Федеральное агентство
по образованию российской федерации
Уральская государственная
юридическая академия
Факультет права и
психологии
Курсовая работа
По предмету: Экологическое право
На тему: Меры по охране
водных объектов при эксплуатации промышленных
предприятий.
Выполнил: студент 446 группы
Арефьев А. И.
Проверила: Плешакова И. Н.
Екатеринбург 2007
Введение
1. Государственное управление
и коррупция, их «взаимосвязь»
2. Нормативно-правовое
закрепление проблем коррупции
3. Формы проявления коррупции
4. Предупреждение и пресечение
коррупции в системе государственного
управления.
Заключение
Введение
Есть ряд
причин считать проблему борьбы
с коррупцией в системе государственного управления
одной из наиболее актуальных для современной
России. Одна из таких причин обеспечение
международного престижа Российской Федерации
как одного из потенциально ведущих государств
мира, с исторически признанным моральным
авторитетом государственной власти.
В связи с этим за последние годы практически
ни один документ, характеризующий положение
дел в области борьбы с преступностью,
не обходится без упоминания о коррупции.
Но объективности
ради необходимо сказать, что
явления связанные с коррупцией выявлялись
и выявляются практически в любом государстве.
Следует заметить также и то, что в не малом
числе государств удалось создать такие
механизмы, которые позволили ограничить
коррупцию масштабами, не представляющими
серьезной опасности для нормального
функционирования государственного аппарата.
Таким образом,
в своей работе я преследую следующие цели (то есть желаю
их достичь):
- я должен определиться с определением понятия коррупция; раскрыть необходимость рассмотрения вопросов о коррупции в рамках проблем, разрешаемых такой учебной дисциплиной как «Государственное управление и работа с персоналом государственной службы»;
- рассмотреть законодательство, посвященное борьбе с коррупцией;
- выявить в каких формах проявляется коррупция во «внешнем мире», в системе государственного управления;
- в итоге, определившись с тем, что такое коррупция (как понятие), как она проявляется, какие проблемы порождает, мы наметим ряд направлений, по которым должна вестись борьба с миром коррупции, с коррумпированным чиновничеством.
1. Государственное
управление и коррупция, их
«взаимосвязь»
Признаком государства,
кроме наличия определенной территории,
на которую распространяется его юрисдикция, права, является
наличие особых органов и учреждений,
реализующих властные функции, то есть
системы управления. Что же представляет
собой государственное управление? С позиции
Добрынина Н.М. «государственное управление
есть систематическое, целенаправленное,
опирающиеся на власть, воздействие государства
и его институтов на людей, процессы и
отношения, возникающие в человеческом
обществе, для их упорядочения. Сохранения
и преобразования».1 Субъектами, осуществляющими государственное
управление, являются законодательные
органы государственной власти, исполнительные
органы власти, органы суда и прокуратуры.
Их деятельность направлена на обеспечение
прав, свобод и законных интересов граждан,
обеспечение в обществе законности и правопорядка.
При этом имеющиеся в руках данных субъектов
государственные ресурсы должны аккумулироваться
именно на достижение данных целей, отвечающих
интересам всего общества. Однако случается
так, что государственные ресурсы в той
или иной форме начинают присваиваться
вышеуказанными лицами. Порой эти действия
касаются перераспределения государственной
собственности, движение капиталов, налоговых,
таможенных льгот, лицензирования и прочие.
При этом соблюдаются интересы узкого
круга лиц. Все это в той или иной мере
составляет содержание такого явления
как коррупция. Существует множество
форм проявления коррупции. В их числе
строительство дач, квартир за счет государственных
средств; незаконные услуги, за которые
выплачиваются определенные вознаграждения
и прочие. Более подробно формы коррупции
будут рассмотрены в последующем разделе.
Таким образом, коррупция представляет
собой «преступную деятельность в органах
государственной власти, выражающаяся
в использовании должностными лицами
своих властных полномочий и служебного
положения в целях личного обогащения».2
Коррупция
начинается в том случае, когда социальные цели
государственного управления сменяются
алчными интересами должностного лица,
воплощающиеся в конкретных действиях.
