Уголовная
ответственность за экологические
преступления
В УК РФ прямо сказано, что
его задачей наряду с охраной
прав и свобод человека и гражданина,
собственности и общественного
порядка является охрана окружающей
среды.
Специальные экологические составы
сформированы в отдельной главе «Экологические
преступления» (гл.26). Она помещается в
разделе IX «Преступления против общественной
безопасности и общественного порядка»
и содержит следующие составы:
- нарушение правил охраны
окружающей среды при производстве работ
(ст.246);
- нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов
(ст.247);
- нарушение правил безопасности
при обращении с микробиологическими
либо другими биологическими агентами
или токсинами (ст.248);
- нарушение ветеринарных правил
и правил, установленных для борьбы с болезнями
и вредителями растений (ст.249);
- загрязнение вод (ст.250);
- загрязнение атмосферы (ст.251);
- загрязнение морской среды
(ст.252);
- нарушение законодательства
РФ о континентальном шельфе и об исключительной
экономической зоне РФ (ст.253);
- порча земли (ст.254);
- нарушение правил охраны
и использования недр (ст.255);
- незаконная добыча водных
животных и растений (ст.256);
- нарушение правил охраны
рыбных запасов (ст.257);
- незаконная охота (ст.258);
- уничтожение критических
место обитания для организмов, занесенных
в Красную книгу РФ (ст.259);
- незаконная порубка деревьев
и кустарников (ст.260);
- уничтожение или повреждение
лесов (ст.261);
- нарушение режима особо охраняемых
природных территорий и природных объектов
(ст.262);
К специальным экологическим
составам относится ряд составов,
сформулированных в статьях, содержащихся
в других главах Кодекса:
- нарушение правил безопасности
на объектах атомной энергетики (ст.215);
- сокрытие информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни или здоровья
людей (ст.237);
- жестокое обращение с животными
(ст.245);
- экоцид (ст.358).
Смежными составами преступлений
в области природопользования и охраны
окружающей среды следует считать те из
них, которые выполняют экологические
функции лишь при определенных обстоятельствах
объективного порядка:
- отказ в предоставлении гражданину
информации (ст.140);
- регистрация незаконных сделок
с землей (ст.170);
- терроризм (ст.205);
- нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или
иных работ (ст.216);
- нарушение правил безопасности
на взрывоопасных объектах (ст.217);
- нарушение правил учета, хранения,
перевозки и использования взрывчатых,
легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических
изделий (ст.218);
- нарушение правил пожарной
безопасности (ст.219);
- незаконное обращение с радиоактивными
материалами (ст.220);
- хищение либо вымогательство
радиоактивных материалов (ст.221);
- незаконный оборот сильнодействующих
или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234);
- нарушение санитарно-эпидемиологических
правил (ст.236);
- нарушение правил безопасности
при строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов (ст.269);
- планирование, подготовка,
развязывание или ведение агрессивной
войны (ст.353);
- производство или распространение
оружия массового поражения (ст.355), (ст.356);
К дополнительным следует отнести
ряд преступлений против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления:
- злоупотребление должностными
полномочиями (ст.285);
- превышение должностных полномочий
(ст.286);
- служебный подлог (ст.292);
- халатность (ст.293).
