Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:50, курсовая работа
Описание работы
Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма.
Содержание работы
Введение. Проявление акселерации Длинна тела Масса тела Окружность головы Окружность груди Поверхность тела Половое созревание. Физическое развитие Причины. Негативные последствия. Заключение. Список литературы.
В последние десятилетия 20 века
ученые все чаще начали говорить о таком
феномене, как акселерация. Этот процесс,
вызванный стремительным изменением образа
жизни и среды жизни современного человека,
наложил свой отпечаток на общее развитие
человека как биологического вида. В этом
заключается актуальность ее изучения.
Акселерация - ускорение возрастного
развития путем сдвига морфогенеза на
более ранние стадии онтогенеза. Термин
«акселерация» (от латинского слова acceleratio
— ускорение) предложен немецким врачом
Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит
в более раннем достижении определенных
этапов биологического (физического и
полового и др. ) развития и завершении
созревания организма.
Цель работы – рассмотреть такое явление
как акселерация человека.
Задачи:
Рассмотреть основные проявления
акселерации;
Рассмотреть причины ее возникновения;
Рассмотреть негативные последствия
акселерации.
Проявления акселерации
В качестве основных проявлений
акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева
(1979) рассматривают1:
• большую длину и массу тела
новорожденных в настоящее время по сравнению
с аналогичными величинами новорожденных
20—30-х годов нашего века; в настоящее время
рост годовалых детей в среднем на 4—5
см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50
лет назад
• более раннее прорезывание
первых зубов, смена их на постоянные происходит
на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого
столетия;
• более раннее появление ядер
окостенения у мальчиков и девочек, а в
целом окостенение скелета у девочек заканчивается
на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше,
чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
• более раннее увеличение длины
и массы тела детей дошкольного и школьного
возраста, причем, чем старше ребенок,
тем в большей степени он отличается по
размерам тела от детей прошлого столетия;
• увеличение длины тела у нынешнего
поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
• половое развитие мальчиков
и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше,
чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление
менструации у девочек ускоряется на 4—6
месяцев.
Истинная акселерация сопровождается
увеличением продолжительности жизни
и репродуктивного периода взрослого
населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин,
1985)2.
На основании учета соотношений
антропометрических показателей и уровня
биологической зрелости выделяются гармонический
и дисгармонический типы акселерации.
К первому относятся те дети, у которых
антропометрические показатели и уровень
биологической зрелости выше средних
значений для этой возрастной группы,
ко второму типу - дети, у которых отмечается
усиленный рост тела в длину без одновременного
ускорения полового развития или раннее
половое созревание без усиленного роста
в длину.
Ускорение физического развития
ребенка требует рационализации трудовой
деятельности и физической нагрузки. В
связи с акселерацией должны периодически
пересматриваться регионарные нормативы,
которыми мы пользуемся для оценки физического
развития.
Длина
тела. Это наиболее стабильный показатель,
характеризующий состояние пластических
процессов в организме и в какой-то мере
уровень его зрелости. Длина тела новорожденного
ребенка колеблется от 46 до 56 см. Принято
считать, что если новорожденный ребенок
имеет длину тела 45 см и менее, то он недоношен.
Длина тела у детей первого года жизни
определяется с учетом ежемесячного ее
увеличения. В первом квартале жизни ежемесячная
прибавка длины тела составляет 3 см, во
втором — 2,5, в третьем — 1,5, в четвертом
— 1 см. Общая прибавка длины тела за 1-й
год — 25 см. За 2-й и 3-й годы жизни прибавки
длины тела составляют соответственно
по 12—13 и 7—8 см. Длина тела у детей от 2
до 15 лет вычисляется также по формулам,
предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным
(1977). Длина тела детей в 8 лет равна 130 см,
на каждый недостающий год от 130 см отнимается
7 см, на каждый превышающий год прибавляется
5 см3.
