Проявление акселерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма.

Содержание работы

Введение.
Проявление акселерации
Длинна тела
Масса тела
Окружность головы
Окружность груди
Поверхность тела
Половое созревание.
Физическое развитие
Причины.
Негативные последствия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

5. Акселерация. выражение, причины..docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

Физическое развитие. Физическое развитие ребенка является одним из важнейших критериев в оценке его состояния здоровья.

Из большого числа морфологических и функциональных признаков для оценки физического развития детей и подростков в каждом возрасте используются различные критерии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать и биологический возраст. Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы. Для оценки физического развития детей использовались различные методы: метод индексов, сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии и в последнее время — центильный метод. Антропометрические индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных формулами. Доказана ошибочность использования индексов для оценки физического развития растущего организма, поскольку в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Широко используемые в настоящее время для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др. ) указывает на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинный характер оценки.

Этих недостатков лишен основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод, который в последнее время все шире используется в педиатрической литературе. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3. % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3—10-я центили) — низкими, в 7-й (90—97-я центили) — высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими. Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4—5-е центильные коридоры (25—75-я центили) . Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения. В настоящее время физическое развитие ребенка оценивается в такой последовательности. Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития9.

После определения соответствия биологического возраста паспортному оценивается морфофункциональное состояние организма. Для оценки антропометрических показателей в зависимости от возраста и пола применяются центильные. Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или нижесреднее, высокое или низкое, а также гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом основании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины

Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий (Ю. П. Лисицын, 1973)10:

• Физико-химические:

1) гелио-генная (влияние солнечной  радиации);

2) радио волновая, магнитная (влияние магнитного поля);

3) космической радиации;

4) повышенной концентрации  углекислого газа, вызванной ростом  производства.

• Теории отдельных факторов условий жизни:

1)алиментарная;

2) нутритивная;

3) повышенной информации.

• Генетические:

1)циклических биологических  изменений;

2) гетерозиса (смешения популяций).

• Теории комплекса факторов условий жизни:

урбанического влияния;

комплекса социально-биологических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Негативные последствия

Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

 

 

Заключение

Таким образом, акселерация – это ускорение развития человека в раннем онтогенезе.

Признаками акселерации можно считать увеличение массы тела новорожденных по сравнению с предшествующими поколениями, длины тела, окружности головы и груди, более ранее прорезывание зубов и окостенение скелета, ранее половое созревание.

Ученые не пришли к единому выводу о причинах акселерации, поэтому можно считать ее причиной совокупность генетических, средовых и природных факторов.

Акселерация имеет как положительные стороны – увеличение продолжительности жизни и репродуктивного периода, так и отрицательные – гормональные нарушения у детей-акселератов, а также избыточный вес.

 

 

 

Список литературы

1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003.

3. Дубровская Н.В. Психофизиология  ребенка. – М.: Владос, 2000.

4. Ермолаев Ю.А. Возрастная  физиология. – М.: Высшая школа, 1985

5. Леонтьева Н.Н., Маринова  К.В. Анатомия и физиология детского  организма. – М.: Просвещение, 1986.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

8. Хрипкова А.Г., Антропова  М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология  и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

 

1 Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

2 Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

3 Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.

4 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003.

5 Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

6 Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

7 . Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

8 . Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

9 . Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.

10 Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

2014

 

 


Информация о работе Проявление акселерации