Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:41, реферат
Под объектами охраны окружающей природной среды понимаются природные объекты, то есть составные части окружающей природной среды, находящиеся в экологической взаимосвязи с природой и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции. Закон выделяет три группы объектов охраны. К первой относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы. Эти объекты имеют глобальное значение. Надо заметить, что Закон охраняет не любые, а лишь естественные экологические системы.
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Реферат
по дисциплине: Основы экологического права
Тема: « Виды и правовой статус объектов особой охраны»
Выполнил студент группы ПД-2
Быстрова Д.В.
Проверил преподаватель
Объекты экологического права
После Закона РСФСР 1960 г. этот Закон
является единственным, который определяет
перечень природных объектов, подлежащих
охране.
Ст. 4 данного Закона гласит, что на территории
РФ подлежат охране естественные экологические
системы; озоновый слой атмосферы, земля
и ее недра; поверхностные и подземные
воды; атмосферный воздух; леса и иная
растительность; животный мир; микроорганизмы;
генетический фонд и природные ландшафты.[1] Закон «Об охране
окружающей природной среды» от 19.04.91г.
// Ведомости. 1992. № 10. Ст. 457, 459; 1993. № 28. Ст.
1111.
Под объектами охраны окружающей природной
среды понимаются природные объекты, то
есть составные части окружающей природной
среды, находящиеся в экологической взаимосвязи
с природой и выполняющие экологические,
экономические, культурно-оздоровительные
функции. Закон выделяет три группы объектов
охраны.
К первой относятся естественные экологические
системы и озоновый слой атмосферы. Эти
объекты имеют глобальное значение. Надо
заметить, что Закон охраняет не любые,
а лишь естественные экологические системы.
Модифицированные и трансформированные
экологические системы, согласно международной
классификации, не могут безоговорочно
служить объектами охраны, ибо они не всегда
положительно воздействуют на человека
(аграрные зоны, городская среда, водохранилища
и т.п.).
Основное предназначение озонового слоя
атмосферы состоит в охране живой природы
и человека от губительного воздействия
ультрафиолетового излучения. Из-за опасности
разрушения мировое сообщество выделяет
его в один из приоритетных объектов охраны.
Он представляет собой слой атмосферы
в пределах стратосферы, лежащий на высоте
7-8 км (на полюсах), 17-18 км (на экваторе) и
до 50 км над поверхностью Земли, отличающийся
повышенной концентрацией молекул озона
(в 10 раз выше, чем у поверхности Земли),
что позволяет поглощать ультрафиолетовое
излучение, гибельное для биоорганизмов.
Загрязнение окружающей природной среды
химическими веществами, среди которых
имеются и озоноразрушающие соединения,
ведет к постепенному понижению содержания
озона. Образуются пространства с пониженным
содержанием озона (до 50 %), которые получили
названия озоновых дыр. С 1987 г. зарегистрирована
расширяющаяся область пониженного содержания
озона (по 4 % в год).
Несмотря на признание приоритетной охраны
данного природного объекта мировым сообществом,
не все страны готовы решать эту проблему
посредством экономических и правовых
мер. И дело даже не в отсутствии правового
механизма как такового, а в том, что это
проблема прежде всего экономического
характера. Одна из наиболее эффективных
мер охраны озонового слоя на сегодняшний
день - замена озоноразрушающих веществ.
Но не все государства могут позволить
себе приобретение новых технологий.
Непростая ситуация складывается и в сфере
действия российского законодательства.
Наша страна еще в бытность СССР подписала
ряд международных соглашений по охране
озонового слоя (Монреальский протокол
и Венскую конвенцию). Финансовый кризис
не позволил нам пойти дальше этого подписания.
Помощь же развитых держав ограничилась
внедрением сомнительных технологий.
Так, достаточно известная фирма Дюпон
активно внедряла в производство наших
холодильников «чудо-хладон-134» на льготных
условиях. Как выяснилось позже, он, хотя
и менее опасен для озонового слоя, зато
усиливает парниковый эффект. В результате
ожидаются штрафы за неисполнение обязательств.
Вместо экономического задействован правовой
механизм. В 1996 г. принят ряд нормативных
актов, регулирующий порядок ввоза и вывоза
озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции.[2] Положение о порядке
ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих
веществ и содержащей их продукции: утверждено
постановлением Правительства РФ от 8
мая. 1996 г. № 563 // Собрание законодательства.