За совершение экологических
преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
- штраф. Наказание в виде штрафа
предусмотрено почти за все экологические
преступления. Размер зависит от характера
преступления. Мин. – 200 мин. размеров оплаты
труда, мак. – до 700 мин. размеров оплаты
труда;
- лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью. Такое наказание предусмотрено
за многие экологические преступления.;
- обязательные работы. Они
заключаются в выполнении осужденным
в свободное от основной работы или учебы
время бесплатных общественно полезных
работ, вид которых определяется органами
местного самоуправления. (до 240 часов);
- исправительные работы. Отбываются
по месту работы осужденного, при этом
из его заработка производятся удержания
в доход государства в размере, установленном
приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
За нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями
и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение
атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до
2 лет); за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий и природных объектов
(до 2 лет);
- ограничение работы. Оно заключается
в содержании осужденного, достигшего
к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего
возраста, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления
за ним надзора. Такое наказание предусмотрено
за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических
местообитаний для организмов, занесенных
в Красную книгу РФ (до 3 лет);
- арест. Он заключается в содержании
осужденного в условиях строгой изоляции
от общества. Предусматривается за загрязнение
вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской
среды (до 4 месяцев);
- лишение свободы на определенный
срок. Данный вид наказания предусматривается
за многие преступления, в том числе за
нарушение правил охраны окружающей среды
при производстве работ (до 5 лет); за нарушение
правил обращения экологически опасных
веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение
правил безопасности при обращении с микробиологическими
либо другими биологическими агентами
или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение
атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до
3 лет); за уничтожение критических местообитаний
для организмов, занесенных в красную
книгу РФ (до 3 лет); за уничтожение или
повреждение лесов (до 8 лет).¹
Гражданско-правовая
ответственность за экологический
вред
Гражданско-правовая ответственность
в сфере взаимодействия общества
и природы заключается главным
образом в возложении на правонарушителя
обязанности возместить потерпевшей
стороне имущественный или моральный
вред, причиненный в результате
нарушения правовых экологических
требований.
Особенностью
гражданско-правовой ответственности
является то, что она может возлагаться
на правонарушителя наряду с применением
мер дисциплинарного, административного
и уголовного воздействия, т.е. совокупно.
Специфической целью данного
вида ответственности является компенсация
причиненного экологическим правонарушением
вреда.²
¹ Бринчук М.
М. Экологическое право. (правон. окр. ср.):
Учебник для высших юридических учебных
заведений. – М.: Юристь, 486-487, 488-493., УК,
КОаП.
² Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы,
правила, принципы и гипотезы.
Государственные кадастры природных
ресурсов в РФ
Государственные
кадастры природных ресурсов и объектов
– свод экономических, экологических,
организационных и технических показателей,
характеризующих качество и количество
природных ресурса, состав и категории
пользователей.
Кадастры
– один из главных источников информации
о природных ресурсах.
На
основе кадастров проводится основная
оценка природного ресурса, его продажа
цена, система мер по восстановлению
нарушенного состояния природы.
Данные,
содержащиеся в кадастрах, являются
основной для принятия решения о
предоставлении природного ресурса
в пользование.
Кадастры
ведутся по отдельным видам природных
ресурсов и по территориям.
Виды государственных кадастров
А. Кадастры природных ресурсов:
- Государственный земельный кадастр –
содержит систему необходимых сведений
и документов о правовом режиме земель,
их распределении по собственникам земли,
землевладельцам, землепользователям
и арендаторам, категориям земель, о качественной
характеристике и народнохозяйственной
ценности земли. Данные государственного
земельного кадастра подлежат обязательному
применению при планировании использования
и охраны земель, при их изъятии и предоставлении,
при определении платежей за землю, проведении
землеустройства, оценке хозяйственной
деятельности и осуществлении других
мероприятий, связанных с использованием
и охраной земель. Ведение государственного
земельного кадастра обеспечивается проведением
топографо-геодезических и других обследований
и изысканий (Гл.10 ст. 63 Закона ООПС, ЗК
гл. 11 ст. 70)¹;
- Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные
сведения по каждому месторождению о количестве
и качестве основных и совместно залегающих
ископаемых, условиях их разработки (в
том числе экологических), геоэкономическую
оценку. Наряду с кадастром ведется Государственный
баланс запасов полезных ископаемых, где
отражаются степень их изученности, промышленного
освоения и другие данные. (ст. 30, 32 Закон
«О недрах»);
- Государственный лесной кадастр
– свод сведений о правовом режиме лесного
фонда, количественном и качественном
состоянии лесов РФ, в том числе о составе
древесных пород, возрастном составе леса,
групп и категорий защитности, экономической
оценки и т.д. (ст. 69 ЛК, в ред. ФЗ от 29);
- Государственный водный кадастр – систематизированный
свод данных о водных объектах и их водных
ресурсах, использовании вод, категориях
пользователей. Кроме того, для оценки
наличия и степени использования водных
ресурсов, определения потребностей в
воде ведутся водохозяйственные балансы.
