Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5
ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....
ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ........................
1.1. Право исключительной
государственной собственности на леса……………………………………………………………………
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ,
ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЛЕСОВ………………………………………………….……………
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием,
использованием, охраной и защитой лесного
фонда и воспроизводства лесов……………….….................
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….……
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения,
ограничения, приостановления и прекращения
права лесопользования…………………………….…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…...… 45
ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач.
Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне.
Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории Республики Беларусь. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования - естественную среду его обитания. Опасное нарушение природного равновесия биосферы республики, продолжающееся разрушение ее уникальных ландшафтов и природных резервантов, загрязнение атмосферы, вод, земель и леса, появление в окружающей природе новых агрессивных химических и биологических агентов привело к тому, что часть ее территории фактически является зоной экологического бедствия.
Для стабилизации сложившейся в настоящее время экологической ситуации в Беларуси первостепенное значение имеют леса.
Ведь лес - это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы от ветровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищает атмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состояний, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.
Учитывая вышеизложенное, лесохозяйственную деятельность следует рассматривать как отрасль народного хозяйства, направленную не только на воспроизводство лесных ресурсов, но и на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Однако помимо производственных мер охраны и защиты лесов существуют также социальные, экономические, медико-биологические и целый ряд других мер, в том числе и меры правовые, которые играют важную роль в сохранении и восстановлении экологического равновесия в окружающей среде Беларуси, в том числе и ее лесах.
Изучению понятия «Правовое регулирование использования и охраны лесов» посвящены работы многих авторов, в их числе: Демичев Д.М., Балашенко С.А., Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Цыпарков Н.Г. и др. В трудах названных учёных раскрыта сущность правового регулирования использования и охраны лесов.
Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.
Основная цель данной курсовой работы – комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Задачи: дать характеристику категории «лес»; проанализировать различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса; рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализировать их полномочия; исследовать правовые основы ведения лесного хозяйства.
При исследовании данной темы использовались такие методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
ГЛАВА 1
ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
1.1 Право исключительной государственной собственности на леса
Лес - это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.
Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 4].
В лесной фонд не входят:
- единичные деревья, их
группы, а также иная древесно-
- единичные деревья, их
группы, а также иная древесно-
- единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством.
Согласно Лесному кодексу Республики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
В лесном фонде выделяются леса первой и второй групп.
К первой группе лесов относятся:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);
- леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;
- водоохранные леса (запретные
полосы лесов и леса в
- защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);
- санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).
Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).
В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).
В структуре лесного фонда Республики Беларусь леса первой группы занимают 4601 тыс. га, или около 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные зоны (26%). Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции. В порядке лесовосстановления в Республике Беларусь созданы искусственные насаждения (лесные культуры). Их общая площадь составляет 1,6 млн. га, или 21,3% , покрытых лесом.
Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования производится на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, месторасположения лесов и эколого-экономического обоснования.
Распределение лесов по группам, а также перевод их из одной группы в другую осуществляются на основании решения Правительства Республики Беларусь, принимаемого по совместному представлению Минлесхоза и Минприроды.
Географическое расположение и климатические особенности Беларуси обусловили преобладание на ее территории лесных и околоводно-болотных экосистем. Леса являются господствующим типом растительного покрова Беларуси, занимающего около 66% всей территории. Ими покрыто 35,5% территории республики, что составляет по площади 7371,7 тыс. га.
Основная часть лесов (около 80%) находится в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. На заповедных территориях находится около 6% лесов.
Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Леса составляют исключительную собственность государства [13, ст. 13]. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению лесами на всей территории республики. Таким образом, леса предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими принадлежит исключительно государству в лице соответствующих органов управления.
1.2 Лесное законодательство Республики Беларусь
Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на положениях Конституции Республики Беларусь и состоит из Лесного кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных актов законодательства, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.
Специальными законодательными актами, регулирующими лесные отношения, являются законы Республики Беларусь: от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона от 17 июля 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями); от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона от 23 мая 2000 г.); от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира»; от 18 июня 1993 г. «О государственной экологической экспертизе» (в редакции Закона от 14 июля 2000 г.), а также Концепция развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015г., одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1999 г. № 1502; постановления Правительства: от 21 июня 2001 г. № 915 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга лесов» (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004г.); от 12 июля 2001 г. № 1031 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного кадастра» (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004г.); от 12 июля 2001г. № 1032 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета лесного фонда» (с последующими изменениями и дополнениями) и др.
Задачами лесного законодательства Республики Беларусь является обеспечение рационального использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов