Полиция и экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день перед нами остро встает проблема рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд, является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины и условия, порождающие нарушения экологического законодательства………………………………………………………………….4
2. Развитие материально-технической базы органов специальной компетенции по управлению природопользованием………………………….10
3. Совершенствование системы экологического контроля…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

эколог тема 4 готова.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Причины и условия, порождающие нарушения экологического законодательства………………………………………………………………….4

2. Развитие материально-технической базы органов специальной компетенции по управлению природопользованием………………………….10

3. Совершенствование системы экологического контроля…………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………………...21

 

 

Введение

На сегодняшний день перед нами остро встает проблема рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд, является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности. Стоит отметить, на сегодняшний день за нарушение экологического законодательства предусмотрены меры административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Однако именно с помощью мер административной и уголовной ответственности возможно более эффективно воздействовать на правонарушителя и соответственно тем самым предотвращая появление новых экологических правонарушений.

 

 

1. Причины и условия, порождающие  нарушения экологического законодательства

Причины и условия экологической преступности действуют совместно: причина порождает следствие лишь при наличии определенных условий. В зависимости от конкретной ситуации одно и то же обстоятельство может выступать как в качестве причины экологической преступности, так и в качестве ее условия.

По уровню действия (субординации) можно выделить причины и условия экологической преступности в целом и причины и условия конкретного экологического преступления. Чем выше уровень действия детерминанты, тем более общее содержание она имеет.

По содержанию выделяют социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и иные причины. Наибольшее значение имеют социально-психологические детерминанты, поскольку именно они выступают в качестве непосредственных причин экологических преступлений.

Э.Н. Жевлаков причины экологических преступлений и иных правонарушений подразделяет на три группы1:

1) общие  причины;

2) причины  преступлений и правонарушений, связанных с воздействием на  природную среду (ухудшением ее  качества);

3) причины  преступлений и правонарушений, связанных с незаконным природопользованием.

Такая структура причин, по его мнению, соответствует содержанию экологического законодательства, состоящего из норм природоохранительного права и норм природоресурсового права (права природопользования).

 

К числу общих социальных причин ухудшения экологической ситуации и возрастания числа экологических правонарушений Э.Н. Жевлаков относит:

– разрыв хозяйственных связей, нарушение проектных технологий, рост аварийности производства;

– финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий;

– недостатки экологического законодательства и несовершенство законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

– частое реформирование специально уполномоченных государственных органов в области охраны природной среды и использования ее ресурсов, что не позволяет в полной мере использовать их потенциал;

– значительное усиление зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны;

– пробелы, декларативность, несогласованность и другие недостатки норм экологического характера других отраслей права;

– низкую экологическую культуру населения;

– невысокая эффективность экологического воспитания и образования;

– несоответствие уровня финансирования, технической оснащенности, кадрового и ресурсного обеспечения природоохранных государственных органов сложности решаемых ими задач.

Рассматривая причины экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества, в качестве источников криминогенного воздействия на окружающую среду Э.Н. Жевлаковым выделяются четыре группы элементов, составляющие основу криминогенной детерминации:

1) производственно-технологическая  основа детерминации (объем и  структура промышленного и сельскохозяйственного  производства, транспорта, военного, научного  и иных видов воздействий; нерациональное  с позиций экологии размещение  производительных сил; противоречие  между экологическими и экономическими  рыночными интересами);

2) экологическая  основа детерминации (состояние  природных объектов, генетического  фонда человека, животных, растительности; пригодность природных ресурсов  к использованию в производстве  и в качестве среды обитания; климатические, географические и  иные факторы, воздействующие на  поведение человека, определяющие  характер его труда, обычаи, традиции, самосознание и т.п.);

3) поведенческая  основа детерминации (деятельность  административно-правового механизма  управления в области охраны  и использования природной среды; организационно-управленческие цели  и задачи; акты поведения в  сфере производства, быта, научных  исследований, обороны, консервативной  охраны природной среды, коммуникации  и др.);

4) социально-демографическая  основа детерминации (половозрастная  структура населения, его численность; пространственное расселение, соотношение  городского и сельского населения, его концентрация и др.; уровень  экологического образования населения; уровень экологического воспитания).

