Понятие правовой охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Правовой аспект охраны окружающей среды представляет собой совокупность всех государственных мероприятий, закрепленных в праве и осуществляемых в целях сохранения и улучшения благоприятных условий для жизни человека, предупреждения вредного влияния общества на окружающую природную среду, что, в конечном счете, обеспечивает сохранение здоровья человека. Правовой охране подлежит природная среда, доступная практическому воздействию деятельности человека.
Целью настоящей контрольной работы является прежде всего, раскрыть понятие правовой охраны окружающей природной среды, а также выявить особенности.

Файлы: 1 файл

к.р. эп.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Санитарные и строительные правила предусматривают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.

Важную роль в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятельности населения и развития города играют пригородные, а также рекреационные зоны.

Рекреационными зонами называются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для восстановления здоровья и трудоспособности людей, организации массового отдыха и туризма.

В состав таких зон могут входить участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические и зоологические сады, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха и др.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Пригородные зоны - это земли, непосредственно окружающие территорию города, которые служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйственных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.) (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В пригородную зону может входить или частично выходить за ее пределы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и являющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на  окружающую природную среду (ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).

Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и планировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОРЯДОК, ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ И СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Мониторинг окружающей природной среды представляет собой систему наблюдений за состоянием и качеством природной среды. Данные мониторинга должны использоваться при принятии управленческих решений, связанных с воздействием на природную среду, при планировании природоохранных мероприятий и в иных случаях установленных законодательством.

Укажите порядок, принципы ведения и систему мониторинга окружающей природной среды.

Объектами мониторинга могут быть природные, антропогенные или природно-антропогенные экосистемы.

Цели экологического мониторинга (ФЗ «Об охране окружающей среды»):

1) наблюдение за состоянием окружающей  среды, в том числе в районах  расположения источников антропогенного воздействия;

2) наблюдение за воздействием  антропогенных источников на  окружающую среду;

3) обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц  в достоверной информации, необходимой  для предотвращения и (или) уменьшения  неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Основные принципы организации мониторинга: комплексность, систематичность, унифицированность.

Основные положения о мониторинге изложены в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ (Постановление от 09.08.2013 г. №681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

Государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.

Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется:

а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

в) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

д) Федеральным агентством лесного хозяйства - в части государственного лесопатологического мониторинга;

е) Федеральным агентством по недропользованию - в части государственного мониторинга состояния недр;

ж) Федеральным агентством водных ресурсов - в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

з) Федеральным агентством по рыболовству - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов.

4. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА

 

Представительный орган области принял решение, в котором объявил атмосферный воздух высотой до 12 км., собственностью области и установил плату за пользование частью воздушного бассейна. Прокурор области опротестовал данное решение и просил отменить как противоречащее действующему законодательству.

Составьте проект протеста прокурора.

 

  1. По Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение - одно из важнейших полномочий собственника.
  2. Установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха относится к полномочиям только федеральных органов государственной власти (статья 5 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
  3. Полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации обладает только Российская Федерация (статья 1 Воздушного кодекса РФ). Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать каких-либо правил использования воздушного пространства, тем более объявлять его своей собственностью 

 

 

 

 

 

В Законодательное собрание

Новосибирской области

 

 

ПРОТЕСТ

 

на Решение представительного органа Новосибирской области от «14» декабря 2013 г № 314 «Об объявлении атмосферного воздуха высотой до 12 км. собственностью области и установления платы за пользование частью данного воздушного пространства»

Представительный орган Новосибирской области принял Решение от от «14» декабря 2013 г № 314 «Об объявлении атмосферного воздуха высотой до 12 км. собственностью области и установления платы за пользование частью данного воздушного пространства», которое не соответствуют действующему Законодательству, а потому подлежат отмене.

В вышеназванном Решении Новосибирской области, объявлено право собственности на атмосферный воздух высотой до 12 км. и установлена плата за пользование частью данного воздушного пространства, что противоречит статье 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе, воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать каких-либо правил использования воздушного пространства, тем более объявлять его своей собственностью. 

Так же, становление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха относится к полномочиям только федеральных органов государственной власти, что сказано в статье 5 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.  В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ:

1. Решение от «14» декабря 2013 г № 314 «Об объявлении атмосферного воздуха высотой до 12 км. собственностью области и установления платы за пользование частью данного воздушного пространства» Новосибирской области.

2. Протест рассмотреть на очередной  сессии Законодательного собрания Новосибирской области.

3. О дне заседания сессии сообщить  прокурору Новосибирской области.

4. О результатах рассмотрения  протеста сообщить прокурору Новосибирской области в письменной форме.

 

Прокурор Новосибирской области

государственный советник

юстиции 3-го класса                                                         А. А. Матвейкин

                                                                                                 «17» декабря 2013 г.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.
  2. Федеральный закон  Об охране окружающей среды от 10.01.02. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  3. Боголюбов С. А. Правовая защита российских природных ресурсов. // ЖРП. 2005 № 12.
  4. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2008.
  5. Крассов О.И. Природоресурсное право. М., 2002.

Информация о работе Понятие правовой охраны окружающей природной среды