Определения со ссылками на законодательство: экологическая безопасность, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной экологической

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Экологическая безопасность — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002)и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.

Содержание работы

1. Дайте определения со ссылками на законодательство: экологическая
безопасность, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной
экологической ситуации.
2. Понятие и виды юридической ответственности за экологические
правонарушения.
3. Задача
Литература

Файлы: 1 файл

Экологическое право КР .docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)

1. Дайте определения со  ссылками на законодательство: экологическая

безопасность, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной

экологической ситуации.

2. Понятие и виды юридической  ответственности за экологические

правонарушения.

3. Задача

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дайте определения  со ссылками на законодательство: экологическая

безопасность, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной

экологической ситуации.

 

Экологическая безопасность — одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002)и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.

Единым критерием оценки экологической безопасности естественной экосистемы и её устойчивости является нерушимость естественного биотопа основного биоценоза и его способность к восстановлению при антропогенном воздействии.

Единым критерием оценки экологической безопасности искусственной экосистемы является качество жизни и здоровья населения (Большеротов, 2010).

Как отмечала преподаватель экологического права Трубачева Анна - данное определение является одним из основополагающих в экологическом праве после определений данных в законе.

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Хоружая, 2002, Козин, Петровский, 2005). Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

 

Политика экологической безопасности—  целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.

Система экологической безопасности — совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. ЭБ достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, управление и пр.), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Система экологической безопасности — это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие техногенных и антропогенных факторов на окружающую среду и самого человека:

Комплексная экологическая оценка территории

определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;

составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

составление кадастра природных ресурсов;

составление и ведение кадастра «загрязненных» площадей.

Экологический мониторинг

нормирование воздействий на окружающую среду;

контроль источников воздействия на окружающую среду;

Управленческие решения

формирование экологической политики;

предупреждение проявления антропогенных факторов;

минимизация последствий проявления техногенных факторов;

разработка и совершенствование природоохранного законодательства и формирование экологического мировоззрения.

Методы обеспечения ЭБ (согласно Хоружая Т. А., 2002):

Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

Методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная (Коробкин, Передельский, 2003). Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности, как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий (Лобанова, 1999, Мазур, Молдаванов, 1999). Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

 

Зона экологического бедствия — территория или акватория, в пределах которой наблюдается переход от критического состояния природы к катастрофическому.

Зона экологического кризиса - зона экологического бедствия.

Российское законодательство использует также ряд смежных понятий : «зона экологического бедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угроза безопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зона экологического риска» и пр.

В соответствии с основными положениями «Критериев оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» экологическая обстановка классифицируется но возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом : относительно удовлетворительная ; напряженная ; критическая ; кризисная ( или зона чрезвычайной экологической ситуации ) ; катастрофическая ( или зона экологического бедствия ).

В соответствии с основными положениями «Критериев оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом : относительно удовлетворительная ; напряженная ; критическая ; кризисная ( или зона чрезвычайной экологической ситуации ) ; катастрофическая ( или зона экологического бедствия ).

Зону экологического бедствия образуют территории с практически необратимыми нарушениями экосистем. Экономические ущербы при осуществлении деятельности на таких территориях практически неизбежны при любых защитных мероприятиях.

В зоне экологического бедствия состояние экосистем характеризуется снижением ( или увеличением ) удельной массы одного из трофических звеньев более чем на 50%. Нарушения взаимосвязей внутри экосистемы носят необратимый характер, экосистема теряет средо — и ресурсовоспроизводящие функции.

В зоне экологического бедствия, установленной в связи с аварией на АЭС, были, как уже говорилось, установлены следующие зоны : отчуждения ; отселения ; проживания с правом на отселение ; реабилитации ( с льготным статусом ).

Таким образом, при схожести современных определений этих территорий ( зон ) основное различие между ними заключается в следующем : в зоне чрезвычайной ситуации имеет место надвигающаяся угроза бедствия, тогда как в зоне экологического бедствия — уже свершившееся бедствие. Установить такое различие на практике достаточно непросто.

Общественная опасность не сводится к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а ( с качественной стороны ) определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения, умалением экологических интересов общества и нарушением права каждого человека на благоприятную окружающую среду, снижением уровня безопасности населения и территорий и т. п. С количественной стороны общественная опасность экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем в санкциях, содержании ответственности с помощью определения размеров причиненного вреда, набора квалифицирующих признаков и др. ( массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, отравление окружающей среды, совершение преступления на территории заповедника, в зоне экологического бедствия и др. ). Например, состояние земель в РФ оценивается специалистами как угроза национальной безопасности, вызванная техногенным загрязнением, истощительным сельскохозяйственным землепользованием, деградацией значительных площадей земельных угодий ( на 1 января 1996 г. общая площадь деградированных оленьих пастбищ составила 230,6 млн га, эродированных почв -51 млн га, нарушенных земель — 1138,4 тыс. га ). На 1 января 2000 г. деградированные оленьи пастбища занимали более 60% общей их площади, а запасы кормов на них по сравнению 1950 г. уменьшились в 2-3 раза. На территории РФ накоплено 1405 млн тонн отходов производства и потребления, из них почти 90 млн тонн промышленных токсичных отходов различных классов опасности.

Зоной экологического бедствия, указами Президента или постановлениями Правительства России, на основе государственной экологической экспертизы, объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны.

До настоящего времени ни одна территория зоной экологического бедствия не признана.

В данной работе сформулированы лишь положения общего характера по одному из возможных путей определения экологического риска. Разработка практических методик требует тщательного выбора показателей и всестороннего обоснования их значений, за пределами которых возникает зона напряженной экологической ситуации или так называемая экологически проблемная зона ( по терминологии, принятой Н.Ф.Реймерсом ), зона экологического бедствия или зона экологических катастроф. По определению Н.Ф.Реймерса, в таких зонах скорость антропогенных нарушений превышает темпы самовосстановления природы и существует угроза коренного, но еще обратимого изменения природных систем. В зонах экологического бедствия происходит все более труднообратимая замена продуктивных экосистем менее продуктивными, ухудшаются показатели здоровья людей и т.п., в зонах экологических катастроф по его же определению происходит необратимый или весьма трудно обратимый переход к полной потере биологической продуктивности, возникновение опасности для жизни, здоровья, репродуктивной способности человека. Следует заметить, что характеристика зон экологических бедствий и катастроф не противоречит официальным определениям этих зон, содержащимися в Законе об охране окружающей природной среды, хотя названия зон не совпадают.

 

Некоторые конкретные способы оздоровления экологически неблагополучных территорий предусмотрены также Законом «Об охране окружающей природной среды» (. Так, в зоне экологического бедствия должна быть прекращена деятельность хозяйственных объектов. Исключение составляет деятельность объектов, связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения. Законом запрещается строительство и реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

 Ситуация в регионе Аральского моря практически вышла из-под контроля человека. Приаралье стало зоной экологического бедствия. Напряженное положение сохраняется в районах, пострадавших от аварии Чернобыльской АЭС. Усиливается беспокойство населения в регионе Семипалатинского полигона испытания ядерного оружия. На грани экологического кризиса Калмыкия, Приднепровье, Приднестровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, бассейны

Волги, Севана, Иссык-Куля, Балхаша и Ладожского озер, Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей и ряд других регионов. Требуется ускорить проведение природоохранных мероприятий в бассейнах Байкала, Оби и Амура.

В ряде регионов страны потенциал земли для жизнеобеспечения населения в значительной степени или полностью исчерпан. Нижнее Поволжье становится зоной экологического бедствия.

Помимо природно-экологической классификации угасания природы необходима медико-социальная шкала, так как населенные места не могут быть охвачены такой классификацией. То здесь, то там люди требуют объявить их город или регион зоной экологического бедствия, экологической катастрофы и т. д. По-человечески их понять можно и поддержать необходимо, но более целесообразны объективные критерии. Иначе трудно понять, где положение бедственнее или катастрофичнее. Предлагаются следующие четыре градации, учитывающие только что изложенную классификацию состояний природы.

С учетом складывающейся практики относительно реализации положения Закона «Об охране окружающей природной среды», касающегося зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, нуждается в обсуждении вопрос о целесообразности выделения двух видов зон. Есть ли в этом правовой смысл. Вопрос может быть поставлен и по-другому : нельзя ли решить проблемы реабилитации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия. Ответ, на наш взгляд, должен быть положительным. Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной катастрофы, то меры принимаются в рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Это понятие было введено ст. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. Как указывалось выше, ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь отсылку к федеральному законодательству ( ст.

Информация о работе Определения со ссылками на законодательство: экологическая безопасность, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной экологической