Право природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

Файлы: 1 файл

реферат эколог право.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

В национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного  населения, допускается выделение  зон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией  парка развивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные  народные промыслы и связанное с  ними использование природных ресурсов.

Правое положение национальных парков определено Законом «Об особо  охраняемых природных территориях» и Положением о национальных природных  парках Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993г. №769. Каждый национальный парк действует на основании положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специальным государственным органом России в области охраны окружающей среды.

К особо охраняемым территориям  и объектам регионального значения относятся природные парки - природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся  в ведении субъектов Федерации, территории которых включают в природные  комплексы и объекты, имеющие  значительную и эстетическую ценность.

На природные парки возлагаются  следующие задачи:

- сохранение окружающей среды,  природных ландшафтов;

- создание условий для отдыха (в том числе массового) и  сохранения рекреационных ресурсов;

- разработка и внедрение эффективных  методов охраны окружающей среды  и поддержания экологического  баланса в условиях рекреационного  использования территорий природных  парков.

Закон «Об особо охраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зон для природных  парков, однако использует словосочетание «и иные функциональные зоны», что предоставляет  возможность расширительного толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны национальных парков в плоскость природных парков.

Территории природных парков располагаются  на землях, предоставленных им в  бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях –  на землях иных пользователей, а также  собственников. На территориях природных  парков устанавливаются различные  режимы особой охраны и использования  в зависимости от экологической  или рекреационной ценности природных  участков.

Исходя из этого могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических и эстетических качеств парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограниченны виды деятельности, влекущие за собой снижение ценности территории.

Правовое положение природных  парков устанавливается национальным законодательством (как федеральными, так и субъектов федерации), а  также нормам международных соглашению, Например Хасанский природный парк подпадает под действие трех международных соглашений об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, а также среды их обитания.12

На территории Иркутской области  функционируют государственные  природные заповедники заповедники России - Витимский и Байкало-Ленский, заказник федерального значения - Тофаларский, заказники областного значения с комплексным режимом охраны - Бойские Болота, Магданский, Таюрский, Туколонь, Озерный, Чайский, Кирейский, Кадинский, Эдучанский; заказники с режимом охраны одного вида - Зулумайский, Иркутный, Кочергатский; Прибайкальский национальный парк, а также объявлены многочисленные памятники природы - уникальные не воспроизводимые природные объекты и комплексы, имеющие научное, историческое, эстетическое, эколого-культурное значение, места произрастания редких растений и обитания редких животных: геолого-геоморфологические, водно-гидрологические, ботанические, зоологические, ландшафтные и комплексные природно-исторические. В соответствии с территориальным расположением памятников природы, охраняющими организациями являются лесхозы, курорты, Совет по туризму и экскурсиям и другие землепользователи. Численность выявленных памятников природы постоянно возрастает.

Площадь особо охраняемых территорий области - 2340,6 тыс. га, что составляет 3,1% от площади области.

Однако существуют территории и  объекты, которые могут быть отнесены к территориям и объектам либо федерального, либо регионального значения - государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Итак, правовое положение национального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач. Дуализм проявляется и в правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки это территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные зоны, расположенные за его границами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Федеральный закон №52-ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 г.
  3. Федеральный закон № 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г.
  4. Федеральный закон №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г.
  5. Федеральный закон №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г.
  6. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.
  7. Закон Иркутской области №27-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области» от19.06.2008 г.
  8. Водный кодекс РФ №167-ФЗ от 16.11.1995 г.
  9. Земельный кодекс РФ №136-ФЗ от 25.10.2001 г.
  10. Лесной кодекс РФ №22-ФЗ от 29.01.1997 г.
  11. Постановление Правительства РФ №769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации» от 10.08.1993 г.
  12. Постановление Правительства РФ №926 «Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха» от 03.08.1996 г.
  13. Боголюбов С.А. Экологическое право России. М., «Норма». 2000 г.
  14. Бринчук М.М. Экологическое право. М., «Юрист». 2000 г.
  15. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., «Юрист», 1996 г.
  16. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М. Изд-во «БЕК», 1995 г.

 

 


Информация о работе Право природопользования