Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:24, статья
Статья посвящена теоретическим и прикладным проблемам института права собственности на природные ресурсы. Автор делает экскурс в историю формирования исследуемого права в законодательстве Республики Беларусь, показывает его современное состояние на основе анализа норм, регулирующих отношения права частной собственности на землю.
Сравнительный анализ белорусского законодательства с законодательством Российской Федерации, США позволяет определить проблемы в правовом закреплении права частной собственности на природные ресурсы, в частности неоправданные, с позиции автора, ограничения круга субъектов.
Тема 5. Право собственности на компоненты природной среды
Аннотация. Статья посвящена теоретическим и прикладным проблемам института права собственности на природные ресурсы. Автор делает экскурс в историю формирования исследуемого права в законодательстве Республики Беларусь, показывает его современное состояние на основе анализа норм, регулирующих отношения права частной собственности на землю.
Сравнительный анализ белорусского законодательства с законодательством Российской Федерации, США позволяет определить проблемы в правовом закреплении права частной собственности на природные ресурсы, в частности неоправданные, с позиции автора, ограничения круга субъектов.
В статье формулируются предложения
по совершенствованию
Право собственности на природные
ресурсы в современном
Принципиальные изменения в правовом режиме компонентов природной среды начались с провозглашения 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, установившей в ст. 5 право собственности белорусского народа на землю и иные природные ресурсы [2]. Закон о собственности в Республике Беларусь, принятый 11 декабря 1990 г., ввел право собственности Республики Беларусь на землю и другие природные ресурсы [3, ст. 41]. Следующим шагом к становлению современного состояния права собственности на компоненты природной среды явилось Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю» [4]. Спустя два года после столь революционного по своему значению решения был принят Закон от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю», который установил две формы земельной собственности – государственную и частную [5]. В отношении иных компонентов природной среды вопрос о праве собственности был решен на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. [6], по итогам которого в числе прочих в Конституцию Республики Беларусь внесена норма об исключительном характере права государственной собственности на недра, воды и леса [7].
Закон «О праве собственности на землю» признал субъектом права государственной собственности на землю– Республику Беларусь, т.е. государство в целом, субъектами права частной собственности - граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на ее территории. Первая редакция Закона «О праве собственности на землю» оставила юридические лица за рамками формирующегося института права частной собственности на природные ресурсы.
Цели, для осуществления которых земельные участки передавались гражданам в частную собственность, - ведение личного подсобного хозяйства, строительство и обслуживание жилого дома, коллективное садоводство и дачное строительство [5] – на наш взгляд, продемонстрировали в очередной раз сложившийся в советский период традиционный подход к землепользованию граждан, как необходимому исключительно для удовлетворения личных (семейных) потребностей человека. Следует отметить, что для этой группы субъектов право частной собственности на землю сохранилось практически в таком же состоянии и по настоящее время. Изменения здесь весьма незначительны и, можно сказать, не существенны. Так, согласно ст. ст. 72–73 Кодекса о земле, бывшее ранее одним основанием – коллективное садоводство и дачное строительство – разделено на два самостоятельных, при этом размер предоставляемых для этих целей земельных участков увеличен до 0,15 га. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в частную собственность – 1 га для ведения личного подсобного хозяйства [8].
Вторая редакция Закона «О праве собственности на землю», принятая 4 декабря 1997 г., признала в качестве субъектов юридические лица Республики Беларусь и иностранные юридические лица, а также физических лиц, рассматривая их как собственников юридических лиц. В соответствии с этой редакцией закона в собственности юридических лиц на основании решения Президента или уполномоченных им государственных органов могли находиться земли, предоставляемые для эксплуатации приватизированных объектов производственного назначения и объектов по оказанию услуг; а также земли, предоставленные для строительства и эксплуатации необходимых Республике Беларусь предприятий при осуществлении инвестиционных проектов [5].