(ст. 79 ВК)²;
¹ Трунцевский Ю. В. Экологическое право
России. стр.28
² Дубовик О.Л. Экологическое право.
стр.98-100
- Государственный кадастр объектов животного мира –
представляет собой систематизированные
сведения о географическом распространении,
численности, видовом составе, хозяйственном
использовании, мерах охраны, а также о
среде обитания объектов животного мира.
Красная книга РФ и Красная книга субъектов
РФ с определенными оговорками также можно
считать своеобразным кадастром редких
и находящихся под угрозой исчезновения
животных и растений. (ст. 14 Закона «О животном
мире»);
- Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом
положении и границах, режиме особой охраны,
природопользователях, научной, экологической
и иной ценности этих территорий (ст. 4
Закона «Об особо охраняемых природных
территориях»);
- Кадастр отходов – включает сведения об отходах,
с учетом их опасности, источниках образования,
мерах по использованию, местах размещения
и т.п.
Б. Кадастры территорий:
- Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов – содержат
данные о местоположении, количестве и
качестве природных ресурсов, их социально-экономическую
и экологическую оценку. Они носят комплексный
характер, поскольку отражают сведения
обо всех природных ресурсах на территории
субъекта РФ. (Временное положение о порядке
формирования территориальных кадастров
природных ресурсов и объектов утверждено
приказом Минприроды России 17.08.1995 )
Таким
образом, кадастры являются важнейшей
формой учета состояния объектов
окружающей среды и природопользования.
С их существованием неразрывно связаны
иные – иногда обособленные, иногда
образующие целостную систему учеты
и регистрации, специальные реестры
и регистры. Российское законодательство
в большинстве случаев подробно
регламентирует порядок их ведения.¹
¹ Дубовик О.Л. Экологическое право. стр.100-101
Содержание и задачи законодательства
регулирующего общественные отношения
в области охраны и использования
животного мира
Животный
мир является достоянием народов
РФ, неотъемлемым элементом природной
среды и биологического разнообразия
Земли, возобновляющимся природным
ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим
компонентом биосферы, всемерно охраняемым
и рационально используемым для
удовлетворения духовных и материальных
потребностей граждан РФ (Закон РФ
от 24.04.95 «О животном мире»).
Животный мир – совокупность живых организмов всех
видов диких животных, постоянно или временно
населяющих территорию РФ и находящихся
в состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны РФ¹.
Настоящий Федеральный закон
регулирует отношения в области
охраны и использования животного
мира, а также в сфере сохранения
и восстановления среды его обитания
в целях обеспечения биологического
разнообразия, устойчивого использования
всех его компонентов, создания условий
для устойчивого существования
животного мира, сохранения генетического
фонда диких животных и иной защиты
животного мира как неотъемлемого
элемента природной среды.
Законодательство Российской
Федерации в области охраны и
использования животного мира и
среды его обитания основывается
на положениях Конституции Российской
Федерации, федеральных законов
об охране окружающей природной среды
и состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии
с ним законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации об охране и использовании
животного мира.
Законодательство Российской
Федерации об охране и использовании
животного мира регулирует отношения
в области охраны и использования
объектов животного мира, обитающих
в условиях естественной свободы. Отношения
в области охраны и использования объектов
животного мира, содержащихся в полувольных
условиях или искусственно созданной
среде обитания в целях сохранения ресурса
и генетического фонда объектов животного
мира и в иных научных и воспитательных
целях, регулируются настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами
и нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Отношения в области охраны
и использования сельскохозяйственных
и других одомашненных животных, а
также диких животных, содержащихся
в неволе, регулируются другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Отношения в области охраны
и использования среды обитания
объектов животного мира регулируются
настоящим Федеральным законом,
иными законами и нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области охраны
и использования объектов животного
мира континентального шельфа и исключительной
экономической зоны Российской Федерации
регулируются настоящим Федеральным
законом в той мере, в какой
это допускается федеральными законами
и нормами международного права.²