1996. № 20. Ст. 2353.
Данное положение было разработано во
исполнение федеральных законов «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»,
«Об экологической экспертизе» и Постановления
Правительства РФ от 24 мая 1995 г. № 526 «О
первоочередных мерах по выполнению Венской
конвенции по охране озонового слоя и
Монреальского протокола по веществам,
разрушающим озоновый слой». Данными нормативными
актами закреплены четыре действующих
правовых института: лицензирование, институт
экологической экспертизы, контроль, ответственность.
Закреплен также специфический круг субъектов:
решение о возможности осуществления
ввоза в РФ и вывоза принимается Государственным
комитетом по охране окружающей природной
среды, исходя из требований и рекомендаций
Венской конвенции и Монреальского протокола.
На основе данного решения Министерство
внешних экономических связей выдает
лицензию. Контроль за ввозом и вывозом
лицензируемых озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции осуществляют
в установленном порядке Государственный
таможенный комитет и другие специально
уполномоченные органы.
Кроме данного положения был издан Приказ
Минприроды РФ «О временном порядке представления
документации, обосновывающей производство,
ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции, контролируемых
Монреальским протоколом по веществам,
разрушающим озоновый слой» от 26 февраля
1996 г. № 78.[3] База данных по законодательству
«Эталон» для ПЭВМ НИПИ при Минюсте РФ.
Экологическое право России: Сб. нормативных
правовых актов и документов. М.: БЕК, 1997.
Письмо Государственного таможенного
комитета РФ «О порядке ввоза в РФ и вывоза
из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции (к приказу ГТК России от
31 мая 1996 г. № 336)» от 13 ноября 1996 г. № 01-15/20163.[4] Справочная система
«Гарант» НПП «Гарант-Сервис».
Помимо принятых нормативных актов была
создана Межведомственная комиссия по
охране озонового слоя.[5] Положение о межведомственной
комиссии по охране озонового слоя // Российская
газета. 1997. 6 июня. Начать решили с разработки
новой программы, наиболее отвечающей
реальным возможностям отечественной
экономики. Она была согласована с Глобальным
экологическим фондом. В соответствии
с международными правилами, оговоренными
в подписанных соглашениях, каждая страна
в условиях форс-мажорных обстоятельств
имеет право на отсрочку выполнения принятых
обязательств. Теперь такую возможность
имеет и Россия - мы уже не проходим по
договору как «сверхдержава» и потому
имеем возможность обратиться за помощью
к другим странам, при этом получить не
ссуду, а грант, который должен быть использован
только по прямому назначению, а именно
на переоборудование своих предприятий
в соответствии с нормами экологической
безопасности. Таким образом, в 1997 г. Россией
было получено 2 гранта общей суммой в
100 млн дол.
Вносились предложения о том, чтобы в число
объектов глобального направления включить
климат. Они не были приняты по следующим
соображениям. Сам по себе климат не может
рассматриваться в качестве составной
части природной среды. Он относится к
категории природных условий, определяющих
природные процессы. В данном случае речь
может идти не об охране климата, а об устранении
опасных изменений в климатических процессах,
таких как его потепление, чреватое глобальными
негативными последствиями. Такие изменения
происходят в результате отрицательного
воздействия на окружающую среду, загрязнения
атмосферного воздуха углекислым газом,
запыления атмосферы, что создает препятствия
в теплообмене Земли и Космоса, ведет к
потеплению климата планеты.
В целях недопущения негативных изменений
в 1996 г. была принята федеральная целевая
программа «Предотвращения опасных изменений
климата и их отрицательных последствий».[6] Предотвращение
опасных изменений климата и их отрицательных
последствий // Российская газета. 1996. 30
октября. Основными методами реализации
данной программы являются сбор и аналитическая
обработка информации, создание системы
наблюдения, системы предупредительных
мер, ограничение антропогенных выбросов
парниковых газов. В результате реализации
данной программы будет создана нормативно-правовая
база и разработаны научные рекомендации.
По международным экспертным оценкам,
ожидаемый ущерб от изменения климата
при отсутствии адекватных мер по предотвращению
отрицательных последствий его изменения
превысит ущерб, наносимый в настоящее
время в результате стихийных бедствий
и загрязнения окружающей среды.[7] Федеральная целевая
программа «Предотвращение опасных изменений
климата и их отрицательных последствий»
// Российская газета. 1996. 30 октября.
Ко второй группе относятся отдельные
природные объекты. Закон дает их подробный
перечень. Некоторые из них, что важно
отметить, помимо своего естественнонаучного
определения нуждаются еще и в дополнительных
юридических признаках.
Так, земля в законодательстве - это поверхности
земли на глубину ее почвенного слоя. Недрами
называется часть земной коры, расположенная
ниже почвенного слоя и дна водоемов и
простирающаяся до глубин, доступных для
геологического изучения и освоения. В
то же время недрами земли являются и те
участки поверхности земли, которые содержат
полезные ископаемые.
К водам закон относит как поверхностные,
так и подземные воды, а также снега, ледники.
Не включаются в водный фонд почвенная
влага, водоемы, пруды, расположенные в
парках, на дачных участках, на сельхозугодьях.
Такое разграничение имеет значение при
применении водного законодательства
в борьбе с загрязнением, засорением, истощением
вод.
Лесами называют такие совокупности древесно-кустарниковой
растительности, которые произрастают
на землях лесного фонда, отведенных для
этой цели в установленном законом порядке.
При подобных критериях легко разграничивать
лес от иной совокупности растительности,
которая может быть, например, парком и
подчиняться иным экологическим режимам.
Под иной растительностью понимают дикую
и культурную растительность, не вошедшую
в категорию лесов и выполняющую полезащитные,
озеленительные, декоративные функции.
В указанную категорию не входят посевы
сельскохозяйственных культур, плодово-ягодные
насаждения, фруктовые деревья и тому
подобная искусственная растительность,
которая выполняет не экологические, а
экономические, культурные функции.
В понятие «животный мир» входит вся фауна
на территории государства, находящаяся
в диком состоянии. Это наземные животные,
птицы, рыбные запасы, насекомые, различные
микроорганизмы.
К третьей категории объектов окружающей
природной среды Закон относит особо охраняемые
природные территории и объекты, имеющие
заповедное значение.
Следует заметить, что Закон не имеет статьи,
определяющей право собственности на
природные объекты. Во-первых, потому,
что собственность на них - условная категория.
Они создавались самой природой в результате
ее эволюционного развития и, следовательно,
являются общечеловеческим достоянием.
Во-вторых, не все природные объекты, охраняемые
законом, могут быть объектами собственности.
Такой природный объект, как атмосферный
воздух, не может состоять в чьей-либо
собственности по объективным причинам,
как не имеющий материальной субстанции.
В-третьих, собственность на природные
объекты, существующая в цивилизованном
мире, носит, как и вся собственность, не
экологический, а экономический характер.
Государство устанавливает ее не для охраны
природы, а для ведения хозяйства.
^
Все земли, находящиеся в пределах
РФ, составляют единый земельный фонд
страны. Хотя собственность и иные
права на земельные участки
Важной прерогативой управления земельным
фондом является классификация земель
по категориям в зависимости от их целевого
назначения. Это позволяет, во-первых,
не допускать без достаточных оснований
перевод их из одной категории в другую,
во-вторых, осуществлять контроль за режимом
использования земель в зависимости от
их целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель,
сохранение прежде всего сельскохозяйственных
земель, а также недопущение их необоснованного
перевода в менее эффективные формы использования
всегда являлись основными принципами
российского земельного права.
К землям сельскохозяйственного назначения
относятся пашня, выгон, сенокос, сад, огород,
используемые в качестве главного средства
сельскохозяйственного производства.
Площадь земель, предоставленных для сельскохозяйственного
производства, ежегодно сокращается на
сотни тысяч гектаров, что не может не
вызвать тревогу и заставляет задуматься
об экологической и продовольственной
безопасности страны.[8] Боголюбов С.А. Экологическое
право. М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 240.
В действующем законодательстве, отмечает
Е.Ю. Чмыхало, не содержится определения
сельскохозяйственных угодий.[9] Чмыхало Е.Ю. Правовые
проблемы рационального использования
и охраны сельскохозяйственных земель
// Государство и право. 1998. № 4. С. 51. Согласно
земельно-учетной терминологии сельскохозяйственные
угодья - это земельные участки, используемые
в сельскохозяйственном производстве
как его главное средство. В зависимости
от конкретного использования выделяют
и виды сельскохозяйственных угодий, перечисленные
выше.