В настоящее
время право частной
При характеристике
института права частной
Анализ
белорусской юридической
Научный
анализ состояния института права
частной собственности на землю
может продемонстрировать не только
уровень его включенности в систему
экономических отношений, но и возможные
направления развития отношений
собственности на иные компоненты природной
среды. Особый интерес составляют отношения
частной собственности для
Понять значимость права частной
собственности на природные ресурсы
для экономики государства, его
политической системы, а также его
роли в деле охраны окружающей среды
можно на основе сравнительно-правового
анализа состояния исследуемого
правового института в
В российском, как и в белорусском законодательстве наиболее разработано право частной собственности на землю. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами [13, ст. 15].
Институту права частной собственности на землю по белорусскому законодательству присущи ограничения, которых нет в российской конструкции исследуемого института. Кодекс о земле Республики Беларусь не только регламентирует цели, для осуществления которых земельные участки предоставляются в частную собственность граждан, и определяет размеры таких земельных участков [8, ст. 34, 70, 73], но также устанавливает иные ограничения, затрагивающие уже не столько права субъектов, сколько сам круг субъектов. Выше говорилось о том, что белорусское законодательство не признает права частной собственности на землю за иностранными гражданами и юридическими лицами, но это право не признается также и за гражданами Республики Беларусь, в случае, если они не проживают постоянно в пределах государства [8, ст. 11]. Иное, на наш взгляд, неоправданно жесткое ограничение - право приобретения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства исключительно лицу, постоянно проживающему в сельской местности. Так, согласно ст. 70 Кодекса о земле, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, передаются в частную собственность гражданам Республики Беларусь (одному из членов семьи), проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. При этом в случае отчуждения жилого дома сохранить право частной собственности на земельный надел для ведения личного подсобного хозяйства субъект вправе, если только он имеет другой дом в том же населенном пункте и постоянно проживает в нем. Таким образом, субъектом права частной собственности для ведения личного подсобного хозяйства не может быть горожанин. На наш взгляд, подобное ограничение неоправданно, поскольку, земли для ведения личного подсобного хозяйства хотя и используются для сельскохозяйственных целей, однако отнесены к категории земель населенных пунктов [8, ст. 70, 93].
Подобное ограничение вольно или невольно наводит на мысль о сходстве личного подсобного хозяйства с крестьянским (фермерским) хозяйством. На первый взгляд, такое сходство имеет место. Личное подсобное хозяйство граждан – «форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан» [14, ст. 2], и крестьянское хозяйство создается гражданином, проживающим в данной местности, обладающим специальными знаниями и необходимой квалификацией [15, ст. 1]. Однако земли для ведения крестьянского хозяйства в порядке ст.ст. 71, 78 Кодекса о земле предоставляются в пожизненное наследуемое землевладение и в аренду из земель сельскохозяйственного назначения [8, ст. ст. 71, 78]. Ограниченностью и особой ценностью этой категории земель можно, по крайней мере, объяснить специфический круг субъектов, пользующихся правом ведения фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство признается коммерческой организацией [15, ст. 1] и отвечает традиционным для юридического лица признакам: организационное единство, наличие обособленного имущества, имущественная ответственность и др. [16, с. 12-15]. В то время как деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности [14, ст. 3] и осуществляется на участках, отнесенных к категории земель населенных пунктов [8, ст. 104].
Необходимость ограничений права частной собственности на природные ресурсы не отрицает никто из исследователей этого правового института. Причем в виду имеются ограничения разного свойства, как связанные с экологической ценностью компонента природы, как объекта права собственности, так и обусловленные национальными особенностями государственного управления общественно значимыми объектами, каковыми являются природные ресурсы. Представляется, что подобные ограничения должны вытекать как из сложившихся традиций в отношении форм использования природных ресурсов, так и из экономических тенденций, которые могут диктовать отход от традиционно установившегося в обществе представления о собственности на природные ресурсы, а также быть обусловлены иными причинами, которые могут иметь социальные, экономические, политические истоки.
Разумной формой ограничения представляется
придание институту права собственности
на природные ресурсы публично-
Информация о работе Право собственности на компоненты природной среды