Место общественности в экологическом мониторинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 01:59, реферат

Описание работы

Вернемся к приведенной выше классификации видов мониторинга, рассмотрев ее с точки зрения возможности участия общественности в каждом из этих видов и потребности в таком участии (табл. 8).
Далеко не все задачи, которые выполняет экологический мониторинг, целесообразно ставить перед собой общественности. С нашей точки зрения, основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологический информации для общественности. Повышение доступности достигается как путем нарушения государственной монополии на информацию, так и путем получения дополнительных сведений, которыми не располагают государственные службы, а также с помощью обобщенного анализа всей доступной информации и адаптации ее для различных типов аудитории.

Файлы: 1 файл

место общественности в экологиском мониторинге.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудники заповедника О. приняли решение о развитии экологического туризма и расширении гостиницы, ранее предназначенной для приема небольшого числа ученых. Общественная организация поставила задачу оценки влияния возросшего объема хозяйственно-бытовых сточных вод на состояние малой реки. В число изучаемых параметров были включены формы азота и фосфора, а также содержание остаточного хлора. Было показано, что интенсивно хлорируемый в летнее время септик (точнее, просто яма в песчаном грунте, спланированная как первичный отстойник) выступает в качестве недопустимого источника загрязнения охраняемого водного объекта.  
До получения информации от общественной организации региональные природоохранительные службы не предполагали организовывать какие-либо измерения, устанавливать контрольный створ, так как заповедник рассматривался в качестве научно-исследовательского объекта, включенного в сеть мониторинга MAB и осуществляющего собственную программу наблюдений.


 

Общественный экологический мониторинг: образовательная функция

Образовательный и воспитательный потенциал общественного экологического мониторинга очень велик. В данном случае экологическое образование и просвещение мы понимаем в самом широком смысле. Правильно организованная деятельность общественности в области экологического мониторинга способствует повышению уровня экологического образования всех участников общественного диалога — населения, руководителей и рядовых сотрудников предприятий, представителей государственной власти. Общественные органи-зации могут с успехом ис-пользовать должным образом интерпретированную информацию о состоянии окружающей среды для формирования осоз-нанной, экологически грамотной позиции общества в целом. С другой стороны, подобная деятельность не входит непосредственно в обязанности государственной службы мониторинга и региональных комитетов по экологии. Отсутствие достоверных данных о состоянии окружающей среды на местном уровне, поданных в доступной форме, создает информационный вакуум, который часто заполняется слухами, небрежно представленными исследованиями, непонятными данными и просто не имеющими никаких реальных оснований опусами. Правильно организованный общественный экологический мониторинг способен заполнить этот вакуум, обеспечивая не только получение необходимой информации и представление ее в доступной форме, но и создавая для граждан реальную возможность участия в наблюдениях и контрольных мероприятиях. Отметитм, что именно в связи с образовательной функцией особую важность приобретают вопросы представления полученной информации для широких кругов общественности (подробнее об этом см. в следующих разделах).

Общественная организация построила программу мониторинга малой реки П. так, чтобы описать воздействия основных организованных источников. Наблюдения выполняли учителя школ района и школьники. При изучении курсов химии, биологии и географии учителя использовали местные примеры, информацию, полученную самими школьниками. 
Накопив убедительный массив данных, общественная организация провела определение свободного хлора в сбросе предприятия текстильной отрасли в присутствии представителей природоохранительных органов. С помощью информации, полученной общественностью, удалось убедить руководство предприятия провести экологическое аудирование. На основе результатов аудирования предприятие сформулировало принципы своей экологической политики, предусматривающие, в частности, переход к технологии бесхлорного отбеливания. Результаты мониторинга легли также в основу программы занятий для сотрудников предприятия.


 

Следует обратить внимание на то, что образовательные функции общественного экологического мониторинга не обязательно ограничиваются работой с населением. Общественная организация, имеющая достаточный уровень технической подготовки и умеющая работать с информацией, может использовать общественный экологический мониторинг как инструмент подобной работы и с лицами, принимающими решение, и с представителями производственного (коммерческого) сектора.

Общественность города В. была серьезно озабочена проблемами ртутного загрязнения окружающей среды, связанного с деятельностью одного из крупнейших предприятий химической промышленности, расположенного на территории города. В газетах стали появляться публикации, посвященные загрязнению территории города и области и связанным с этим заболеваниям. К сожалению, застарелая проблема привела к острой конфронтации между производителями, госслужбами и общественностью. Каждый из участников дискуссии оперировал собственными данными, не анализируя другую доступную информацию. В публикациях появлялись "гигантские шары ртути на поверхности реки" и "мутант, горестно взглянувший на председателя областного комитета по охране природы и тут же издохший". В целом такая ситуация, естественно, не способствовала поиску реальных путей решения проблемы, лишь раздражая все вовлеченные стороны и нагнетая обстановку в регионе.


