Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 01:59, реферат
Вернемся к приведенной выше классификации видов мониторинга, рассмотрев ее с точки зрения возможности участия общественности в каждом из этих видов и потребности в таком участии (табл. 8).
Далеко не все задачи, которые выполняет экологический мониторинг, целесообразно ставить перед собой общественности. С нашей точки зрения, основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологический информации для общественности. Повышение доступности достигается как путем нарушения государственной монополии на информацию, так и путем получения дополнительных сведений, которыми не располагают государственные службы, а также с помощью обобщенного анализа всей доступной информации и адаптации ее для различных типов аудитории.
Виды мониторинга |
Объекты наблюдений и оценки |
Возможность общественного участия |
Мониторинг источников воздействия и отходов |
Сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции |
При правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования (визуальные наблюдения, фотодокументирование и т.п.) |
Мониторинг факторов воздействия |
Физические, химические, биологические факторы воздействия |
Эффективность этого вида мониторинга также может быть достаточно велика. Обычно требуется некоторое обору-дование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа |
Мониторинг состояния биосферы |
Геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озе-рами); биологический мониторинг (биота) |
Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь — прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика |
В районе И. характерной проблемой (типичной не только для бассейна реки И.!) является загрязнение малых рек поверхностным стоком с частных огородов. При этом многие участки возделаны вплотную к урезу воды. Поскольку перенос огородов в другое, более подходящее место в существующей ситуации невозможен, было принято ком-промиссное решение — устройство охранной буферной зоны. Поскольку некоторые жители сбрасывали в речку бытовые отходы, на специально организованных субботниках школьники засадили берег реки колючим кустарником. Это частично защитило водоток от загрязнения. |
Проблема диоксинового загрязнения
в регионе А. была впервые обозначена Хельсинской
комиссией, проводившей плановые обследования
предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
в рамках межгосударственного соглашения
по Балтийскому морю. Регион А. был выбран
в качестве фонового. Исследования, выполненные
Баварским институтом чистой воды, показали,
что содержание диоксинов не только в
сбросах ЦБК, но и в объектах окружающей
среды, расположенных на территории регионального
центра, намного превышает фоновые значения
и представляет опасность для здоровья. |
Информация о работе Место общественности в экологическом мониторинге