Масса
тела. В отличие от длины является
более лабильным показателем, который
сравнительно быстро реагирует и изменяется
под влиянием различных причин экзо- и
эндогенного характера. Масса тела отражает
степень развития костной и мышечной систем,
внутренних органов, подкожной жировой
клетчатки. Масса тела новорожденного
составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные
массой 2500 г и меньше считаются недоношенными
или родившимися с внутриутробной гипотрофией.
Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более,
рассматриваются как крупные.
В качестве критерия зрелости
новорожденного ребенка используется
массо-ростовой коэффициент, который в
норме составляет 60—80. Если его величина
ниже 60 — это свидетельствует в пользу
врожденной гипотрофии, а если выше 80 —
врожденной паратрофии.
После рождения в течение 4—5
дней жизни у ребенка происходит потеря
массы тела в пределах 5—8 % от исходной,
то есть 150—300 г (физиологическое падение
массы тела). Затем масса тела начинает
повышаться и около 8—10-го дня достигает
первоначального уровня. Снижение массы
тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим.
Основная причина физиологического падения
массы тела — прежде всего недостаточное
введение в первые дни после рождения
младенца воды и пищи. Имеет значение потеря
массы тела в связи с выделением через
кожу и легкие воды, а также первородного
кала, мочи.
Следует учитывать, что у детей
1-го года жизни увеличение длины тела
на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой
массы тела на 280—320 г. При расчете массы
тела детей 1-го года жизни с массой при
рождении 2500—3000 г за исходный показатель
принимается 3000 г. Скорость нарастания
массы тела детей после года значительно
замедляется. Масса тела у детей старше
года определяется по формулам, предложенным
И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977)4.
Масса тела ребенка в 5 лет равна
19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет
вычитается 2 кг, на каждый последующий
год прибавляется 3 кг. Для оценки массы
тела детей дошкольного и школьного возраста
в качестве возрастных норм все шире используются
двухмерные центильные шкалы массы тела
при различной длине тела, построенные
на оценке массы тела по длине тела внутри
возрастно-половых групп.
Окружность
головы при рождении в среднем составляет
34 - 36 см. В дальнейшем она особенно интенсивно
увеличивается в первый год жизни, составляя
к году 46 - 47 см. В первые 3 месяца жизни
ежемесячный прирост окружности головы
составляет 2 см, в возрасте 3 - 6 месяцев
— 1 см, в течение второго полугодия жизни
- 0,5 см. К 6 годам окружность головы увеличивается
до 50,5 - 51 см, к 14 - 15 годам - до 53 - 56 см. У мальчиков
величина ее несколько больше, чем у девочек.
Величина окружности головы
определяется по формулам И. М. Воронцова,
А. В. Мазурина (1985). 1. Дети первого года
жизни: окружность головы 6-месячного ребенка
равна 43. см, на каждый недостающий месяц
из 43 следует вычесть 1,5 см, на каждый последующий
- прибавить 0,5 см. 2. Дети от 2 до 15 лет: окружность
головы в 5 лет равна 50 см; на каждый недостающий
год вычесть 1 см, на каждый превышающий
год прибавить 0,6 см. Контроль за изменением
окружности головы детей первых трех лет
жизни является важным компонентом врачебной
деятельности при оценке физического
развития ребенка. Изменения окружности
головы отражают общие закономерности
биологического развития ребенка, в частности
церебральный тип роста, а также развитие
ряда патологических состояний (микро-
и гидроцефалии)5.
Окружность груди при рождении в среднем составляет
32—35 см. На первом году жизни она увеличивается
ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году
47—48 см. К 5 годам окружность груди увеличивается
до 55 см, к 10 — до 65 см. Окружность груди
определяется также по формулам, предложенным
И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1985)6.
