Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:45, контрольная работа
Правовой аспект охраны окружающей среды представляет собой совокупность всех государственных мероприятий, закрепленных в праве и осуществляемых в целях сохранения и улучшения благоприятных условий для жизни человека, предупреждения вредного влияния общества на окружающую природную среду, что, в конечном счете, обеспечивает сохранение здоровья человека. Правовой охране подлежит природная среда, доступная практическому воздействию деятельности человека.
Целью настоящей контрольной работы является прежде всего, раскрыть понятие правовой охраны окружающей природной среды, а также выявить особенности.
Правовые основы обращения с отходами с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве допустимого источника сырья регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» 1998 г.
Помимо общих направлений правовой охраны окружающей среды, рассмотренных выше, в каждой отрасли экономики проявляются ее специфические черты, обусловленные особенностями осуществляемой хозяйственной деятельности.
Так, правовая охрана окружающей среды на транспорте предполагает проведение мероприятий по:
- рациональному размещению
- установлению и соблюдению нормативов ПДВ для двигателей, усиление контроля за их выполнением, техническим состоянием транспортных средств;
- снижению токсичности и
- разработке и внедрению новой
технологии, связанной с переводом
транспорта на более
Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществляется с учетом необходимости:
- охраны окружающей среды от
вредного воздействия
- охраны земель, вод, лесов, недр, животного
мира от загрязнения
Сельскохозяйственные предприятия и организации должны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения химических веществ по борьбе с вредителями и болезнями растений, гербицидов, пестицидов, стимуляторов роста растений, минеральных удобрений и других агрохимикатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.
Осуществление правовой охраны окружающей среды в энергетике должно проводиться с учетом экологических требований к отдельным видам энергетических объектов - источников, вырабатывающих энергию, - гидрологических, атомных, тепловых электростанций, а также иных объектов (реакторов, котлов и др.):
- при размещении, строительстве и эксплуатации ГРЭС должны учитываться рельеф местности, проводиться меры по максимальному сохранению земель, лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ; по недопущению отрицательных изменений в окружающей среде (подтоплению, заболачиванию и др.);
- при размещении, строительстве и эксплуатации АЭС должны приниматься меры по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей природной среды в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение АЭС на территории с большой плотностью населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон, в сейсмически опасных районах, вблизи крупных водоемов;
- при размещении, строительстве
и эксплуатации ТЭС необходимо
предусматривать их оснащение
высокоэффективными фильтрами
Правовое регулирование охраны окружающей среды в военной деятельности осуществляется сравнительно недавно, хотя сама эта деятельность представляет собой одну из самых загрязняющих окружающую среду.
Особенности осуществления охраны окружающей среды в данной сфере обусловлены как характером самой деятельности, так и необходимостью соблюдения интересов государственной безопасности и государственной тайны, функционированием ведомственной системы органов экологического контроля в составе Вооруженных Сил, Министерства обороны РФ.
Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов осуществляется по следующим основным направлениям:
1) планирование охраны окружающей среды. Оно проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, мероприятий по охране окружающей среды. В частности, эти вопросы предусматриваются в соответствии со ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных планах городских и сельских поселений;
2) планировка и застройка
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды, экологической безопасности, санитарные правила.
Размещение предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения, а также требованиям сохранения объектов историкокультурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются различные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и т. д.
При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благоустройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегающих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.
При планировке и застройке территорий
городов осуществляется зонирование,
В соответствии с градостроительной документацией на территории городских и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.
В целях предотвращения загрязнения
территорий жилых зон, а также для нейтрализации
вредных воздействий производственных объектов
устанавливаются санитарно-
3) обеспечение санитарного
Цель санитарной охраны городов - обеспечение
Основные функции по реализации правовых мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняют службы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохранения РФ
Санитарные правила, то есть нормы, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, организациями учреждениями, государственными органами, должностными лицами и гражданами (ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и коммунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, водоемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответствовать санитарным правилам (ст. 18-20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. В отношении предприятий и транспорта действуют все установленные правила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.
Санитарный режим городов связан с устранением отрицательного влияния на здоровье людей и окружающую среду вредных физических воздействий. Для производственно-хозяйственных объектов, агрегатов, машин и т. д. установлены предельно допустимые уровни шума. Органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дворах, улицах и др.
При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего и неионизирующего излучения (вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила.
Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.
В соответствии с Законом о радиационной безопасности населения введена радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 19 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 23 Закона о радиационной безопасности населения).
Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения (ст. 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья населения, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Эту деятельность организуют органы местного самоуправления (ст. 13).
4) охрана зеленой растительности
городских и сельских
Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.
Информация о работе Понятие правовой охраны окружающей природной среды