При выявлении причин экологических преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным природопользованием, криминологически значимыми, по мнению Э.Н. Жевлакова, являются следующие основные источники криминогенной детерминации2:

1) возникновение  и распространение различного  рода негативных явлений непосредственно  в сфере использования и охраны  природных ресурсов: в управлении, добыче, сбыте, охране и проч.

2) усиление  негативных явлений в сознании: психология потребителя, представления  о неисчерпаемости природных  богатств, равнодушие к нуждам  иных лиц и последующих поколений, стремление к наживе и др.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие основные причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений:

– неблагоприятная экономическая ситуация в стране, отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований;

– недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.);

– несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека;

– недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды;

– низкая правовая и экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан.

В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и природы. Вместе с тем, при всем многообразии причинного комплекса экологической преступности, основную роль в нем играют деформации групповой экономической психологии, вызванные негативными процессами в социально-экономической сфере деятельности российского общества. Переход страны к рыночным отношениям и передел собственности породили ряд объективных факторов, влияющих на тенденцию и характер экологической преступности. Наряду с определенными положительными результатами, которые отмечаются в экономике, такие негативные факторы, как инфляция, падение жизненного уровня населения, рост безработицы, углубление разрыва между богатыми и бедными, национальная напряженность и др. создают условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.

Кроме того, в качестве причин экологической преступности можно назвать деформации политического, правового, нравственного и экологического сознания, проявляющиеся на индивидуальном уровне в корыстной мотивации, пренебрежении экологическими интересами в целях развития экономики, склонности современного человека к завышению реального уровня потребностей, сопряженной с желанием их удовлетворить за счет эксплуатации природных ресурсов, пренебрежении уголовно-правовыми запретами, глубоко потребительском отношении к природе.

Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории (с учетом специфики производственной деятельности объекта – источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.

Анализ ситуативно-личностных факторов указанной категории правонарушений показывает, что здесь взаимодействуют: обстановка мнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающих начал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям, морали, крайне низкий уровень применяемости норм ответственности за подобные преступные деяния и т.п.

 

2. Развитие материально-технической  базы органов специальной компетенции  по управлению природопользованием

Подразделения полиции совместно с другими природоохранительными органами участвуют в охране природных ресурсов.

В компетенцию ГИБДД входит надзор за техническим состоянием автотранспортных средств с целью проверки соответствия уровня шума, производимого ими при работе, установленным нормам. ГИБДД также принимает меры по устранению недостатков в автомобилях с технически неисправными двигателями, загрязняющими атмосферный воздух сверх установленного минимума.

При стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных производственных авариях, пожарах и других чрезвычайных событиях сотрудники ДПС содействуют беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, осуществляют мероприятия по восстановлению и поддержанию общественного порядка, спасению людей и имущества, оказанию необходимой помощи пострадавшим, охране имущества, оставшегося без присмотра.

Следовательно, для ГИБДД важнейшее значение имеет осуществление контроля за транспортными средствами, связанного с обеспечением как общественного порядка, так и экологической безопасности.

Что касается других подразделений полиции, то они взаимодействуют с органами здравоохранения (Роспотребнадзором) при осуществлении совместно с ними надзора за соблюдением санитарных норм содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха и пляжей.

Патрульно-постовая служба также обязана осуществлять контроль за состоянием улиц, набережных, парков и лесов. Другая форма взаимодействия складывается в процессе оказания полицией содействия в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства соответствующим органам.

Поскольку полиция является органом дознания, то в этой связи следует напомнить, кто является по законодательству органами дознания в Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О полиции»).

В соответствии со ст. 40 УПК Российской Федерации к органам дознания относятся:

1) органы  внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной  власти, наделенные полномочиями  в соответствии с федеральным  законом по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) главный  судебный пристав Российской  Федерации, главный военный судебный  пристав, главный судебный пристав  субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный  пристав, старший военный судебный  пристав, а также старшие судебные  приставы Конституционного Суда  Российской Федерации, Верховного  Суда и Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации; командиры  военных частей, соединений, начальники  военных учреждений или гарнизона.

Информация о работе Полиция и экология