Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:16, курсовая работа
На сегодняшний день перед нами остро встает проблема рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд, является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины и условия, порождающие нарушения экологического законодательства………………………………………………………………….4
2. Развитие материально-технической базы органов специальной компетенции по управлению природопользованием………………………….10
3. Совершенствование системы экологического контроля…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Причины и условия, порождающие нарушения
экологического законодательства……………………………………
2. Развитие материально-технической
базы органов специальной компетенции
по управлению природопользованием………………………….
3. Совершенствование системы экологического контроля…………………...15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
На сегодняшний день перед нами остро встает проблема рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд, является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности. Стоит отметить, на сегодняшний день за нарушение экологического законодательства предусмотрены меры административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Однако именно с помощью мер административной и уголовной ответственности возможно более эффективно воздействовать на правонарушителя и соответственно тем самым предотвращая появление новых экологических правонарушений.
1. Причины и условия, порождающие
нарушения экологического
Причины и условия экологической преступности действуют совместно: причина порождает следствие лишь при наличии определенных условий. В зависимости от конкретной ситуации одно и то же обстоятельство может выступать как в качестве причины экологической преступности, так и в качестве ее условия.
По уровню действия (субординации) можно выделить причины и условия экологической преступности в целом и причины и условия конкретного экологического преступления. Чем выше уровень действия детерминанты, тем более общее содержание она имеет.
По содержанию выделяют социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и иные причины. Наибольшее значение имеют социально-психологические детерминанты, поскольку именно они выступают в качестве непосредственных причин экологических преступлений.
Э.Н. Жевлаков причины экологических преступлений и иных правонарушений подразделяет на три группы1:
1) общие причины;
2) причины преступлений и правонарушений, связанных с воздействием на природную среду (ухудшением ее качества);
3) причины
преступлений и правонарушений,
связанных с незаконным
Такая структура причин, по его мнению, соответствует содержанию экологического законодательства, состоящего из норм природоохранительного права и норм природоресурсового права (права природопользования).
К числу общих социальных причин ухудшения экологической ситуации и возрастания числа экологических правонарушений Э.Н. Жевлаков относит:
– разрыв хозяйственных связей, нарушение проектных технологий, рост аварийности производства;
– финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий;
– недостатки экологического законодательства и несовершенство законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
– частое реформирование специально уполномоченных государственных органов в области охраны природной среды и использования ее ресурсов, что не позволяет в полной мере использовать их потенциал;
– значительное усиление зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны;
– пробелы, декларативность, несогласованность и другие недостатки норм экологического характера других отраслей права;
– низкую экологическую культуру населения;
– невысокая эффективность экологического воспитания и образования;
– несоответствие уровня финансирования, технической оснащенности, кадрового и ресурсного обеспечения природоохранных государственных органов сложности решаемых ими задач.
Рассматривая причины экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества, в качестве источников криминогенного воздействия на окружающую среду Э.Н. Жевлаковым выделяются четыре группы элементов, составляющие основу криминогенной детерминации:
1) производственно-
2) экологическая
основа детерминации (состояние
природных объектов, генетического
фонда человека, животных, растительности;
пригодность природных
3) поведенческая
основа детерминации (деятельность
административно-правового
4) социально-демографическая
основа детерминации (половозрастная
структура населения, его численность;
пространственное расселение, соотношение
городского и сельского
При выявлении причин экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным природопользованием, криминологически значимыми, по мнению Э.Н. Жевлакова, являются следующие основные источники криминогенной детерминации2:
1) возникновение
и распространение различного
рода негативных явлений
2) усиление
негативных явлений в сознании:
психология потребителя, представления
о неисчерпаемости природных
богатств, равнодушие к нуждам
иных лиц и последующих
Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие основные причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений:
– неблагоприятная экономическая ситуация в стране, отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований;
– недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.);
– несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека;
– недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды;
– низкая правовая и экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан.
В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и природы. Вместе с тем, при всем многообразии причинного комплекса экологической преступности, основную роль в нем играют деформации групповой экономической психологии, вызванные негативными процессами в социально-экономической сфере деятельности российского общества. Переход страны к рыночным отношениям и передел собственности породили ряд объективных факторов, влияющих на тенденцию и характер экологической преступности. Наряду с определенными положительными результатами, которые отмечаются в экономике, такие негативные факторы, как инфляция, падение жизненного уровня населения, рост безработицы, углубление разрыва между богатыми и бедными, национальная напряженность и др. создают условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.
Кроме того, в качестве причин экологической преступности можно назвать деформации политического, правового, нравственного и экологического сознания, проявляющиеся на индивидуальном уровне в корыстной мотивации, пренебрежении экологическими интересами в целях развития экономики, склонности современного человека к завышению реального уровня потребностей, сопряженной с желанием их удовлетворить за счет эксплуатации природных ресурсов, пренебрежении уголовно-правовыми запретами, глубоко потребительском отношении к природе.
Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории (с учетом специфики производственной деятельности объекта – источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.
Анализ ситуативно-личностных факторов указанной категории правонарушений показывает, что здесь взаимодействуют: обстановка мнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающих начал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям, морали, крайне низкий уровень применяемости норм ответственности за подобные преступные деяния и т.п.
2. Развитие материально-
Подразделения полиции совместно с другими природоохранительными органами участвуют в охране природных ресурсов.
В компетенцию ГИБДД входит надзор за техническим состоянием автотранспортных средств с целью проверки соответствия уровня шума, производимого ими при работе, установленным нормам. ГИБДД также принимает меры по устранению недостатков в автомобилях с технически неисправными двигателями, загрязняющими атмосферный воздух сверх установленного минимума.
При стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных производственных авариях, пожарах и других чрезвычайных событиях сотрудники ДПС содействуют беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, осуществляют мероприятия по восстановлению и поддержанию общественного порядка, спасению людей и имущества, оказанию необходимой помощи пострадавшим, охране имущества, оставшегося без присмотра.
Следовательно, для ГИБДД важнейшее значение имеет осуществление контроля за транспортными средствами, связанного с обеспечением как общественного порядка, так и экологической безопасности.
Что касается других подразделений полиции, то они взаимодействуют с органами здравоохранения (Роспотребнадзором) при осуществлении совместно с ними надзора за соблюдением санитарных норм содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха и пляжей.
Патрульно-постовая служба также обязана осуществлять контроль за состоянием улиц, набережных, парков и лесов. Другая форма взаимодействия складывается в процессе оказания полицией содействия в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства соответствующим органам.
Поскольку полиция является органом дознания, то в этой связи следует напомнить, кто является по законодательству органами дознания в Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О полиции»).
В соответствии со ст. 40 УПК Российской Федерации к органам дознания относятся:
1) органы
внутренних дел Российской
2) главный
судебный пристав Российской
Федерации, главный военный судебный
пристав, главный судебный пристав
субъекта Российской Федерации,
их заместители, старший судебный
пристав, старший военный судебный
пристав, а также старшие судебные
приставы Конституционного