Общественная экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Что такое общественная экологическая экспертиза? Экспертизой чего является экологическая экспертиза9 Содержание экологической экспертизы Презумпция потенциальной экологической опасности Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Государственная экологическая экспертиза Общественная экологическая экспертиза

Файлы: 1 файл

Общественная экологическая экспертиза..doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

Без материалов, документирующих  проведенную процедуру ОВОС, проектная  документация не может быть принята на государственную экологическую экспертизу [ 10, п. 1.7] — это и является механизмом, с помощью которого органы, осуществляющие экспертизу, могут добиваться выполнения Положения [10].

Отметим еще три момента:

    • Процедура ОВОС организуется и финансируется заказчиком (инвестором) [10, п. 
      4.1].
    • Для объектов, не включенных в перечень обязательных, "целесообразность 
      проведения ОВОС определяется органами исполнительной власти субъектов РФ 
      по представлению территориальных органов Минприроды РФ" [10, п. 1.3].
    • Если ОВОС для объекта не проводилась (объект не включен в перечень 
      обязательных), документация, представляемая на экспертизу, тем не менее 
      должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду [2, Ст. 
      14; 9, п. 1.4].

Более подробно процесс оценки воздействия описан в части 1 "Оценка экологического воздействия и экологическая экспертиза" книги Эколайн. Современные механизмы экологического регулирования. — М.: Социально-Экологический Союз. — в печати.

Государственная экологическая экспертиза

Приводимые ниже сведения о государственной экологической  экспертизе могут оказаться  полезными для общественных объединений и граждан — и не только в связи с общественной экологической экспертизой.

Государственная экспертиза проводится уполномоченными органами: на федеральном уровне — Департаментом государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России, на уровне субъектов федерации — соответствующими подразделениями областного (республиканского) Комитета по охране окружающей среды.

Разделение полномочий между органами государственной  экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов федерации определяется статьями 11 и 12 Закона на основании масштаба и значения хозяйственных объектов (видов деятельности).

К сожалению, существующие нормативные акты предоставляют немного возможностей для участия общественности в государственной экспертизе.

Статья 19. Права  граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

1. Граждане  и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения  о проведении в соответствии с  настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять  в письменной форме спегщалъно уполномоченным государственным органам в области  экологической экспертизы аргументированные  предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать  от специально уполномоченных государственных  органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять  иные действия в области экологической  экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы

экспертной  комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение [2, Ст. 19].

Больше прав в связи  с государственной экологической  экспертизой имеют органы местного самоуправления (городские и районные администрации, а также представительные органы соответствующего уровня). Эти  права могут оказаться полезными для общественных организаций, имеющих налаженные отношения с этими органами.

Уполномоченные  органы обязаны предварительно информировать  органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий [2, Ст. 7, 8] (это важно, потому что никаких механизмов предварительного информирования общественности о ходе государственной экспертизы в Законе не предусмотрено).

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в  области экологической экспертизы

1.  К полномочиям  органов местного самоуправления  в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической  экспертизы объектов экологической  экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

принятие  и реализация в пределах своих  полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

организация по требованию населения общественных экологических экспертиз.

2.  Органы местного  самоуправления имеют право:

получать  от соответствующих государственных  органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых мож'ет оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

направлять  в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности [2, Ст. 9].

Полезно также знать, что:

•   Положительное заключение государственной экологической экспертизы

утрачивает  силу при внесении изменений в  проектную и иную документацию, при

 

реализации проекта  с отклонениями от документации, прошедшей  экспертизу [2, Ст. 18].

    • Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет 
      юридическую силу в течении срока, определенного органом, проводящим 
      конкретную экспертизу, и утрачивает силу по истечении этого срока [2, Ст 18].
    • Заключение не бывает условно-положительным: заключение с замечаниями, 
      требующими доработки документации, является отрицательным. После 
      устранения недостатков должна быть проведена новая экспертиза [2, Ст. 18].

Общественная  экологическая экспертиза

Проведение общественной экспертизы предоставляет общественности дополнительные возможности доступа к проектной документации и процессу государственной экологической экспертизы.

Согласно Закону, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

    • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в 
      объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона (т.е. в том же 
      объеме, что и органы, осуществляющие государственную экспертизу);
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей 
    требования к проведению государственной экологической экспертизы;
    • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях 
      экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать 
      в проводимом ими обсуждении заключении общественной экологическое'! 
      экспертизы [2, Ст. 22].

Фактически, согласно логике действующего законодательства, общественная экспертиза является механизмом общественного контроля за ходом государственной экспертизы и общественного участия в ней. К сожалению, возможности этого участия весьма ограничены. Законодательно закреплено только право на доступ к проектной документации (причем это право ограничено не только государственной, но и коммерческой тайной) и участие наблюдателей в заседаниях комиссий. Заключение общественной экспертизы не имеет прямой юридической силы — оно является лишь

одним из документов, рассматриваемых  в процессе государственной экспертизы.

-

Тем не менее, не следует  пренебрегать возможностью организовать общественную экологическую экспертизу.

Во-первых, как уже было сказано, она является практически  единственным механизмом общественного контроля за ходом государственной экологической экспертизы.

Во-вторых, с нашей точки  зрения, при организации разного  рода общественных кампаний, работе с  прессой и т.п., статус "заключения общественной экспертизы, проведенной в соответствии с законом" может восприниматься как более высокий по сравнению с "мнением независимых специалистов" или "мнением общественности".


Информация о работе Общественная экологическая экспертиза