Сельскохозяйственные угодья составляют
большую часть земель сельскохозяйственного
назначения. Но земли, непосредственно
используемые для выращивания сельскохозяйственной
продукции, имеются и в составе земель
населенных пунктов. В ст. 71 Земельного
кодекса РФ среди прочих видов земель
населенных пунктов названы и земли сельскохозяйственного
использования. Сельскохозяйственные
угодья могут находиться и в составе земель
лесного фонда. В ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса
РФ определено, что к землям лесного фонда
относятся как земли, занятые лесом, так
и нелесные земли, в том числе занятые
сельскохозяйственными угодьями.
Поскольку сельскохозяйственные угодья
- земли, непосредственно используемые
для выращивания сельскохозяйственной
продукции, то наибольшее значение для
них, по мнению Чмыхало, имеют качественные
характеристики, в целях сохранения которых
в земельном законодательстве должны
быть предусмотрены специальные нормы
по охране данной категории земель, так
как в действующем законодательстве не
только отсутствует понятие сельскохозяйственных
угодий, но и не обозначены четко нормы,
обеспечивающие особую охрану указанной
категории земель.
Хотя следует заметить, что отдельные
нормативные положения ЗК РФ в какой-то
мере касаются создания условий для рационального
использования и охраны сельскохозяйственных
угодий. Так, закреплена особая процедура
изменения целевого использования сельскохозяйственных
земель. Однако особенности установлены
лишь при совершении сделки купли-продажи,
когда требуется на это разрешение исполнительного
органа государственной власти субъекта
Федерации.[10] Указ Президента
РФ «О регулировании земельных отношений
и развитии аграрной реформы в России»
от 27.10.93 г. // Собрание актов Президента
и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191; 1993.
№ 52. Ст. 5082. Сложно объяснить, почему только
при продаже земель, используемых в сельскохозяйственном
производстве с изменением целевого назначения,
предусматривается особая процедура.[11] Чмыхало Е.Ю. Указ.
соч. // Государство и право. 1998. № 4. С. 51.
Второй категорией земель являются земли
населенных пунктов. Они используются
как пространственный базис для проживания,
строительства зданий, сооружений, удовлетворения
культурно-бытовых нужд населения.
Индустриализация и научно-технический
прогресс обусловили выделение земель
промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, космического
обеспечения, энергетики, обороны и иного
назначения (ранее они назывались землями
специального назначения).
Самой большой категорией земельного
фонда по площади считаются земли лесного
фонда, режим которых подчиняется правилам
использования, охраны и воспроизводства
лесов на них произрастающих. К землям
водного фонда относятся земли, занятые
водными объектами, водоохранные зоны,
прибрежные полосы. Близки к ним по режиму
использования земли особо охраняемых
территорий - природоохранного, заповедного,
рекреационного назначения. Резервом
являются земли запаса.
Целевое назначение земель - это установленные
правом порядок, условия, пределы использования
земель для конкретных целей в соответствии
с категориями земель.[12] Боголюбов С.А. Экологическое
право. М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 240.
Цель, для которой предоставляют земельные
участки, обязательно указывается в разрешениях
на право пользования (в решении о предоставлении
земельного участка). Поэтому использование
природного объекта не в соответствии
с целевым назначением рассматривается
законодательством как правонарушение
и служит одним из юридических оснований
для аннулирования права пользования
земельным участком.[13] Бринчук М.М. Введение
в экологическое право. М., 1996. С. 13.
Режим использования земли определяется
совокупностью правил эксплуатации, включения
в гражданский оборот, охраны, учета и
мониторинга.
Назначение и режим земель отражаются
в землеустроительной и градостроительной
документации и не являются неизменными
- они систематически пересматриваются
в государственных органах и органах местного
самоуправления.
Категория земель указывается в постановлениях
органов исполнительной власти и решениях
органов местного самоуправления о предоставлении
(передаче) земельных участков или об установлении
особых правовых режимов использования
земель; в свидетельствах, договорах и
иных документах, удостоверяющих права
на землю; документах государственного
земельного кадастра; в документах государственной
регистрации земель, недвижимого имущества.
