Правовое регулирование обращения с отходами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов
Рассмотреть правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и виды, классы отходов 5
2.Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления 12
3.Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами 19
Заключение 28
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

участия в международном  сотрудничестве РФ в области обращения  с отходами.

Регулируется обращение  с твердыми отходами производства и  потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие  требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены  Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно в  целях исключения экологического вреда  Закон запрещает захоронение  отходов на наиболее экологически и  социально ценных территориях. В  частности, запрещается:

захоронение отходов  на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные  и подземные водные объекты, в  недра и на почву, на территориях  водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

размещение опасных  отходов и радиоактивных отходов  на территориях, прилегающих к городским  и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных  зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана  опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение отходов  в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения  мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения  с ними предусмотрен Законом об отходах  производства и потребления. Положения  этого Закона получили развитие в  ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Важную роль в  охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к  обращению с отходами на территориях  городских и других поселений; к  объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению  с опасными отходами; к транспортированию  опасных отходов.

Транспортирование опасных отходов

Данные действия совершаются в соответствии со следующими требованиями:

наличие паспорта опасных  отходов

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию  опасных отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием  количества транспортируемых опасных  отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Особые требования российское законодательство предъявляет  к трансграничному перемещению  отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях  их использования осуществляется на основании разрешения, выданного  в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О государственном  регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».

Закон содержит некоторые  особые требования относительно обращения  с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Организационно  правовые меры для обеспечения правильного  обращения с отходами:

лицензирование;

нормирование;

учет и отчетность;

ведение государственного кадастра;

контроль (государственный, производственный и общественный);

юридическая ответственность,

так же применяются  меры экономического регулирования  обращения с отходами.

Лицензирование

В соответствии с  законодательством только на основании  лицензии (разрешения) допускаются  многие виды деятельности, связанные  с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам  деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению  с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с  ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.

На основании  Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на осуществление по обращению с отходами.

Данная лицензия выдается Министерством природных  ресурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном  вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

Нормирование

В природоохранное  деятельности данное направление новое. Оно стало развиваться с принятием  Закона об отходах производства и  потребления. Закон предусматривает  два вида нормативов:

образования отходов

лимиты на их размещение.

Государственный, производственный и общественный контроль

Государственный контроль – это проверка исполнения требований по обращению с отходами. Проводится специально уполномоченные на то федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Производственный  контроль проводят юридические лица, осуществляющие деятельность в области  обращения с отходами. Они же его  организуют. Порядок осуществления  производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами.

Общественный контроль осуществляют граждане или общественные объединения.

Юридическая ответственность

За нарушение  законодательства РФ в области обращения  с отходами должностные лица и  граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, а юридические  лица – административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Плата за размещение отходов

Является важнейшим  элементом экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Законами об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Экономическое стимулирование деятельности

В данной сфере осуществляется посредством:

понижения размера  платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим  лицам, осуществляющим деятельность, в  процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения  с отходами.

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовое регулирование обращения  с радиоактивными отходами

 

В соответствии с  законом «Об использовании атомной  энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ, радиоактивные отходы – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: при добыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС, выработавших свой ресурс. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинства реакторов не перерабатывается и поэтому, его, возможно, относить к радиоактивным отходам. В случае если ОЯТ, перерабатывается для получения нового ядерного топлива, большое количество отходов образуется в процессе переработки. РАО и ОЯТ производят также реакторы атомных подводных лодок и ледоколов. К РАО относятся и радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), использующих энергию распада высокоактивного стронция. Около полутора тысяч этих устройств были установлены в безлюдных местах в СССР для питания маяков и различного оборудования, но уже выработали свой ресурс и должны быть демонтированы. Содержащиеся в радиоактивных отходах вещества – плутоний, цезий, калифорний и другие радиоактивные элементы – будут оставаться крайне опасными сотни и тысячи лет. Всё это время будущим поколениям нужно будет следить за тем, чтобы отходы не попали в окружающую среду и не оказались в руках террористов. Задачей первых реакторов было производство материалов для атомных бомб, в частности плутония. Период полураспада плутония (время, за которое количество опасного элемента сократится в 2 раза) – 24 тысячи лет. Плутоний губителен для всего живого. Этого элемента не существовало на Земле до начала строительства ядерных реакторов. Живые организмы в ходе эволюции не были приспособлены к этому радиоактивному элементу. Самым безопасным считается хранение РАО и ОЯТ в подземных шахтах, но даже страны, выбравшие этот способ, столкнулись с высокими затратами и прежде не учтенными рисками. На сегодня ни в одной стране мира нет хранилищ РАО, рассчитанных более чем на 50 лет.

Радиоактивные отходы представляют опасность для человечества, поэтому нормы и правила по обращению с радиоактивными отходами устанавливаются Международной  комиссией по радиологической защите (МКРЗ), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Национальными  нормами и правилами. Существуют основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими  источниками ионизирующих излучений (ОСП – 72/87) и Санитарные правила  обращения с радиоактивными отходами (СПОРО 85), регламентирующие порядок сбора, удаления, хранения и захоронения радиоактивных отходов. Безопасность обращения с радиоактивными отходами регламентирована Нормами радиационной безопасности (НРБ 76/87). В соответствии с этими нормами и правилами отходы бывают жидкими и твердыми, газообразными. К жидким отходам относятся: растворы, пульпы, органические жидкости, и считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных радионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации в воде. Жидкие радиоактивные отходы в свою очередь подразделяют на: слабоактивные, среднеактивные и высокоактивные. К твердым отходам (отработанное ядерное горючее, источники излучения, оборудование, ионообменные смолы, фильтры, горючие материалы, биологические объекты считаются радиоактивными, если их активность превышает определенных показателей.

Методы обращения  с радиоактивными отходами и их последовательность. Выделяют четыре основных подхода к  обращению с радиоактивными отходами:

очистка от высокоактивных примесей пылегазовых и жидких отходов  с последующим сбросом низкоактивных радиоактивных отходов в атмосферу или водоемы, где происходит их разбавление до разрешенных уровней.

сброс жидких радиоактивных  отходов низкой и средней активности в фильтрующие колодцы и искусственные  подземные полости в глинистых  толщах.

выдержка с целью  уменьшения активности во временных  хранилищах (от нескольких суток до десятков лет) перед переработкой и  сбросом в окружающую среду. При  временном хранении высокоактивных жидких и твердых радиоактивных  отходов предусматривается их принудительное охлаждение. Нарушение режима хранения может иметь катастрофические последствия. Например, 29 сентября 1957 близь г. Кыштым (Южный Урал) произошел взрыв емкости с высокоактивными радиоактивными отходами. В результате в атмосферу была выброшена смесь радионуклидов.

переработка радиоактивных  отходов с целью уменьшения их объема и проведение работ по изолированию радиоактивных отходов от биосферы.

Для жидких радиоактивных  отходов используют осаждение, экстракцию, ионный обмен (химические способы переработки), а также дистилляцию, отверждение (физические способы). Твердые радиоактивные  отходы перерабатывают прессованием, сжиганием, кальцинацией, остатки улавливают и захоранивают. Надежных, абсолютно безопасных способов захоронения твердых радиоактивных отходов нет. Газообразные радиоактивные отходы перерабатывают посредством химического поглощения: адсорбции, фильтрации, их хранят в баллонах при повышенном давлении.

Информация о работе Правовое регулирование обращения с отходами