Понятие, система и виды экологического контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 02:05, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации1.

Содержание работы

Понятие, система и виды экологического контроля
в Российской Федерации............................................................................................3
2. Понятие, состав и виды экологических правонарушений.........................8
3. Особенности правовой охраны атмосферного воздуха...........................15
4. Задача............................................................................................................22
Список используемой литературы.................................................................25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 61.46 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой  действие или бездействие, посягающее на окружающую природную среду, защита которой осуществляется соответствующими правовыми актами.

Субъектами экологических правонарушений являются физические, должностные и  юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Например, последние несут  административную ответственность  за совершение экологических правонарушений, предусмотренных ст. 8.2-8.3, 8.6, 8.12-8.14 КоАП РФ11. Говоря о субъектах экологических правонарушений, следует также заметить, что в ряде стран, субъектами, например, экологических преступлений могут являться и юридические лица. По российскому законодательству юридические лица могут привлекаться только к административной и гражданско-правовой ответственности.

Субъективную сторону экологических  правонарушений составляют вина в форме  умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления  негативных последствий и сознательно  допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст.258 УК РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем – только по неосторожности (ст. 261 УК РФ)12. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель. Они могут учитываться при назначении наказания и квалификации деяния.

Виды экологических правонарушений

Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать по различным  критериям. Так, выделяют:

1)  по виду юридической ответственности – экологические уголовные преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

2)  по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т.п. Так, например, можно выделить следующие правонарушения, связанные с охраной и использованием леса:

а) непринятие мер к ликвидации последствий вредного воздействия  на природную среду;

б) невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за лесопользованием.

в) нарушение методов рубки леса. Одним из таких методов является, в частности, то, что деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев, подлежат рубке. Подлежат рубке также  сухостойные, буреломные, снеголомные, пораженные грибными заболеваниями деревья. Вырубке подлежат, кроме этого, деревья с сильно разросшейся и низко опущенной кроной.

г) нарушение лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком, не входящим в лесной фонд леса или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

д) невыполнение лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Одной из разновидностей экологических  деяний являются водные правонарушения.

Государство особо подходит к установлению порядка прекращения и пользования  различными природными, в том числе  водными объектами. В связи с  этим, заметим, кстати, что о порядке  пользования водными объектами  шла речь уже в Дигестах Юстиниана, где, в частности, в Титуле VIII указывалось на публичный порядок пользования рекою, морем, а также воздухом13.

Одной из разновидностей экологических  деяний являются правонарушения, связанные  с промыслом живых ресурсов континентального шельфа. Их перечень установлен, в частности, в ст. 46 Федерального закона «О континентальном  шельфе Российской Федерации». К таким  нарушениям относится, например, незаконное захоронение отходов и других материалов; загрязнение в результате буровых работ; незаконное создание искусственных островов, установок  и сооружений на континентальном  шельфе; незаконная прокладка подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов.

Различают также экологические  правонарушения, связанные с пользованием недрами.

3)  по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

4)  по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов; ухудшение состояния (качества) окружающей среды и её компонентов; нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды и т.п.;

5)  по субъективной стороне – совершенные виновно, т.е. умышленно и по неосторожности; без вины;

6)  по источнику права, содержащему правило поведения и санкцию за его нарушение, – предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например, уголовным) законом; тем и другим. С моей точки зрения, немаловажное значение для определения вида юридической ответственности имеет отраслевое закрепление экологического правонарушения. Так, правовые нормы, регулирующие конституционные экологические правонарушения, находятся в Конституции Российской Федерации (ст. 42); регулирующие административные экологические правонарушения, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (гл. 8); регулирующие уголовные экологические преступления, в Уголовном кодексе РФ (гл. 26). Если говорить о нормах, регулирующих гражданско-правовые экологические правонарушения, то они находятся в Гражданском кодексе РФ (гл. 59); нормы, регулирующие дисциплинарные экологические проступки в Трудовом кодексе РФ (гл. 30).

Немало корм, регулирующих эколого-правовые нарушения, в экологическом законодательстве РФ. Среди них можно назвать  Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха». Сюда относятся также Земельный, Водный, Лесной кодексы Российской Федерации.

7)  по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности,– наказуемые судебными и административными органами РФ (должностными лицами) и международными судебными и административными органами.

         В научных исследованиях используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Атмосферный воздух как объект правовой охраны

 

В соответствии с Федеральным  законом "Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной  среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся  за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной  среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Известно, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут.

Особенно страдают люди от загрязнения воздуха различными токсичными веществами и от шумовых  воздействий. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на погоду и климат. Между  тем загрязнение воздушной среды  в нашей стране различными газообразными  и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного  веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что  чревато серьезными последствиями.

В связи с этим охрана атмосферного воздуха – одна из актуальных задач современности, решение  которой не терпит отлагательства. Речь идет об охране природной среды  от отрицательных последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной  и иной деятельности людей. Это может  быть осуществлено правовыми, экономическими, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха.

Законодательство об охране атмосферного воздуха

Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основным законодательным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"14. В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

В этом законодательном акте получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат.

Многие нормы ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены и на охрану атмосферного воздуха. Нормы законов, регулирующие вопросы воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, детализируются и конкретизируются в указах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия  на атмосферный воздух:

а) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

б) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Производственные нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств. Помимо этого устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. ПДК характеризует качество окружающей среды.

Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих  требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также не использование имеющихся  сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается, кроме того, эксплуатация транспортных и иных передвижных средств с превышением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Установлен запрет на производства, постановку на государственный учет и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, не имеющих  сертификатов, содержащих сведения о  соответствии содержания загрязняющих веществ в отработанных газах  установленным нормативам выбросов; не разрешается размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование  промышленных отходов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками  загрязнения атмосферного воздуха.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей  уровне органами специализированного  контроля осуществляется государственный  учет (инвентаризация) неблагоприятных  воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов  представительной и исполнительной власти, органов специализированного  контроля принимать решения о  приостановке эксплуатации или даже о закрытии предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных  средств, загрязняющих атмосферу и  создающих угрозу жизни и здоровью людей.

Законодательством предусматривается  также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации  вредных выбросов.

Таков далеко не полный перечень предусмотренных  законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения  и норм в экологической сфере  привела к существенному расширению базы законодательного регулирования  в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными  нормативными правовыми актами, регламентирующими  вопросы природоохранной деятельности, служат следующие:

Воздушный кодекс Российской Федерации15. В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

Информация о работе Понятие, система и виды экологического контроля в Российской Федерации