В отношении каждого вида земель предусматривается
полномочный орган, имеющий право перевода
земель из одной категории в другую. Нарушение
установленной подведомственности перевода
земель из категории в категорию может
явиться основанием для признания недействительными
актов или сделок, для отказа в государственной
регистрации прав на землю.
Государственное управление землями подразделяется
на общее и отраслевое. Общее управление
землями возложено на органы общей и специальной
компетенции и распространяется на все
территории независимо от категорий земель
и форм владения ими. Общее управление
землями возложено на Федеральное Собрание,
Президента, Правительство РФ. Это - органы
общей компетенции.
Государственный комитет России по земельным
ресурсам и землеустройству (Госкомзем)
преобразован Указом Президента РФ «О
структуре федеральных органов исполнительной
власти» в Государственный земельный
комитет Российской Федерации и является
специально уполномоченным государственным
органом в области охраны земель. Таким
образом, Государственный земельный комитет
- орган общего управления специальной
компетенции.
Отраслевое управление осуществляют министерства,
государственные комитеты, федеральные
службы по принципу подведомственности
им предприятий, учреждений, организаций,
которым предоставлены земли. Осуществление
ими управления, как правило, не зависит
от территориального размещения земель.
Задачи перед отраслевым управлением
ставят органы общего государственного
управления.
Определение данного объекта требует
уточнения, так как водное законодательство
разграничивает понятия «вода» и «воды».
Если «воды» - это вся вода, находящаяся
в водных объектах, то есть в естественном
природном состоянии на поверхности суши
в формах ее рельефа либо в недрах, то «вода»
- это изъятое из природной среды вещество,
которое уже не находится в водном объекте.
Оно может быть заключено в резервуарах,
других емкостях, водопроводных трубах
и просто в бытовой посуде для питья и
использовано для повседневных нужд. Отношения,
связанные с использованием «воды», регулируются
гражданским законодательством, как и
другие вещи, находящиеся в товарном обороте.
Отношения же по поводу «вод», то есть
воды, находящейся в окружающей природной
среде и сосредоточенной в водных объектах,
регулируются водным законодательством.
Ограниченность водного пространства
рамками водного объекта имеет важное
значение для определения сферы действия
водного законодательства. Так, если вода,
хотя и находится в окружающей природной
среде (например влага в атмосфере), но
не сосредоточена в водных объектах, то
отношения по поводу этой воды не являются
предметом регулирования водного законодательства.
То же можно сказать о поверхностном стоке
воды (водосборной площади). Безусловно,
сток воды находится непосредственно
в окружающей природной среде, но пока
он не сформировал водного объекта, его
рассеянная в природе вода не образует
предмета водного законодательства.
Закон подразделяет воды на поверхностные
и подземные. Если использование поверхностной
воды водного объекта регулируется исключительно
водным законодательством, то отношения
по поводу использования подземных вод
могут регулироваться не только водным
законодательством, но и законодательством
о недрах.
В определенных случаях, когда речь идет
о водных запасах страны, субъектов РФ,
о планировании их рационального использования
и охраны, о других проблемах хозяйственной
эксплуатации водных объектов, в законодательстве
используется термин «водные ресурсы».
Водные ресурсы - это все находящиеся на
территории РФ поверхностные и подземные
воды. Они могут быть неиспользуемыми
на данный момент природными запасами
воды.
Под водным объектом понимают не только
запас воды, сосредоточенный в определенных
границах на поверхности земли и под землей,
но и те элементы земной коры (или же искусственные
сооружения), которые облегают водную
массу. Вместе с тем, в понятие водного
объекта не входит погруженная, плавающая
и донная растительность, водная живность,
микроорганизмы, а также наносы.
В прежде действовавшем водном законодательстве
к водным объектам относились каналы.
Согласно новому Водному кодексу к поверхностным
водным объектам относятся лишь каналы
«межбассейнового перераспределения
и комплексного использования водных
ресурсов» (ст. 10).[14] Комментарий к Водному
кодексу РФ. М.: Юрид. дом «Юстицинформ»,
1997. С. 22. В соответствии со ст. 5 Водного
кодекса, отношения, связанные с использованием
воды, изъятой из водных объектов, регламентируются
гражданским и иным законодательством
РФ. Отсюда логически вытекает, что оросительные
(ирригационные), а тем более осушительные
каналы, а также многие каналы, служащие
для обводнения отгонных пастбищ, водными
объектами не признаются.
