Признаки разграничения экологического преступления и проступка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Охрана окружающей среды является одной из актуальных проблем современности. История развития человеческого общества – это история расширения масштабов и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение запасов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение физического и нравственного здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире.

Файлы: 1 файл

эп краб №1 Признаки разграничения экологического преступления и проступка.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

Приволжский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экологическое право»

по теме

Признаки разграничения экологического преступления и проступка

 

 

Выполнила:

Студентка 202 группы

очной формы обучения

Булатова Зульфия Зякиевна

 

Проверил:

 

Кандидат юридических наук

Галанов Александр Семенович

 

Дата представления работы:

«     »  апреля 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 
 

Оглавление

 

 

Введение

Актуальность темы.   Охрана окружающей среды  является одной из актуальных проблем современности. История развития человеческого общества – это история расширения масштабов и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение запасов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение физического и нравственного здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире. 

Россия относится к ряду стран мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Средняя продолжительность жизни снижается, каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций; только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.

Нормативно-правовые акты, существующие в РФ и касающиеся защиты окружающей среды, служат одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Для того чтобы нормы закона соблюдались как следует, необходимо разграничивать экологические преступления от экологических проступков.

Объектом исследования являются нарушения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Предмет исследования – разграничение экологических правонарушений.

Цель исследования. Основной целью данной работы является исследование критериев разграничения экологического преступления от экологического проступка. В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решить ряд задач, а именно:

    1. проанализировать сущность явления экологических правонарушений;
    2. исследовать проблемы разграничения этих правонарушений;
    3. выявить признаки их разграничения;
    4. рассмотреть отдельные случаи отнесения тех или иных противоправных деяний к числу преступлений либо проступков.

Методологическая основа исследования. При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, индукция, дедукция, классификация, наблюдение, а также сравнительный, функциональный, системный и формально-юридический методы.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации,  Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Структура контрольной работы обусловлена условиями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Разграничение экологических правонарушений

1.1 Проблемы разграничения  экологических преступлений и  проступков

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления - уголовную.

На практике вопрос о разграничении экологических преступлений от проступков является достаточно спорным, поскольку около 60% содержащихся в УК РФ норм экологического права сходны с нормами административного законодательства, так как объектом охраны являются одни и те же правоотношения. А именно: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.1

Объективные признаки экологического преступления и проступка обнаруживают схожесть, и состоят в нарушении одних и тех же правил: рыболовства, охоты, заготовки древесины, разработки недр, соблюдения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейнов и др. Поэтому при расследовании экологических преступлений органы дознания, следствия и суды зачастую допускают юридические ошибки. Так, гражданин М. отловил пять, а Г. и У.- девять осетров, относящихся к рыбам ценных пород. К тому же каждым браконьером был причинен крупный ущерб. Несмотря на наличие в их деяниях признака квалифицирующего состава преступления, в возбуждении уголовного дела было отказано по тем основаниям, что виновные ранее не были судимы, имеют постоянное место жительства и работу, а ущерб возмещен.

В то же время имеются факты, когда за незначительные нарушения правил охраны природы виновные привлекаются к уголовной ответственности. Например, гражданин Т. был осужден за незаконную добычу рыбы при отягчающих обстоятельствах, поскольку черпаком выловил рыбу ценной породы на сумму пятьдесят тысяч рублей. Он исключительно положительно характеризовался по месту работы, имелось ходатайство трудового коллектива о передаче его на поруки. Но смягчающие обстоятельства не позволили гражданину Т. избежать уголовной ответственности. 

В теории преобладает позиция, согласно которой преступления и проступки разграничиваются по степени общественной опасности или "вредности". Однако сами эти степени в количественном отношении не определены ни в литературе, ни в законе, и сделать это представляется невозможным, поскольку математически точными, четко определенными численными выражениями сущность преступления и проступка выразить нельзя.

Представляется, что общественная опасность - совокупное свойство объективных и субъективных признаков правонарушения, которые все вместе определяют характеристику деяния и оцениваться могут только во взаимосвязи с другими признаками. 

 Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях уголовно-правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния и их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины. Так, большинство экологических норм УК являются материальными, то есть, для того, чтобы экологическое правонарушение было признано преступлением, необходимо наступление определенных последствий.2

В старом КоАП было порой очень сложно разграничить преступление от правонарушения, когда в уголовном и административном законодательстве их признаки описаны одинаково, либо указывается лишь вид нарушения (при так называемых "простых" диспозициях). Эта проблема была урегулирована в новом КоАП РФ 2002 г. В статье 2.9 КоАП установлено, что "при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием”.  Ответственность за административные правонарушения наступает, когда эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Именно, исходя из этого, в ст. 8.28 КоАП административно наказуема "незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьях, кустарников, лиан”. А что же тогда является преступлением? Преступлением согласно ст.260 УК РФ является " Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере». Незначительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

Коллизия закона наблюдается при сопоставлении административно-правовых и уголовно-правовых норм об ответственности за загрязнение атмосферы. Так, в ст. ст. 8.21 КоАП предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух, нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферу. Часть первая ст.251 УК РФ загрязнение атмосферы устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. По смыслу закона она наступает независимо от степени превышения ПДК загрязняющих веществ, наступления или создания реальной опасности наступления вредных последствий, в частности, за сам факт загрязнения воздуха с нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются по ч.2 ст.251 УК РФ, а деяния повлекшие по неосторожности смерть человека - по ч.З этой статьи. Применение ч.1 ст.251 УК РФ в строгом соответствии с ее буквальным содержанием означало бы закрытие многих промышленных предприятий, способствуя дальнейшему развитию и без того прогрессирующего в нашей стране экономического кризиса, привлечение к уголовной ответственности за деяния невысокой общественной опасности (например, автомобилиста за превышение в выхлопных газах содержания окиси углерода) и искажение уголовной политики государства в области охраны окружающей природной среды.

Введение специальной главы об ответственности за экологические преступления является особенностью нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах. В новом УК ПФ в главе 26. “Экологические преступления” содержится семнадцать статей (Ст. 246-Ст. 262 включительно). 

Уголовной ответственности подлежат следующие виды экологических преступлений:

  1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (Ст. 246 УК РФ);
  2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (Ст. 247 УК РФ);
  3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (Ст. 248 УК РФ);
  4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);
  5. Загрязнение вод (Ст. 250 УК РФ);
  6. Загрязнение атмосферы (Ст. 251 УК РФ);
  7. Загрязнение морской среды (Ст. 252 УК РФ);
  8. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);
  9. Порча земли (Ст. 254 УК РФ);
  10. Нарушение правил охраны и использования недр (Ст. 255 УК РФ);
  11. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (Ст. 256 УК РФ);
  12. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (Ст. 257 УК РФ);
  13. Незаконная охота (Ст. 258 УК РФ);
  14. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (Ст. 259 УК РФ);
  15. Незаконная рубка лесных насаждений (Ст. 260 УК РФ);
  16. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (Ст. 261 УК РФ);
  17. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (Ст. 262 УК РФ)3

Уголовной ответственности также подлежит экоцид – “массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу”  (Ст. 358 УК РФ),  нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (Ст. 215 УК РФ). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния, также сопряженные с причинением вреда окружающей природной среде. 

 

1.2 Критерии разграничения  экологических преступлений и  проступков

 

Изучив проблемы разграничения, можно выделить следующие критерии:

1. Характер и  степень общественной опасности.

Экологические преступления представляют большую степень общественной опасности. Большинство экологических норм, содержащихся в УК РФ, являются материальными, что позволяет относить те или иные нарушения в области экологического права к преступлениям или проступкам в зависимости от наступивших последствий. Состав проступка сконструирован как формальный, наказуемо само нарушение, установленное законодательством.

Преступления являются более опасными по способу их совершения (массовое уничтожение птиц и зверей), по использованным средствам (применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов), по последствиям (причинение крупного ущерба), по месту совершения (на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации).

2. Мера и вид  наказания.

За экологические преступления предусмотрена более строгая ответственность. Так, за административные проступки КоАП предусматривает следующие виды наказаний:

    1. предупреждение;
    2. административный штраф;
    3. дисквалификация;
    4. административное приостановление деятельности;
    5. конфискация орудий совершения или предмета административного проступка.

Виды наказаний за экологические преступления:

    1. штраф;
    2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    3. обязательные работы;
    4. исправительные работы;
    5. принудительные работы;
    6. ограничение свободы;
    7. лишение свободы.

Информация о работе Признаки разграничения экологического преступления и проступка