Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:21, реферат
Мусульманское представление о природе носит сакральный характер так, как природа как и человек – великое творение Аллаха. В исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты, красоты и гармонии природы. Мусульманские ученые-богословы говорят, что любить Аллаха означает любить его творения: природу, человека, животный и растительный мир
Отношение христианства к животным
Известно, что Иисус Христос учил милосердии, состраданию и безмерной любви. Заповедь Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» известна практически каждому человеку. И цитируется не только христианами, но и людьми разных вероисповеданий. Иисус Христос призывал к состраданию и доброте не только к людям, но и ко всему живому. «Будьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своей». Иисус с самого детства любил животных и птиц: «В один день пришел отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: «Кто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадется в силок».
«Я пришел положить конец жертвам и кровавым пирам, и если не прекратите приносить в жертву плоть и кровь, гнев Господень вечно будет на вас, как был в пустыне на отцах ваших, что взалкали мяса и поели вволю, и наполнились скверной, и язва поразила их».
«И, услышав это, некий саддукей, не веривший в святую истину Господню, спросил Иисуса: «Скажи мне, почему говоришь, не ешьте плоти животных? Разве не были звери даны человеку в пищу, как и те травы и плоды, о которых Ты говорил?» Ответил Иисус: «Взгляни на арбуз, сей плод земли». И Иисус разрезал арбуз и сказал еще саддукею: «Видишь своими глазами добрый плод земли, пищу людскую, и видишь семена внутри; сосчитай их, ибо из одного арбуза родится во сто крат больше. Если посеешь эти семена, будешь есть от истинного Бога, ибо не прольешь крови и ни страдания не увидишь, ни крика не услышишь. Что же ты ищешь даров Сатаны, муки, смерти, крови живых душ, пролитой от меча? Разве не знаешь, что тот, кто поднимает меч, от меча и гибнет? Иди теперь своим путем и сей семя доброго плода жизни, и не вреди безвинным тварям Божиим».
Христос осуждает даже тех, кто охотится на животных: «И когда шел Иисус с учениками, встретился им некий человек, натаскивавший охотничьих псов, чтобы травить слабых тварей. Увидев это, сказал ему Иисус: «Зачем делаешь дурное дело?» И ответил тот человек: «Этим ремеслом живу, ибо зачем подобным тварям место под небом? слабы и заслуживают смерти, а собаки сильны».
И Иисус посмотрел на того человека с грустью и сказал: «Воистину, лишен ты мудрости и любви, ибо у всякой твари, какую создал Господь, есть свой удел и свое место в царстве жизни, и кто может сказать, зачем они живут? И какая в том польза тебе самому и людям? Не тебе судить о том, лучше ли сильный слабого, ибо слабые не были посланы человеку в пищу или ради забавы... Горе тому, кто травит и убивает создания Божии! Да, горе охотникам, ибо они станут добычей, и сколько милосердия выказывают они к своим безвинным жертвам, столько и им выкажут недостойные люди! Оставь это дурное ремесло грешников, делай то, чему радуется Господь, и будь благословен, или же будешь проклят по твоей собственной вине!»
Животные и человек
При сотворении Господь дал власть человеку над животным миром: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Однако ошибочно думать, что эта власть ничем не ограничена. Человек сотворен, чтобы «возделывать и хранить» (Бытие 2:15) землю, а право «обладать» и «владычествовать» – не санкция на произвол, а необходимые полномочия для выполнения обязанностей «домоправителя». Человек может использовать животный мир, но не вправе разорять его. Так, закон, данный Моисею, в числе прочего защищал и популяции птиц: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (Второзаконие 22:6-7). Иными словами, добывая для пропитания животных, человек не должен мешать воспроизводству их популяции. Возможно, если бы сегодня этот библейский принцип исполнялся, весеннюю охоту давно бы запретили и в России. «Мои все звери в лесу» (Псалом 49:10), – говорит Господь, и ничего в полном смысле «своего» у нас нет, все дано Богом.
Милость Божья для всякого творения
Незаслуженные Божьи дары Библия называет «благодатью» и «милостью». «Милости Господней полна земля» (Псалом 32:5), и по милости Творец непрестанно заботится о творении. Как человек, так и животные имеют одного Подателя жизни, а значит, все живые существа достойны жить независимо от человеческого желания. И в пищу «на пользу человека» Бог дал не мясо, а «зелень» (Псалом 103:14), подобно тому, как это было в Едеме: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). А в вечности союз Бога со Своим народом станет также и союзом людей «с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» (Осия 2: 18).
Милость Создателя к творению проявилась и в том, что Его Закон защищает права не только людей, но и животных. Так Божья заповедь гласит: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (Исход 23:12). Также каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы ... питались звери полевые» (Исход 23:11). Итак, животные также дороги Создателю, а грех против природы не менее отвратителен в Его очах, чем грех против людей или Бога.
И, наконец, вершина благодати – искупительная жертва Христа – снимает проклятие не с одних людей, а со всего творения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, ... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Римлянам 8:19-21).
Отношение к животным в буддизме.
Буддизм не антропоцентричен или теоцентричен, а экоцентричен (считается, что наиболее экологичен сейчас североамериканский буддизм). Согласно буддизму многие части природы являются святыми. Как и в джайнизме, все природные объекты являются членами морального сообщества. Согласно некоторым разновидностям буддизма, не только животные, но и растения, и даже камни имеют "природу Будды", то есть душу, и значит, священны сами по себе. Согласно идеям буддизма, люди являются интегральной частью природной системы. Буддисты рассматривают себя не доминирующим видом, а членом сообщности. Буддизм указывает на фундаментальное различие между потребностью и жадностью. Основы буддизма не столько в вере, сколько в мудрости, основанной на понимании настоящей ценности природы. Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком. Буддизм призывает уважать не только жизнь людей, но и животных, растений и Землю. Согласно буддизму, просвещенными или духовными становятся люди, умеющие сострадать другим существам. В "Буддийской декларации природы" говорится: "Если (животные) не в состоянии передать, что они страдают, то это не означает, что они нечувствительны или безразличны к боли или страданию. В этом смысле их положение мало чем отличается от положения человека, у которого расстроена речь... Право на жизнь мы рассматриваем как своё неоспоримое право. Но, будучи нашими соседями на этой планете, другие виды тоже имеют право на жизнь. (...) Таким образом, буддизм есть религия любви, понимания и сострадания, и в качестве таковой она стремится к идеалу ненасилия. Буддизм придаёт огромную важность делу охраны диких животных и защиты окружающей среды, от которой зависит выживание всех видов живых существ" (Эррикер, 1999).
Один из принципов буддизма - терпимость по отношению к другим живым существам. Буддийские монахи часто наставляют верующих: "Если ты не можешь понять, то хотя бы не делай вреда живым существам". Кстати, сам Будда говорил: "Не совершай зла, но практикуй всё доброе и держи своё сердце в чистоте"
Хорошо известен в буддизме также принцип "бадхичитты" (милосердие и сострадание). Он поощряет действия, направленные на спасение и благо всех живых существ. Буддизм предписывает придерживаться еще одного принципа -"метты" - доброты и любви к абсолютно всем существам; видимым и невидимым, большим и маленьким, родившимся и не родившимся. К жизни другого надо относиться точно также, как и к своей. Также Буддизм против любительской охоты.
Источники: