Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 22:13, методичка
Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (психолого-медико-педагогического консилиума) образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей-инвалидов, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Региональный центр дистанционного образования
Методические рекомендации по составлению
индивидуальной образовательной программы (ИОП)
для детей-инвалидов, обучающихся на дому
с использованием дистанционных образовательных технологий
Владимир, 2010 год
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, кураторам, тьюторам, дефектологам и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.
Индивидуальная образовательная
программа – документ, определяющий специфику
освоения содержания образовательного
стандарта на основе рекомендаций психолого-медико-
ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.
ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03 июня 2003 г. № 118 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организация работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Занятия с учащимися могут проводиться
на дому и дистанционно (в режиме реального
и отсроченного общения). Занятия проводятся
как индивидуально, так и в малых группах
для решения задач формирования коммуникативных
навыков и социальной адаптации учащихся.
Выбор вариантов проведения занятий зависит
от особенностей психофизического развития
и возможностей обучающихся; сложности
структуры их дефекта; особенностей эмоционально-волевой
сферы; характера течения заболевания;
рекомендаций лечебно-профилактического
учреждения, психолого-медико-
Количество учебного времени определяет региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (приложение к письму департамента образования от 04 апреля 2010 года № ДО-1542-02-07). Предполагается согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Продолжительность учебного
года определяется индивидуально, с учетом рекомендаций
регионального базисного учебного плана.
Продолжительность учебной недели и продолжительность
урока определяется с учетом рекомендаций
специалистов психолого-медико-
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по учебным предметам определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую аудиторную нагрузку учащегося (СанПиН 2.4.2 1178-02 и 2.2.2/2.4.1340-03). Индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении аудиторной нагрузки обучающихся.
ИОП регламентирует время работы обучающихся на компьютере (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Остальное учебное время ученики используют на работу с различными источниками информации, фото- и видеосъемку, разработку и написание сценариев опытов и мультфильмов, поиски натуральных объектов для исследовательской деятельности, сборку конструкций, моделей и т.д., в зависимости от целей и задач курса.
Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.
Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.
При составлении данных рекомендаций был учтен опыт дистанционного образования детей-инвалидов в г. Москва (ГОУ ЦО «Технологии обучения») и в Калининградской области («Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями» при КОГОУДОД «Центр информатизации и технического творчества»), а также использованы материалы исследования С.В.Соловьевой, к.п.н, сотрудника института развития регионального образования Свердловской области (г. Екатеринбург).
II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:
Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.
Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.
III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Индивидуальная образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры ИОП могут являться:
В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.
Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия.