Полиция и экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день перед нами остро встает проблема рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, решением которой на наш взгляд, является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины и условия, порождающие нарушения экологического законодательства………………………………………………………………….4
2. Развитие материально-технической базы органов специальной компетенции по управлению природопользованием………………………….10
3. Совершенствование системы экологического контроля…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

эколог тема 4 готова.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Дознание органами внутренних дел проводится по делам, предусмотренным ч.3 ст.150 УПК РФ в полном объеме. Осуществляя деятельность по раскрытию преступлений в области охраны окружающей среды, органы дознания и следственные аппараты ОВД постоянно руководствуются тем, чтобы ни один случай преступления не проходил «неракрытым».

Неуклонное проведение в жизнь этого положения — важная задача органов дознания и следственных аппаратов.

В процессе ее решения они борются за скорейшее раскрытие каждого преступления, совершенного в сфере охраны окружающей среды и природопользования, своевременного привлечения к ответственности виновных. Непосредственно дознание ведут следователи, дознаватели, оперативные работники уголовного розыска, ОБЭП, ГИБДД и другие службы, а также наиболее подготовленные участковые инспекторы.

Компетенция остальных органов дознания ограничена определенными категориями дел, непосредственно связанных с характером деятельности этих органов. В изданных нормативных актах МВД РФ не полностью раскрыто содержание деятельности органов внутренних дел в области природопользования и охраны природы. В частности, не указываются, какие именно подразделения органов внутренних дел должны более активно содействовать специальным государственным органам по управлению охраны и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, как показывает практика, различие заключается между ними лишь в том, что для органов полиции основная сфера их деятельности носит административно-правовой характер, а для органов предварительного следствия расследование преступлений является основной обязанностью и вытекает, по существу, из работы по расследованию конкретных дел.

На начальников подразделений и их заместителей органов внутренних дел ложатся определенные обязанности по выполнению требований экологического законодательства, к примеру, активизация работы по борьбе с браконьерством, хищениями рыбопродуктов, где основные усилия направлены прежде всего на выявление лиц, занимающихся незаконным рыболовством, в виде промысла и в крупных размерах, а также на пресечение связей перекупщиков с работниками рыбной промышленности и торговли.

Дознание в области нарушения экологического преступления должностные лица начинают по поручению своих начальников. Должностные лица от своего имени принимают решения в ходе расследования и несут персональную ответственность за соблюдение всех требований уголовно-процессуального законодательства и конечный результат дознания.

Таким образом, основные функции органов внутренних дел, определенные законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды, сводятся к трем:

1) охранительно-контрольной  функции;

2) содействию  природоохранным органам;

3) охранительно-договорной.

Следует напомнить о том, что наиболее реализуемой функцией в деятельности органов внутренних дел, в частности полиции, является административная.

Это производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний (п. 5ст. 2 Закона « О полиции»).

Подведя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

а) разработать и принять нормативные акты, определяющие объем полномочий служб ОВД, форм взаимодействия с такими органами, как Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратура, и другими органами специальной компетенции в области охраны окружающей среды, а также в условиях чрезвычайной экологической ситуации;

б) необходимо разработать Положение об экологической полиции, в которое следует включить: структуру подчиненности экологической полиции в системе МВД России (определить ее место в системе МВД РФ);

в) разработать единое Наставление по этому виду деятельности; определить административно-правовые полномочия участковых инспекторов и патрульно-постовых служб в применении норм экологического законодательства к экологическим правонарушениям.

Кроме того, необходимо повышать квалификацию работников ОВД, осуществляющих деятельность на территории, признанной в качестве чрезвычайной экологической ситуации.

Деятельность работников полиции не должна подменять работу органов специальной компетенции (рыбоохраны, лесной охраны, охраны атмосферного воздуха). Напомним, что согласно п. 25ст. 13 Закона «О полиции» на нее возложены важнейшие задачи по охране общественного порядка, в том числе и по охране окружающей среде. Недостатком нашего законодательства также является то, что органы внутренних дел даже при существенных нарушениях экологического законодательства, к примеру, об охране атмосферного воздуха и других объектов природы, вместо уголовной применяют иные виды ответственности (преимущественно административная и гражданско-правовая) через судебные органы.

 

3. Совершенствование системы экологического  контроля

Основная цель экологического законодательства России - создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, адекватно отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества, экологические приоритеты нашего государства. При этом совершенствование экологического законодательства должно быть увязано с проводимыми в стране экономическими, социальными и иными реформами.

Законодательные акты, образующие целостную систему экологического законодательства, не только должны быть привязаны к решению текущих, часто взаимоисключающих друг друга задач в области охраны окружающей среды, но и призваны способствовать достижению долгосрочных целей, основанных на соблюдении экологических приоритетов государства. При этом архитектура экологического законодательства, с одной стороны, не может не следовать постулатам развития современного российского общества, а с другой стороны, обязательно должна учитывать закономерности развития естественных экологических систем.

Исходя из вышеобозначенной цели эколого-правового регулирования, можно сформулировать следующие основополагающие задачи, стоящие перед экологическим законодательством на современном этапе его развития.

Одна из главных задач - создание оптимальных правовых условий для реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и выполнения обязанности каждого сохранять природную среду, бережно относиться к природным богатствам. Несмотря на то что указанная задача уже не одно десятилетие является первостепенной, приблизиться к ее решению до настоящего времени так и не удалось, что свидетельствует об отсутствии в арсенале действующего экологического законодательства оптимальных правовых предписаний, создающих условия для эффективного использования экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

Не менее важной задачей, стоящей перед экологическим законодательством, является правовое обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Решение указанной задачи также до сих пор не найдено, о чем красноречиво свидетельствует стремительное ухудшение качества окружающей среды: деградация естественных экологических систем, изменение и (или) уничтожение генетического фонда растений, животных и других организмов, истощение природных ресурсов и иные негативные, часто необратимые процессы.

К числу иных концептуально значимых задач эколого-правового регулирования следует отнести создание правовых условий для организации и развития системы экологического образования и воспитания, а также правовой основы для формирования экологической культуры; определение правовой основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды.

Опираясь на такой подход к пониманию цели и задач современного экологического законодательства, проведем анализ ключевых проблем и тенденций в развитии данной отрасли законодательства, на основании результатов которого сформулируем концептуальные направления совершенствования правового регулирования экологических отношений.

Центральным звеном в системе экологического права являются нормы, закрепляющие право на благоприятную окружающую среду. Данное неотъемлемое право каждого человека нуждается в эффективной защите со стороны государства, которое обязано создавать условия для его реализации. Несмотря на установленное Конституцией РФ право судебной защиты нарушенных прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду, граждане редко защищают свои экологические права.

Такая ситуация сложилась не из-за того, что экологические права человека в России не нарушаются, а, скорее, потому, что это те права, которые их обладатели так и не научились отстаивать. Отчасти это обусловлено объективными факторами, поскольку экологические права человека - относительно молодое поколение прав человека, которое получило закрепление в международных и национальных документах лишь во второй половине прошлого столетия. Кроме того, слабая защищенность третьего поколения прав человека, к которому и относится право на благоприятную окружающую среду, обусловлена общими отрицательными тенденциями в сфере реализации прав человека во всем мире. Существенные изменения международной обстановки, а также кризисные явления в финансово-экономической системе мировой экономики - факторы, снижающие эффективность защиты прав человека.

Немаловажным фактором, влияющим на механизм реализации экологических прав человека, является правовая культура общества, человека. В России "практика реализации и защиты экологических прав населением, общественными объединениями, отдельными гражданами формируется с большим трудом. Усвоение правовых ценностей происходит на уровне правовой психологии, однако в осознании гражданами своих экологических прав преобладают искаженные правовые стереотипы, которые и мотивируют юридически значимое поведение - преобладающе пассивное по отношению к своим правам, а часто и неправомерное"

 

 

 

Задача

При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург» главы администраций ряда районов приняли решение об отводе земельных участков без учета того, что ряд из них расположен в природоохранных и водоохранных зонах.

Новгородский областной комитет по охране окружающей среды провел экологическую экспертизу проектной документации по участку дороги, которую предполагается провести по территории Новгородской области. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение.

Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала решения глав администраций об отводе земель.

Решите дело.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии с ч.2 ст. 59 Статья 59. запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное суд обязан удовлетворить протест Новгородской природоохранной прокуратуры и отменить решение об отводе земельных участков глав администраций ряда районов.

 

Заключение

Экологическая ответственность — это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде, выражающейся в нарушении правовых норм, негативной реакции на нарушение, применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Среди репрессивной юридической ответственности за нарушение экологического законодательства заслуживают особого внимания административная и уголовная ответственности.

Для того что бы отнести то или иное экологическое правонарушение к административному деликту или уголовному преступлению необходимо тщательным образом проанализировать все признаков состава данного правовонарушения.

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. 30. 12. 2008) // РГ. - 1993. - 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. 5 . 04. 2013) // Парламентская газета. - 2002. - N 2-5.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. 5 . 04. 2013) // СЗ РФ. - 1996. - N 25 . - ст. 2954.
  4. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. 25 . 06. 2012) // СЗ РФ. - 2002. - N 2. - ст. 133.

 

Научная и учебная литература

  1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. Изд. 3-е, исправл. и доп. [Текст] / А.Б. Агапов - М.: Статут, 2008.- С. 287.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право [Текст]: Учебник для вузов. / С.А. Боголюбов - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - С. 188.
  3. Бринчук М.М. Экологическое право [Электронный ресурс]: Учебник. / М.М. Бринчук // Система ГАРАНТ, 2010. (дата обращения: 09.04.2013)
  4. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кунчинский В.А. Общая теория государства и права[Текст]: Учебник для вузов. / Под ред. В.А. Кучинского - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.– С. 483.
  5. Кулакова О.С. Экологическое право [Текст]: Учебное пособие / О.С. Кулакова – М., Либрусек, 2012. – С. 402.
  6. Петров В.В. Экологическое право России [Текст]: Учебник для вузов./ В.В. Петров – М.: Издательство БЕК, 2004. – С. 263.
  7. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности [Текст]: Учебное пособие./ Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. – С. 50.
  8. Экологическое право [Текст]: Курс лекций. /Под ред. А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2009. - С. 178.

Информация о работе Полиция и экология