Авторы,
занимающиеся изучением данного
вопроса, выделяют верхушечную,
низовую, вертикальную коррупции. Первая охватывает политиков,
высшее и среднее чиновничество и связана
с принятием определенных управленческих
решений. Она проявляется в лоббировании
законов, участии в распределении госзаказов
и прочие. Вторая распространена на среднем
и низшем уровнях и связана с взаимоотношениями
между чиновниками и гражданами (выдача
справок, регистрация и др.). Но случается
так, что в коррупционной сделке заинтересованы
обе стороны, принадлежащие к одной государственной
структуре. Здесь чиновник дает взятку
своему начальнику за то, что тот покрывает
его коррупционные действия. Это вертикальная
коррупция, являющаяся своего рода мостом
между первыми двумя.
Российская
история знает немало примеров
проявления коррупции. Одним из
таких являются события 90-х
годов. Наиболее ярко это проявилось в экономической
сфере. «В результате продажности политиков
и чиновников, недобросовестного исполнения
ими служебных обязанностей теневая экономика…дала
почти 40% всего ВВП. В сферу ее деятельности
было вовлечено на постоянной основе 9
млн. россиян. Одновременно с этими коррупция
вызвала мощный рост организованной преступности.
По оценкам МВД России , организованная
преступность в это время контролировала…до
60% государственных предприятий».3
Однако
явления, связанные с коррупцией системе государственной
службы, присущи не только нашей стране.
Подобные явления есть практически в любом
государстве. Борьба с коррупцией- задача
не только российского государства, но
это не означает, что стоит искать универсальные
методы, поскольку причины появления данного
явления для каждого государства индивидуальны,
а значит и пути решения должны быть также
индивидуальны. Далее мы попытаемся найти
возможные варианты решения данной проблемы.
2.Нормативно-правовое закрепление
проблем коррупции. Антикоррупционная
политика заключается в разработке и осуществлении
разносторонних и последовательных мер
государства и общества по устранению
причин и условий, порождающих и питающих
коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая,
что коррупция без постоянного противодействия
ей имеет свойство расширяться, необходимо,
чтобы со временем была выделена антикоррупционная
функция государства и данный вопрос должен
быть закреплен на законодательном уровне.
В Российской Федерации в Государственную
Думу поступало несколько проектов федеральных
законов «О борьбе с коррупцией в РФ»
в частности:
1.
Проект ФЗ «О борьбе с коррупцией»
от 14.11.1997 года.
2. Проект
ФЗ «Основы антикоррупционной
политики», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания
РФ 5 июня 2001года
3. Проект
ФЗ «О борьбе с коррупцией»,
внесенный в Государственную
Думу РФ 8 февраля 2001 года
4. Проект
ФЗ « О противодействии коррупции»
№ 148067-3
5. Проект
ФЗ « О борьбе с коррупцией» № 98037599-2.
Различные варианты
законопроекта « О борьбе с
коррупцией» уже неоднократно
являлись предметом рассмотрения
Государственной Думой РФ, однако
ни один из них своего логического
завершения не получил и не
был утвержден. В частности,
проект федерального закона №98037599-2, внесенный
Президентом РФ был отклонен еще на стадии
первого чтения.( Постановлением Государственной
Думы № 2934-11 ГД от 9 сентября 1998 годя).
Проект федерального
закона № 99097368-2, внесенный Комитетом
ГД по безопасности, также был отклонен на той же
стадии (Постановление Государственной
Думы № 1623-111ГД от 13 июня 2001 года).
Данные варианты
проектов имеют недостаток, выражающийся
в отсутствии собственного предмета
правого регулирования. В связи
с этим многие положения законопроектов непроизвольно
вторгаются в сферу правового регулирования
Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса
РФ и целого ряда других федеральных законов.
Значительная часть норм носит декларативный
характер, страдают неточностью и содержат
внутренние противоречия, что с одной
стороны ставит под сомнение возможность
достижения целей, заявленных законопроектами,
а с другой- может создать предпосылки
для использования этих законов в целях
неосновательного преследования неугодных
должностных лиц и государственных служащих.
Основное внимание необходимо
уделить проекту федерального закона
№ 148067-3 « О противодействии коррупции»
В заключение
Правового управления ГД по
проекту данного закона содержит
следующие замечания:
1.согласно cт.1 проекта федерального закона, в ней
перечисляются используемые в законопроекте
основные понятия и их определения. На
самом же деле некоторые из приведенных
здесь понятий и определений («активный
подкуп», «пассивный подкуп», «коррупционный
акт») в тексте законопроекта не используются,
в связи с чем их включение в данную статью
законопроекта не имело практического
и правового смысла.