В числе водных объектов ст. 1 ВК РФ называет
«обособленный водный объект». Его определению
отвечают залитые водой карьеры и пруды
- копани. Близки к ним некоторые естественные
впадины, заполненные водой, а также пруды
на ручьях с небольшими скоростями. Поскольку
такие водные объекты, как правило, вмещаются
в рамки одного землепользования, они
принадлежат тому, кто владеет земельным
участком. Правовой режим водного объекта
в таком случае во многом зависит от правового
режима земельного владения.
Ст. 1 ВК не устанавливает минимума водных
масс, которые образуют водные объекты.
Это объясняется тем, что в разных регионах
и климатических зонах хозяйственная
и иная ценность скоплений одинакового
объема воды может быть неравноценной.
Так, в сухостепной зоне даже пересыхающие
к концу лета «блюдца» с водой имеют большое
значение для дикой природы. В более же
северных районах, где много постоянных
водоемов, хозяйственная ценность пересыхающих
мелководий может быть минимальной, скорее
всего они будут рассматриваться как объекты
для осушения.
Формирование Водного законодательства
находится в совместном ведении России
и ее субъектов и состоит из Водного кодекса
РФ 1995 г. и принимаемых в соответствии
с ним нормативных актов.
Водное законодательство регулирует отношения
в области использования и охраны водных
объектов (водные отношения) в целях обеспечения
прав граждан на чистую воду и благоприятную
водную среду: поддержания оптимальных
условий водопользования; качества поверхностных
и подземных вод в состоянии, отвечающем
санитарным и экологическим требованиям;
защиты водных объектов от загрязнения,
засорения и истощения; предотвращения
или ликвидации вредного воздействия
вод, а также сохранения биологического
разнообразия водных экосистем.
Специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной
водного фонда - Министерство природных
ресурсов РФ - осуществляет свои полномочия
непосредственно либо через территориальные
органы. Постановлением Правительства
РФ утверждено Положение об этом Министерстве,
образованном на базе упраздненных Роскомвода
и Роскомнедр.
Основополагающие нормы
Базируясь на конституционных нормах,
ЛК РФ устанавливает правовые основы рационального
использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов, повышения их экологического и
ресурсного потенциала. При этом регулирование
лесных отношений осуществляется с учетом
представлений о лесе как о совокупности
лесной растительности, земли, животного
мира и других компонентов окружающей
природной среды, имеющей важное экологическое,
экономическое и социальное значение.
Такое понятие как «лес» сложилось не
сразу. До XVII в. лес рассматривали, в том
числе в Уложении Алексея Михайловича,
прежде всего как место бортничества,
охоты, как заграждение от набегов врагов.
В XVIII в., при Петре I и Екатерине, лес используют
как корабельный материал для строительства
российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются
и функционируют государственные органы
управления лесом, который становится
средством извлечения прибыли: в 1913 г.
лесная отрасль давала 2% государственного
бюджета (97 млн руб., из которых одна треть
шла на лесное хозяйство).
Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались
новые отношения в области лесопользования.
Экспорт лесной продукции давал значительные
средства для индустриализации и обеспечения
независимости страны.
Плановое ведение лесного хозяйства, его
централизация, наряду с крайностями и
недостатками, позволили наладить надлежащую
государственную охрану лесных ресурсов,
реализовать полезащитные и водоохранные
свойства лесов, бороться с пожарами и
вредителями лесов, в значительной мере
обеспечивать воспроизводство лесов,
снабжать древесиной малолесные районы
страны.
Основы лесного законодательства Союза
ССР и союзных республик (1977 г.) и принятый
вслед за ними Лесной кодекс РСФСР (1978
г.) закрепили исключительную собственность
государства на леса и предоставление
их только в пользование, «оторвали» регулирование
лесных отношений от регулирования земельных,
водных и горных отношений, что было изменено
упомянутыми Основами 1993 г.