 

Постпроектный анализ

Термин постпроектный анализ тесно связан с понятием оценки воздействия на окружающую среду. Постпроектный анализ включает независимые квалифицированные анализ и оценку экологической и эколого-экономической эффективности реализованных решений в сравнении с проектными данными и материалами экологической экспертизы. Хорошо известно, что серьезной проблемой любого исследования, связанного с оценкой экологических последствий намечаемой деятельности, является существенная неопределенность в области предсказания воздействий. Именно постпроектный анализ дает возможность проверить правильность предсказаний, служит своего рода обратной связью, необходимой для развития практики оценки воздействия на окружающую среду в целом.

В то же время в России этот механизм практически не развит. После того, как проект разработан и получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, инициатор приступает к его реализации. С некоторой долей условности можно сказать, что в этот момент у проекта начинается новая жизнь, весьма слабо связанная со стадией его разработки. Экологические последствия его реализации (теперь уже реальные, а не потенциальные) попадают в ведение государственных органов, ответственных за экологический мониторинг и контроль. При этом не существует механизма, обеспечивающего передачу этим органам контроля за выполнением решений, принятых на этапе согласования проекта. По этой причине рекомендации эксперт-ной группы, проводившей оценку воздействия на окружающую среду, так же, как и рекомендации (замечания) государственной экологической экспертизы, могут не выполняться в ходе реализации проекта. Авторам брошюры не известно ни одного случая, когда был бы проведен полный постпроектный анализ, который бы позволил систематическим образом оценить корректность выводов, сделанных на стадии подготовки проекта и экологической экспертизы, соответствие этих предсказаний реальным последствиям деятельности.

До некоторой степени отсутствие постпроектного анализа могло бы быть восполнено общественными организациями в рамках программ общественного экологического мониторинга. В частности, чрезвычайно важно было бы проверять выполнение рекомендаций экологической экспертизы на стадии реализации проекта. Только при наличии механизма подобных проверок можно говорить о реальной эффективности экспертизы. Участие общественности в постпроектном анализе особенно важно в связи с общественной экологической экспертизой. Такое участие позволило бы избежать ситуации, когда изменения, внесенные в проект в результате общественной экспертизы или других действий общественности, попросту игнорируются при осуществлении проекта.

Общественный экологический мониторинг и контроль: правовые аспекты

Понятия общественного экологического мониторинга и контроля формировались в нашей стране долго и трудно. Многолетние традиции закрытости экологической информации и секретности всех сведений, относящихся к загрязнению окружающей среды, наложили определенный отпечаток на отношение различных слоев общества к деятельности, связанной с общественным экологическим мониторингом. Немногим более десяти лет назад деятельность по общественному экологическому мониторингу трудно было даже представить, а прямые измерения загрязнения окружающей среды могли рассматриваться как преступление.

В настоящее время ситуация существенным образом изменилась. Понятиеобщественного экологического контроля и его задачи определены Федеральным Законом "Об охране окружающей природной среды" [24].

 

Статья 72. Общественный экологический контроль. 1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. 2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах РФ, трудовых коллективах, общественных объединениях.


 

Поскольку общественные экологические организации часто используют в своей работе санитарно-гигиенические нормативы, полезно также помнить о правах общественного контроля, закрепленного Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [30]:

   

Статья 35. Общественный экологический контроль.. Общественные объединения граждан в соответствии с уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Статья 36.Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля. Деятельность специальных служб министерств и ведомств, предприятий, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль в соответствии со статьями 33–35 настоящего Закона, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.


 

Организациям, работающим в области общественного экологического мониторинга, полезно также помнить о существовании Закона "О об обеспечении единства измерений" [31]. В сферу действия Закона попадают все организации (независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности), ведущие работы в области охраны окружающей среды (статья 13). Закон предписывает для проведения всех видов измерений, подпадающих под действие этого закона, использовать только аттестованные методики измерений (статья 9). Средства измерений, используемых для работ в области охраны окружающей среды, должны быть допущены в установленном порядке к применению в РФ (статья 8), а также проходить периодическую поверку (статья 15). Подробнее метрологические аспекты проведения измерений описаны в следующих разделах.

Разумеется, это не означает, что общественный экологический мониторинг должен осуществляться только с использованием аттестованных методик. Полуколичественные или даже качественные методы могут быть использованы в образовательных целях, для привлечения внимания населения или властей к той или иной проблеме. Тем не менее, следует ясно понимать, что принятия конкретных административных решений практически можно добиться только на основе данных, полученных при помощи аттестованных методик.

Примечания

1 Эта ситуация создает возможность «мониторинга без измерений», когда роль общественной организации состоит в корректной интерпретации данных, полученных государственными органами, и предоставлении их общественности.

Дата добавления: 31.10.2001 
 
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/CC9D00EBD19049B4B718E074D838DCC9

 


Информация о работе Место общественности в экологическом мониторинге