В частности, термины
«активный подкуп» и «пассивный
подкуп» действительно содержатся
в принятой Парламентской Ассамблеи
Совета Европы Конвенции об уголовной ответственности
за коррупцию( Страсбург, 27 января 1999г.).
однако активным и пассивным подкупом
в статьях 2 и 3 указанной Конвенции признаются
лишь те действия ( бездействия), которые
могут быть квалифицированны как уголовные
преступления, то есть, по существу, те
деяния, уголовная ответственность за
которые уже предусмотрена статьями 204.290
и 291 Уголовного Кодекса РФ (коммерческий
подкуп, получение взятки и дача взятки).
2. в законопроекте
проводится определение понятия «коррупционное поведение (коррупционный
проступок)», под которым понимается действие
(бездействие) субъектов коррупции, не
содержащее признаков правонарушения.
Очевидно, что такое действие (бездействие)
нее может повлечь за собой предусмотренную
законом ответственность, в связи с чем
непонятна цель включения данного понятия
в законопроект.
3. законопроект
предусматривает создание при
Президенте РФ специальной Комиссии
по предварительному рассмотрению
кандидатур на занятие государственных
должностей Российской Федерации, с согласия которой
должно происходить назначение на должность
судей федеральных судов, членов Правительства
Российской Федерации, федеральных министров
и их заместителей, главы Администрации
Президента РФ и его заместителей, Секретаря
Совета Безопасности РФ и его заместителей.
Предлагаемый порядок назначения на должности
указанных лиц противоречит Конституции
Российской Федерации (статьи 111, 112, 128),
действующему законодательству, в том
числе конституционному: например, ст.
13 ФКЗ « О судебной системе Российской
Федерации».
На основании
выше изложенного можно сделать
вывод, что на законодательном уровне нет закона,
регулирующего ответственность государственных
служащих за коррупционное поведение
и поэтому коррупция является одной из
основных угроз национальной безопасности
России, ведущим фактором стагнации экономики,
сохранения и развития выраженного социального
неравенства вопреки целям государства.
Развивающаяся практика назначения на
должности государственной и муниципальной
службы за взятки ведет к деградации аппарата
органов власти и существующему росту
числа непрофессиональных управленческих
решений. Значительная часть федеральных
экономических программ потерпела крах
в результате коррупционной блокады. Коррупция
в немалой степени ограничила свободное
действие экономических законов и снизила
престиж России в глазах мирового сообщества,
стала одним из глобальных препятствий
на пути выгодных для всей страны зарубежного
сотрудничества. Для решения этих проблем
нужно систематизировать антикоррупционное
законодательство, учесть опыт международного
права в области борьбы с коррупцией и
необходим новый закон о противодействии
коррупции.
3.Формы проявления
коррупции
Как известно, содержание
любого явления выражается в формах его существования. Поэтому наряду
с исследованием природы коррупции, формы
ее проявления в системе государственной
службы на наш взгляд также требуют отдельного
рассмотрения. Это позволит получить наиболее
полное представление о коррупции в системе
государственной службы нашей страны.
Обращаясь к формам проявления
коррупции в системе государственного
аппарата, необходимо отметить, что
это различные виды нарушений
конституционных, административных, уголовных
и иных норм права лицами, осуществляющими
государственные функции. Среди данных нарушений
в современный период можно выделить многие
виды прямого или завуалированного совмещения
должностей на государственной службе
и в негосударственных коммерческих организациях,
оказание чиновникам прямых или косвенных
услуг за прямое или завуалированное вознаграждение,
представление тех или иных льгот, выгод
и преференций коммерческим организациям,
в которых они прямо или косвенно заинтересованы,
использование государственными чиновниками
личного либо ведомственного влияния
и неформальных связей в тех же целях.
Сюда можно отнести
также использование служебного
положения в целях личного
трудоустройства в негосударственной
сфере после оставления государственной
службы; неправомерная (из корыстных
побуждений) передача коммерческим организациям финансов,
предназначенных для общегосударственных
нужд.