Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 05:34, курсовая работа
Таким образом, в своей работе я преследую следующие цели (то есть желаю их достичь):
я должен определиться с определением понятия коррупция; раскрыть необходимость рассмотрения вопросов о коррупции в рамках проблем, разрешаемых такой учебной дисциплиной как «Государственное управление и работа с персоналом государственной службы»;
рассмотреть законодательство, посвященное борьбе с коррупцией;
выявить в каких формах проявляется коррупция во «внешнем мире», в системе государственного управления;
в итоге, определившись с тем, что такое коррупция (как понятие), как она проявляется, какие проблемы порождает, мы наметим ряд направлений, по которым должна вестись борьба с миром коррупции, с коррумпированным чиновничеством.
Введение
1. Государственное управление и коррупция, их «взаимосвязь»
2. Нормативно-правовое закрепление проблем коррупции
3. Формы проявления коррупции
4. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственного управления.
Заключение
Благоприятной средой для коррупции является российская практика лоббирования без каких-либо правовых и культурно – этнических норм. Обширная и многообразная информация свидетельствует о распространенном «бюрократическом рэкете» при регистрации уставов и других учредительных документов, лицензировании отдельных документов, лицензировании отдельных видов деятельности. Налицо при этом фактическая зависимость граждан от чиновничества, их подозрительность и недоверие к государственной власти.
Как отметил профессор В.В. Лунеев, в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным видам взяточничество и злоупотреблении, которые сводятся в Уголовном Кодексе России. Ему, к сожалению, неведомы широко практикуемые также действия, как коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм, коррупционный протекционизм4.
Протекционизм
малоспособным работникам
А.И Гуров,
затрачивал проблему коррупции,
Вторая форма
коррупции связана с чисто
криминальной деятельностью и
основана на подкупах
Вообще, следуют сказать,
что формы коррупции в системе
Исследуя формы проявления коррупции в государственном аппарате, профессор Я.И Кузьминов отмечает, что за 10 лет в нашей стране сформировались устойчивые и защитные механизмы коррупции, в настоящий момент практически не имеющие «диких форм», вроде организованного вымогательства.
В связи с этим Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство и т.д.7
Таким образом, проявление коррупции включают: получение денег или иного вознаграждения за предоставление контрактов, нарушение процедур
В интересах взяткодателя, использование общественных ресурсов в личных или корпоративных интересах и д.р. однако коррупция необязательно сопровождается получением денежных средств. Она может проявляться и в предоставлении необоснованных льгот, в демонстрации лояльности государственных служащих по отношению к родственникам, знакомым, политическим партиям.
И так, приведенный
выше перечень форм проявления
коррупции в системе
Таким образом, формы коррупции в системе государственной службы представляют собой, зависящие от конкретно социально-экономических условий, способы достижения коррумпированными должностными лицами своих целей, связанных с удовлетворением ими личных, групповых, корпоративных интересов.
4.Предупреждение и пресечение
коррупции в системе
Создание эффективного
Коррупция – это явление не только древнее, но и присущее практически каждому государству. Но, тем не менее в немалом числе государств удалось создать такие механизмы, которые позволили ограничить коррупцию масштабами, не представляющими серьезной опасности для нормального функционирования государственного аппарата.
Необходимые условия для формирования честного, компетентного и дисциплинированного аппарата государственного управления в любом обществе включают следующие элементы:
Рассмотрим подробнее первый принцип.