1. Дети 1-го года жизни:
окружность грудной клетки 6-месячного
ребенка равна 45 см, на каждый
недостающий месяц из 45 следует
вычесть 2 см, на каждый последующий
— прибавить 0,5 см.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность
груди в 10 лет равна 63 см, для детей
до 10 лет используется формула 63—1,5
(10—п), для детей старше 10 лет— 63
+ 3 см (п—10), где и — число лет
ребенку. Для более точной оценки
величины окружности грудной
клетки используются центильные
таблицы, построенные на оценке окружности
груди по длине тела внутри возрастно-половой
группы .
Окружность груди — важный
показатель, отражающий степень развития
грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного
жирового слоя на груди, который тесно
коррелирует с функциональными показателями
дыхательной системы.
Поверхность
тела является одним из важнейших
показателей физического развития. Этот
признак помогает оценить не только морфологическое,
но и функциональное состояние организма.
Она имеет тесную корреляционную взаимосвязь
с рядом физиологических функций организма.
Показатели функционального состояния
кровообращения, внешнего дыхания, почек
тесно связаны с таким показателем, как
поверхность тела. Отдельные медикаменты
также следует назначать в соответствии
с этим фактором. Вычисляется поверхность
тела обычно по номограмме с учетом длины
и массы тела. Известно, что поверхность
тела ребенка, приходящаяся на 1 кг его
массы, у новорожденного в три, а у годовалого
в два раза больше, чем у взрослого7.
Половое
созревание. Одним из наиболее надежных
показателей биологической зрелости является
степень полового созревания ребенка.
В повседневной практике она оценивается
чаще всего по выраженности вторичных
половых признаков. У девочек это рост
волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных
впадинах (А), развитие грудных желез (Ma)
и возраст первой менструации (Me). У мальчиков,
кроме роста волосяного покрова на лобке
и в подмышечных впадинах, оцениваются
мутация голоса (V), оволосение лица (F) и
формирование кадыка (L). При оценке степени
половой зрелости обнажать детей, особенно
девочек, рекомендуется по частям ввиду
повышенного чувства стыдливости. Если
необходимо, ребенка следует раздевать
полностью. Ниже приведены общепринятые
схемы оценки степени развития вторичных
половых признаков у детей по областям
тела.
Развитие волосяного покрова
на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные
волосы — Р1; волосы на центральном участке
лобка более густые, длинные — Р2; волосы
на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся,
густые — Р3; волосы расположены по всей
области лобка, переходят на бедра и распространяются
вдоль белой линии живота —Р4t.
Развитие волосяного покрова
в подмышечной впадине: отсутствие волос
— А0; единичные волосы — А1; волосы редкие
на центральном участке впадины — А2; волосы
густые, вьющиеся по всей впадине — А3.
Развитие молочных желез: железы
не выдаются над поверхностью грудной
клетки — Ма0; железы несколько выдаются,
околососковый кружок вместе с соском
образует единый конус — Ma1; железы значительно
выдаются, вместе с соском и околососковым
кружком имеют форму конуса — Ма2; тело
железы принимает округлую форму, соски
приподнимаются над околососковым кружком
— Ма3.
Развитие волосяного покрова
на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся
оволосение над верхней губой — F1; жесткие
волосы над верхней губой и на подбородке
— F2; распространенное оволосение над
верхней губой и на подбородке с тенденцией
к слиянию, начало роста бакенбардов —
F3; слияние зон роста волос над губой и
в области подбородка, выраженный рост
бакенбардов — F4.
Изменение тембра голоса: детский
голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской
тембр голоса — V2.
Рост щитовидного хряща: отсутствие
признаков роста — L0; начинающееся выпячивание
хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык)
— L2. При оценке степени полового созревания
детей основное внимание обращается на
выраженность показателей Ma, Me, P как более
стабильных. Другие показатели (A, F, L) более
вариабельны и менее надежны. Состояние
полового развития принято обозначать
общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно
указываются стадии созревания каждого
признака и возраст наступления первой
менструации у девочек; например А2, P3,
Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания
по развитию вторичных половых признаков
отклонением от средневозрастных норм
считается опережение или отставание
при сдвигах показателей половой формулы
на год и больше8.