Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5
ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45
«Лесные отношения» в Республике Беларусь, т. е. общественные отношения в области использования и охраны лесов, регулируются Лесным кодексом Республики Беларусь.
Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством, если иное не предусмотрено законодательными актами о растительном мире. Если отношения в области охраны и использования животного мира в границах лесного фонда не урегулированы законодательством об охране и использовании животного мира, то они регулируются лесным законодательством. Отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются лесным законодательством в части, не противоречащей законодательству об особо охраняемых природных территориях. Законодательством об инвестиционной деятельности и лесным законодательством регулируются отношения, связанные с лесами как объектом концессии. Возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов отношения в области охраны и использования вод, недр, атмосферного воздуха регулируются водным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и иным законодательством [14, ст. 2].
Субъектами лесных отношений
могут быть Республика Беларусь, административно-
Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда и права пользования ими. Правовой режим объектов лесных отношений определяется Лесным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь [14, ст. 8].
В соответствии с Лесным Кодексом Республики Беларусь лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека [14, ст. 20].
Таким образом, Лесное законодательство, включая Лесной кодекс Республики Беларусь, направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ
Под государственным управлением в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют:
- Президент Республики Беларусь;
- Правительство Республики Беларусь;
- Министерство лесного хозяйства;
- местные Советы депутатов;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- другие государственные
органы в соответствии с
Изъятие и предоставление (передача) земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь [14, ст. 27].
Компетенция Правительства Республики Беларусь в области управления лесами определена в Лесном кодексе и Законе Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь».
В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Республики Беларусь ведению Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов подлежат:
- определение государственной
политики в области
- утверждение республиканских программ по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов;
- принятие решений о
передаче участков
- принятие решений о распределении лесов на группы и категории защитности, а также о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую;
- принятие решений о
предоставлении участков
- принятие в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, решения об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;
- утверждение возраста рубок леса и Правил отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь;
- определение таксы на древесину на корню и живицу, а также размер минимальной платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства;
- определение порядка ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;
- установление порядка осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- осуществление иных полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 11].
В компетенцию Правительства входит также распределение в соответствии со статьей 17 Лесного кодекса Республики Беларусь лесов по группам, а также переход их из одной группы в другую на основании совместного представления Минлесхоза и Минприроды.
Деятельность местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов регулируется статьями 9, 24 и 25 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также Лесным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса местные Советы депутатов в пределах своей компетенции:
- утверждают местные программы
и мероприятия по
- принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов о передаче участков лесного фонда в пользование, в том числе в аренду, об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах второй группы, переводе лесов в пределах одной группы из одной категории защитности в другую в случаях их несоответствия требованиям законодательных актов Республики Беларусь;
- осуществляют контроль за использованием лесного фонда;
- осуществляют иные полномочия
в области использовании, охраны,
защиты лесного фонда и
Местные исполнительные и распорядительные органы согласно статье 13 Лесного кодекса в пределах своей компетенции:
- организуют разработку и реализацию местных программ и мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;
- утверждают таксы за побочные лесные пользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов, а также за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
- принимают по согласованию с Минлесхозом и Минприроды решения о передаче в аренду участков лесного фонда в порядке, установленном законодательством;
- принимают решения о
переводе лесов в пределах
одной группы из одной
- утверждают перечень
особо защитных участков
- принимают по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, решения о предоставлении в пользование земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, для сельскохозяйственных целей (сенокошение, пастьба скота и др.) в порядке, установленном законодательством;
- принимают по согласованию с Минлесхозом решения об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами второй группы, и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, в порядке, установленном земельным законодательством;
- совместно с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, организуют проведение аукционов на осуществление лесопользования;
- принимают решения об ограничении, приостановлении или прекращении лесопользования юридическими и физическими лицами;
- принимают решения об
ограничении посещения лесов
гражданами при высокой
- организуют работы по благоустройству, охране и защите городских лесов и зеленых зон;
- информируют граждан об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для размещения объектов, деятельность которых затрагивает их интересы;
- осуществляют контроль за использованием лесного фонда;
- осуществляют иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 13].
Районные исполнительные и распорядительные органы согласовывают с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, перевод нелесных земель, включая пахотные, сенокосные, пастбищные и другие нелесные земли, по миновании в них надобности в лесные земли в целях лесоразведения в границах лесного фонда [14, ст. 27].
Органом специальной компетенции по управлению лесами является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Минлесхоз в пределах своей компетенции:
- проводит единую
- разрабатывает республиканские программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;
- проводит единую научно-
- разрабатывает на научной
основе нормативные правовые
акты по ведению лесного
- по согласованию с
Минприроды утверждает
- утверждает формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи;
- определяет порядок проведения лесных аукционов;
- выдает в случаях и
порядке, установленных
- принимает решения о
предоставлении участков
- организует работы по
ликвидации последствий
- утверждает Правила рубок
леса, Правила подсочки и заготовки
живицы, Правила заготовки
- ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;
- организует ведение
- осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 12].
Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов