием и охраной «окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др.
Муниципальное управление природопользованием
и охраной окружающей среды направлено
на решение местных экологических проблем.
Оно осуществляется исполнительно-
Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Законом об общих принципах организация местного самоуправления в РФ,
К ведению местного самоуправления относятся:
• владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
• обеспечение санитарного благополучия населения;
• регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
• регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
• участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
• организация и содержание муниципальной информационной службы.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
• законности управления;
• комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
• сочетания бассейнового и административно – территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
• наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды нужна работа многих органов государственной власти, в том числе правоохранительных. Специально уполномоченным органом в этой области является Министерство природы и экологии РФ и его территориальные органы. Заметное место в борьбе с экологическими правонарушениями занимают органы государства, выполняющие правоохранительную функцию. Эти органы непосредственно применяют институт юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.
Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и пресечению.
Главным из направлений реализации экологической функции является предупреждение экологических правонарушений, пресечение неправомерных действий, то есть прекращение уже совершенного противоправного деяния (действий, бездействия), принятие мер по установлению, розыску и задержанию правонарушителя. Пресечением правонарушений занимаются правоохранительные органы.
Можно сделать вывод, что в настоящее время субъектами реализации экологической функции Российского государства является значительное число государственных органов.
Органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы признают сложившуюся экологическую ситуацию во многих регионах России неблагоприятной. Число реально совершаемых экологических правонарушений значительно превышает официально фиксируемые. Статистические данные показывают, что в общей структуре регистрируемой преступности экологические правонарушения составляют 0,2%. Между тем исследования А.М. Плешакова, В.Д. Ермакова и др. показывают, что латентность экологических преступлений, по мнению экспертов, достигает 95—99%. Можно согласиться с утверждениями В.Д. Ермакова, что с учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности фактически составляет не менее 15—20%.
Среди основных причин высокой латентности, роста количества ежегодно регистрируемых экологических преступлений, на наш взгляд, является отсутствие эффективного механизма взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и природоохранных органов.
Важно заметить, что природоохранные органы, осуществляющие государственный экологический контроль, а также другие государственные органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях экологического характера согласно гл. 23 КоАП РФ, весьма многочисленны
Согласно ст. 65 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти (в лице федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) и органами исполнительной власти субъектов РФ (в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов РФ), перечень которых устанавливается соответственно постановлением Правительства РФ и законодательством субъектов РФ.
Так, гл. 23 КоАП РФ определены 22 специализированных государственных органа (в зависимости от состава экологического правонарушения), которые помимо судебных органов рассматривают соответствующие дела об экологических административных правонарушениях. Среди этих органов лишь незначительная часть относится к правоохранительным.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»