Усиление государственных функций в области
лесных отношений и некоторые ограничения
частных форм владения лесами можно наблюдать
в России уже в конце XIX в.: лесоохранительный
закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие
в Свод законов Российской империи) предусматривали
вмешательство государства в права частного
собственника, запрещение бесконтрольного
использования леса, право государства
на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев,
которые нарушают законодательство. Хозяин
леса, признанного защитным, оказывался
под надзором государства, его права ограничивались
настолько, что лес переставал быть источником
прибыли. Созданные лесоохранительные
комитеты включали представителей местных
администраций, губернатора, определяли
социальную значимость лесов с вытекающими
отсюда последствиями.
Учитывая социальную значимость лесов,
Лесной кодекс 1997 г. посвящает специальный
раздел государственному управлению в
области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов.
Он включает три группы норм:
1) об основах государственного управления
(полномочия РФ, ее субъектов, органов
местного самоуправления, основные принципы
государственного управления);
2) о системе органов исполнительной власти
(федеральных, субъектов Федерации, специально
уполномоченных органов государственного
управления в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства природных ресурсов
в порученных Правительством РФ областях
управления);
3) об основах организации лесного хозяйства
(деления лесов на группы и отнесение их
к категориям защитности, порядок установления
возраста рубок и утверждение расчетной
лесосеки, перевод лесных земель из одной
категории в другую, государственный учет
лесного фонда, мониторинг, лесоустройство,
государственный контроль, государственная
охрана лесов).
Государственное управление лесами присуще
и странам с развитой рыночной экономикой.
В Европе не более половины лесных земель
находится в частной собственности, доля
общественных земель варьирует от 15 % в
Исландии до 99 % в Турции. В Канаде общественные
леса составляют 94 %, в США - 39 %. При этом
размежевание собственности и управления
следующее: в Канаде федерации принадлежит
около 1/10, а провинциям - около 9/10 лесов,
находящихся в собственности государства;
в США - на долю федеральных приходится
2/3 государственных лесов, а на долю штатов
и местных общественных образований -
около 1/3 лесов.
Во многих странах идет приобретение государством
частновладельческих лесов, имеющих природоохранные,
заповедные функции. На характере управления
лесами сказываются исторические, социальные,
политические факторы.
В этой связи необходимо обратить внимание
на раздел ЛК РФ, посвященный разделению
споров и ответственности за нарушение
лесного законодательства. Как общее правило
предусматривается судебный порядок разрешения
конфликтов в области лесопользования.
Однако кодекс допускает и административный
порядок разрешения споров - «только в
случаях, предусмотренных федеральным
законом». Комментаторам и правоприменителям
предстоит ответственная работа по выявлению
и толкованию этих случаев.
Сам кодекс не устанавливает новых норм
ответственности: они предусматриваются
соответственно в КоАП РСФСР и в УК РФ,
что обусловлено правилами законодательной
техники, необходимостью сосредоточения
санкций за правонарушения в одном отраслевом
нормативном акте. Тем не менее в Лесном
кодексе подтверждены, во-первых, полномочия
федеральной службы лесного хозяйства
и ее территориальных органов по наложению
штрафов за административные правонарушения,
а во-вторых, оправдавшие себя виды отрицательных
воздействий на правонарушителей: обязанность
возмещения причиненного вреда, недействительность
сделок, совершенных с нарушением лесного
законодательства. Здесь также проявляется
системность российского законодательства,
взаимодействие и «экологизация» различных
отраслей права.[15] Боголюбов С.А. Экологическое
право. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 302.
Лесной фонд РФ является главным объектом
лесных отношений, составляющих предмет
регулирования Лесного кодекса. Характер
этих отношений складывается в связи с
признанием многофункционального значения
лесов. Эволюция лесных отношений в условиях
экологического кризиса, приобретающего
глобальный характер, привела мировое
сообщество к пониманию необходимости
органичного сочетания экологических,
экономических, социальных и культурных
целей в процессе организации неистощительного
использования лесного фонда при обязательном
воспроизводстве извлекаемых из леса
ресурсов, охране и защите лесов и всего
биологического разнообразия.
Исходя из этого положения леса представляют
как лесной биогеоценоз (лесная экосистема)
- органическая совокупность лесной растительности,
земли, животного мира и других компонентов
природной среды, имеющих важное значение.
