Нормирование качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 22:07, реферат

Описание работы

1. Понятие качества окружающей среды
2. Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование
3. Экологическая стандартизация
4. Экологическая паспортизация
5. Экологический сертификат и экологический аудит.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Нормирование качества окружающей среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Большое значение в развитии стандартов управления окружающей средой сыграло постановление Европейского Сообщества (European Community) № 1836/93 от 29.06.93 «Об экологическом аудите». Оно определило условия для добровольного участия компаний промышленного сектора в системе сообществ по управлению и проверке экологического качества своей продукции.

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению этой деятельности. Система экологического аудита в России создана приказом Госкомэкологии РФ от16.10.97 № 453. Аудит носит преимущественно добровольный характер и с эколого-правовой ответственностью непосредственно не связан.

Экологический аудит – важное средство проверки экологической эффективности и оказания помощи в ее повышении. Он может быть заказан, например:

  1. органами надзора как обычная контрольная процедура,
  2. собственником предприятия как элемент экологического управления для оценки возможных расходов,
  3. страховой компанией перед заключением договора страхования для уточнения его условий,
  4. банком для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита (банки Швейцарии, Германии и других стран не предоставляют кредит без доказательств экологической целесообразности проекта).

Аудит основывается на целях, поставленных заказчиком.

2. Система менеджмента окружающей  среды (СМОС) или система управления  качеством окружающей среды (СУКОС)

Одной из основных причин для внедрения на российских предприятиях системы менеджмента окружающей среды (СМОС) является получение конкурентных преимуществ и, соответственно, возможностей для продвижения своих товаров и услуг на перспективные рынки, где велика доля сертифицированных экологическом отношении компаний. Однако в условиях усиливающейся конкуренции и возможного вхождения России в ВТО то количество предприятий стран СНГ, которые сертифицировали свои СМОС по международным стандартам ИСО серии 14000, явно недостаточно. Если в течение 2001 г. В Японии, Германии, Испании сертифицировано по международным стандартам примерно от 1500 до 2500 кампаний, в Италии, США, Китае 500 – 700, то в России – 9, Украина и Казахстан по 1.

В соответствии с международными и российскими стандартами серии ISO 1400 СУКОС определяют как часть общей системы управления в рамках реализации экологической политики. Организация, намерившаяся внедрить эффективную СУКОС (СМОК), ставит перед собой цель помочь в защите здоровья людей и охране окружающей среды от возможных воздействий деятельности организации, ее продукции или услуг и способствовать сохранению и улучшению качества окружающей среды. См. Тягунов Г.В., Ярошенко Ю.Г. экология, 2005 с. 236.

Стандарты ИСО серии 14000

Разработка стандартов ИСО серии 14000 осуществлялась Техническим комитетом ИСО «Экологический менеджмент» (ИСО /ТК-207), созданным в 1993 году. В соответствии с направлениями деятельности внутри подкомитетов (ПК) были созданы рабочие группы (РГ), состоящие из специалистов из наиболее продвинутых в отношении охраны окружающей среды стран.

Приоритетными направлениями в деятельности ИСО/ТК-207 в области экологического менеджмента являются:

1) разработка рекомендаций по  созданию и обеспечению функционирования  СМОС (системы менеджмента окружающей  среды) для предприятий независимо  от области их деятельности и размеров;

2) создание стандартов по маркировке продукции, не наносящей вред ОС;

3) разработка стандартов по оценке  воздействия на ОС на всех  стадиях жизненного цикла;

4) разработка требований к СМОС;

5) разработка стандартов по оценке  экологичности производственных  систем;

6) разработка стандартов по экоаудиту;

7) разработка рекомендаций по  учету требований по охране  ОС в стандартах на продукцию;

8) разработка стандарта с терминами  и их определениями в области  экологического менеджмента.

Большая часть из этих задач реализована или находится на различных стадиях выполнения.

Для вступления стандарта в силу необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 75 % стран — членов ИСО. После принятия стандарта его аутентичный текст принимается национальным органом стандартизации. В Европейском Сообществе стандарты издаются на трех официальных языках (английский, французский, немецкий) – EN ISO 14001: 1996, затем национальные стандарты. В Российской Федерации этот стандарт был приняв и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года № 378 и получил обозначение ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В 1998 и 1999 году в России был разработан и введен в действие ряд стандартов ИСО серии 14000:

— ГОСТ Р ИСО 14004-98 Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

— ГОСТ Р ИСО 14010-98* Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

 — ГОСТ Р ИСО 14011-98*Руководящие указания но экологическому аудиту. Процедуры аудита систем управления окружающей средой.

— ГОСТ Р ИСО 14012-98*Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

*В настоящее время данные  стандарты пересмотрены, вместо них введен стандарт ИСО 19011: 2002 "Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды."

— ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.

— ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 14050-99 содержатся понятия и их определения, используемые в стандартах ИСО серии 14000 и связанные с менеджментом ОС. В нем указана область применения и даны 26 определений, среди них определение целевого и планового экологических показателей, экологической эффективности, экологической политики, экологического аспекта и др.

Впоследствии в качестве национальных стандартов были приняты: ГОСТ Р ИСО 14031-2001; ГОСТ Р ИСО 14020-99; ГОСТ Р ИСО 14021-99; ГОСТ Р ИСО 14024-2000; ГОСТ Р ИСО 14041-2000; ГОСТ Р ИСО 14042-2001; ГОСТ Р ИСО 14043-2001,

Обострение проблемы охраны ОС и возможности воздействий на нее, связанных с изготовляемой и потребляемой продукцией (услугами), актуализирует разработку методов, направленных на снижение этих воздействий. Одним из них является оценка жизненного цикла (ОЖЦ). В принятом 22.02.1999 г. стандарте ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» приведены принципы и структура ОЖЦ, обеспечивающие проведение исследований и предоставление отчетности по ОЖЦ, а также некоторые минимальные требования к методу, который включает в себя следующие этапы:                                                                      

1) проведение инвентаризаций соответствующих входных и выходных потоков;

2) оценка потенциальных воздействий  на ОС, связанных с этими потоками;

3) интерпретация результатов анализа  и оценки.

На основе этого метода оцениваются экологические аспекты, начиная от приобретения сырья для производства до утилизации продукта или окончания эксплуатации.

3. Порядок внедрения СМОС и  его сертификация. Аудит СМОС

Руководство организации, решившее разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМОС, должно предварительно

1 определить экологическую политику  организации,

2 обеспечить, чтобы эта политика  соответствовала характеру, масштабу  и воздействиям на ОС,

3 чтобы эта политика включала  обязательства по постоянному  улучшению,

4 не противоречила природоохранному законодательству и регламентам,

5 устанавливала целевые и плановые  экологические показатели,

6 документально оформлялась,

7 была разъяснена персоналу  и доступна для общественности.

Для того чтобы организация могла гарантировать, что все экологические аспекты, связанные с возможными значительными воздействиями на ОС, определены и находятся под контролем, необходимо установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры экологической сертификации.

При оценке значимости указанных воздействий следует выделять экологические аспекты (вероятность, характер, масштаб, интенсивность, продолжительность воздействий) и хозяйственные (затраты на измерение уровня, возможность нормативно-правового регулирования, трудности измерения характеристики воздействий и др.).

В практической деятельности при разработке указанных показателей может быть использован план природоохранных мероприятий на перспективный период как составная часть экологического паспорта природопользователя (в соответствии с формой ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Таким образом, через экологические цели экологическая политика организации трансформируется в экологические программы с определением и последующим распределением ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого подразделения и уровня в рамках организации

При проведении аудита СМОС (системы менеджмента окружающей среды) следует определить: соответствует ли СМОС запланированным мероприятиям, в том числе требованиям стандарта? должным ли образом СМОС реализуется и поддерживается в рабочем состоянии? Для проведения аудита (внутреннего) из числа сотрудников создается группа аудиторов, которые проходят соответствующее обучение и, согласно ежегодно составляемому графику аудитов, проверяют поэлементное функционирование СМОС в подразделениях. О результатах аудита информация предоставляется руководству организации.

Высшее руководство для определения возможной потребности в изменениях направления, целевых показателей и других элементов СМОС в связи с изменившимися обстоятельствами, результатами аудита и обязательствами по постоянному улучшению должно анализировать СМОС (систему менеджмента окружающей среды) через установленные им промежутки времени. Анализ проводится для обеспечения постоянной пригодности СМОС, ее адекватности и эффективности и его результаты необходимо надлежащим образом документально оформлять.

Процесс сертификации СМОС на соответствие ISO 14001 представляет многоэтапный процесс:

На первом этапе, который можно рассматривать как подготовку к аудиту, оценивается целесообразность проведения сертификации. Он может включать предварительный визит на предприятие, предварительный аудит, составление каталога вопросов. Наиболее предпочтителен предварительный аудит, т.к. в результате его проведения выявляются слабые места в СМОС и документации системы. Предварительный аудит может быть проведен только один раз.

На втором этапе оценивается официально предоставленная документация СМОС. Документация передается главному аудитору за четыре недели до аудита в актуализированном состоянии.

Сертификационный аудит проводится после устранения всех отклонений, выявленных при проверке документации СМОС.

При положительном результате проверки органом по сертификации руководителям организации выдается сертификат сроком на три года с условием ежегодного проведения наблюдательных аудитов. Если же имеет место одно или несколько критических замечаний, или отсутствует документированное положение и выполнение прямого требования нормы, аудит прерывается (или по согласованию с руководством предприятия переводится в статус предварительного, если такового ещё не было). В этом случае требуется проведение дополнительного аудита.

 

 

 

 


Информация о работе Нормирование качества окружающей среды