Каждый государственный служащий должен иметь право на продвижение по службе. А.А. Гришковец, проанализировав законодательство пришел к выводу, что данное право включает в себя:
1. замещение вышестоящей
вакантной государственной
2. присвоение более
высокого квалификационного
3. увеличение размера материального вознаграждения;
4. зачисление в
резерв на замещение
Кроме того, необходимо обеспечить
профессионализм кадров государственного
аппарата, развитие профессиональных
качеств государственных служащ
Особую роль, на наш взгляд, следует придать институту аттестации, который является одним из эффективных правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственного управления. Главное в аттестации - комплексная оценка на основании системы показателей и индикаторов деятельности государственных служащих, включая оценку профессионализма, деловых, личностных качеств и результатов труда.9
Одним из основных принципов государственных служащих в странах Запада является принцип материального стимулирования государственных служащих. Как справедливо отмечает профессор Я.И. Кузьминов: «Эффективное государство не может быть получено даром».10 Вполне очевидно, что только повышением денежного содержания чиновников проблему коррупции в системе государственного управления не решить. Необходим целый комплекс правовых и организационных мероприятий в этой сфере. Важно настойчиво и целенаправленно формировать эффективную государственную систему социального обеспечения. Данная система могла бы включать в себя следующие гарантии: невысокую вероятность увольнения с государственных постов в связи со сменой политического руководства, достойную пенсию, продолжительный отпуск и другие социальные льготы для чиновничества, зачастую отсутствующие в негосударственных организациях.
Серьезным организационным средством предупреждения и пресечения коррупции в государственных структурах является контроль со стороны государства. Данный институт эффективно работает в зарубежных государствах, тем не менее отметим, что в нашей стране есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного государственного контроля за деятельностью бюрократии. Но государственный контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Этот контроль должен быть предупредительным, хотя в его содержание может входить уголовно-правовая и административно-правовая составляющие, когда предупреждение не сработало. Но необходимо помнить об опасности зарегулированного государственного контроля, который может привести к излишней бюрократизации управленческих процессов, к торможению экономической инициативы и к возможным нарушениям прав человека и гражданина.
В систему государственного контроля за деятельностью исполнительной власти должен входить парламент и его комиссии. Организация и проведение депутатских расследований; парламентские слушания; заслушивание отчетов, докладов и сообщений руководителей исполнительной власти; вопросы и запросы депутатов к должностным лицам. Вышеприведенный перечень форм контроля казалось бы достаточен для эффективного парламентского контроля. Но, как показывает практика, механизмов эффективной реализации ряда из них у Федерального Собрания РФ пока нет.
Во многих государствах создан институт общественного контроля-омбудсмена, призванного рассматривать жалобы граждан на любые ущемления их прав и законных интересов со стороны государственных органов и их должностных лиц. Особая потребность в этом институте возникает тогда, когда существующие государственные структуры не удовлетворяют решению всех контрольных задач и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Институт омбудсмена есть и в нашей стране в лице уполномоченного по правам человека, но он может эффективно действовать только в тех сферах государственного управления, где государственная система сама настроена на ликвидацию имеющихся недостатков.
Как известно, коррупция в государственных органах является одним из проявлений обособления аппарата управления от общества, которое позволяет использовать государственный механизм как инструмент для реализации частных и групповых интересов должностных лиц. Поэтому для решения проблемы коррупции необходимо минимизировать отрыв аппарата управления от народа. Проблема коррупции связана с проблемой развития демократии, понимаемой как подчинение государственного аппарата интересам общества. Достижение этой цели связано с обеспечением "прозрачности" деятельности государственного механизма. Чем больше открытости в работе должностных лиц, тем меньше у них шансов использовать свои полномочия в личных и групповых интересах. Основой для борьбы с коррупцией, отмечается в аналитическом докладе "Россия и коррупция: кто кого", служит тщательный мониторинг действий властей .
Формы осуществления
Независимые контрольные
1) Проведение не реже 1-2 раз в год плановых проверок работы всех органов государственной власти и представление обществу отчетов об их работе (заключения о достоверности отчетов органов власти и должностных лиц о своей работе). Ни один государственный служащий не должен получать повышение или выставлять свою кандидатуру на выборную должность без приложения отчета о своей прежней деятельности, проверенного независимым контрольным органом.
Информация о работе Меры по охране водных объектов при эксплуатации промышленных предприятий