В правовом отношении актуально закрепляемое
в преамбуле Лесного кодекса понимание
единства, неразрывности указанных компонентов,
в совокупности образующих леса. Владение,
пользование, распоряжение лесным фондом
осуществляется с учетом глобального
экологического значения лесов, исключительной
длительности их выращивания, измеряемой
многими десятками лет, необходимости
воспроизводства извлекаемых ресурсов
и поддержания тех свойств, которые оказывают
благотворное влияние на природную среду.
Леса признаны основным средством производства
в лесном хозяйстве (ст. 6 ЛК), что имеет
важное значение для понимания сущности
экономических отношений, устанавливаемых
Лесным кодексом в процессе пользования
лесным фондом. Правомерно введение понятия
лесных ресурсов (древесина, техническое,
лекарственное сырье, пищевые, кормовые
и другие ресурсы), добываемых при пользовании
лесным фондом, отношения в области использования
которых регулируются гражданским законодательством
и иным законодательством РФ.
Россия является самой многолесной державой
мира. На ее долю приходится 22 % всего лесного
покрова и четверть древесных запасов.
Леса должны играть важную роль в социально-экономическом
развитии страны. Но использование этих
потенциальных возможностей зависит от
эффективности управления ими. Лесной
кодекс ставит своей задачей регулирование
лесных отношений, которые должны обеспечить
рациональное и неистощительное использование
лесов, их охрану, защиту и воспроизводство,
исходя из принципов повышения ресурсного
и экологического потенциала, удовлетворения
потребностей общества в лесных ресурсах
на основе научно-обоснованного многоцелевого
лесопользования.[16] Комментарий к Лесному
кодексу РФ. М.: Норма-Инфра, 1997.
С. 22.
Управление лесопользованием осуществляет
федеральная служба лесного хозяйства.
В юридическом смысле под недрами
понимается часть земной коры, расположенной
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии
- ниже земной поверхности и дна водоемов
и водотоков, простирающейся до глубин,
достигнутых для геологического освоения
и изучения. Такое понятие недр содержится
в преамбуле Закона «О недрах».
Недра не имеют четко обозначенной нижней
границы. С юридической точки зрения они
простираются вплоть до ядра Земли. Таким
образом, получаем конус, основанием которого
является поверхность земного шара в пределах
территории России, занятый органическими
и неорганическими веществами, находящимися
в твердом, жидком и газообразном состоянии,
в простейших структурах или сложных соединениях.
На поверхности земли недра, по существу,
смыкаются с Землей (открытые разработки
угля). Практически охрана недр ограничивается
пределами глубины, которую человек может
реально достичь (например на Кольском
полуострове бурение скважин до 12 км).
Полезность недр для человека и общества
состоит в том, что они являются источником
минерального сырья, ископаемого топлива
и других материалов. Недра удовлетворяют
также научным потребностям. Их используют
для устройства подземных сооружений
и коммуникаций, таких как склады, хранилища,
линии метро, трубопроводы и т.п. Все эти
свойства недр учитывают при разработке
системы мер их правовой охраны.
Таким образом, следует обратить внимание
на то, что юридическое понятие «недра»
не отождествляют с содержащимися в недрах
полезными ископаемыми. Недра более широкое
понятие, чем полезные ископаемые.
Особый вопрос возникает в связи с правовым
режимом подземных вод. Согласно законодательству
о недрах подземные воды - составная часть
недр. Одновременно они входят в состав
водного фонда. Подземные воды - своеобразный
объект природы, порядок использования
и охраны которых регулируется одновременно
горным и водным законодательством (ст.
5 и 17 ВК РФ).
Для горного права специфичны также отношения,
связанные с захоронением радиоактивных
отходов и токсичных веществ. Они регулируются
как законодательством о недрах (ст. 1 Закона
«О недрах»), так и другими федеральными
законами, но ориентированы на принципы
и основные положения, установленные Законом
«О недрах».
Все используемые участки недр, представляющие
собой их геометрические блоки, и неиспользуемые
части недр в пределах территории РФ и
ее континентального шельфа составляют
государственный фонд недр. Это означает,
что все недра находятся в государственной
собственности. Владение, пользование,
распоряжение государственным фондом
недр в пределах территории России в интересах
народов, проживающих на соответствующих
территориях, и всех народов РФ осуществляются
совместно Российской Федерацией и ее
субъектами.
^
Информация о работе Виды и правовой статус объектов особой охраны