Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 07:41, реферат
Под объектами охраны окружающей природной среды понимаются природные объекты, то есть составные части окружающей природной среды, находящиеся в экологической взаимосвязи с природой и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции. Закон выделяет три группы объектов охраны. К первой относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы. Эти объекты имеют глобальное значение. Надо заметить, что Закон охраняет не любые, а лишь естественные экологические системы.
Юридическое понятие животного
мира определено в Федеральном законе
«О животном мире». Это совокупность
живых организмов всех видов диких
животных, постоянно или временно населяющих
территорию Российской Федерации и находящихся
в состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны РФ.
Таким образом, в юридическом отношении
животные признаются дикими, если они:
а) являются компонентами окружающей среды;
б) находятся в состоянии естественной
свободы.
Под охрану закона «О животном мире» взяты
не только животные, являющиеся объектами
охоты и рыболовства, но и все другие животные,
находящиеся в условиях естественной
свободы. Отношения в области охраны и
использования объектов животного мира,
содержащихся в полувольных условиях
или искусственно созданной среде обитания
в целях сохранения ресурса и генетического
фонда объектов животного мира и в иных
научных целях, регулируются Федеральным
законом «О животном мире», другими федеральными
нормативными актами, а также законами
и подзаконными актами субъектов Федерации.
Речь идет об объектах животного мира,
выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках,
которые на определенном этапе интродуцируются
в природную среду.
Домашние животные, а также дикие животные,
содержащиеся в неволе (в зоопарке, аквариумах
и т.п.), не являются объектами животного
мира в смысле законодательства об окружающей
природной среде. Отношения по поводу
таких видов животных регулируются законодательством
других отраслей права (аграрным, гражданским
и иным).
Животный мир издавна служит людям источником
пищевых продуктов, промышленного и лекарственного
сырья, других материальных ценностей,
необходимых для удовлетворения потребностей
человека. [17] Бринчук М.М. Экологическое
прав. М.: Юристъ, 1998. С. 548.
Исходя из особого значения данного объекта
для человека закон регулирует отношения
в области охраны и использования животного
мира и преследует следующие цели.
Первая цель - обеспечение биологического
разнообразия, то есть сохранение множественности
разных видов, образующих экологические
системы, недопустимость исчезновения
каких-либо видов животных в результате
человеческой деятельности и сохранение
множественности модификаций организмов
внутри каждого вида.
Как известно, в глобальном масштабе на
нашей планете учтено примерно 2,5 млн видов
животных. Из них на территории РФ млекопитающих,
птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб
(другие виды не учтены) обитает свыше
1000 видов. Некоторые из них оказались под
угрозой исчезновения (например амурский
тигр). На сохранение данных видов и сориентирован
в значительной мере Закон.
Второй целью названо устойчивое использование
всех компонентов биологического разнообразия,
что означает использование бережное,
научно обоснованное, в допустимых пределах,
с учетом интересов будущих поколений.
Третья цель регулирующего воздействия
закона - создание условий для устойчивого
существования животного мира, то есть
таких условий, при которых можно быть
уверенным, что все виды диких животных
на территории РФ будут существовать длительное
время и никогда не исчезнут. Это связано
главным образом с сохранением благоприятной
для живой природы среды обитания, рациональным
распределением жизненного пространства
между людьми и дикими животными.
Четвертая цель - сохранение генетического
фонда диких животных и иной защиты животного
мира как неотъемлемого элемента природной
среды. Это означает сохранение генетического
материала, содержащего функциональные
единицы наследственности. Задача весьма
сложная, вытекающая из международной
Конвенции о сохранении биоразнообразия
(1992 г.), подписана РФ наряду с еще более
чем 150 государствами.
Как видим, в числе целей Закона не названо
рациональное использование ресурсов
животного мира.[18] Комментарий к закону
РФ «О животном мире» // Законодательство
и экономика. 1996. № 1-2 (119-120).
^
Отдельной категорией объектов охраны
окружающей среды являются особо охраняемые
территории и объекты. В экологическом
праве им уделено повышенное внимание:
они имеют особое природоохранное, научное,
культурное значение, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное назначение, изымаются
частично или полностью из хозяйственного
использования, для них устанавливается
режим специальной охраны с учетом особенностей
их статуса.
На сегодняшний день в Российской Федерации
насчитывается 95 государственных природных
заповедников федерального значения общей
площадью более 31 млн га, в том числе сухопутной
(со внутренними водоемами) - более 26 млн
га, что составляет 1,53 % всей территории
России. Заповедники расположены на территории
18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных
округов. Подавляющее большинство (88) государственных
природных заповедников находится в непосредственном
управлении Государственного комитета
по охране окружающей среды, один - в системе
Минобразования, четыре - в ведении Российской
академии наук, один - в ведении Рослесхоза.
Государственные природные заповедники
имеют статус природоохранных, научно-исследовательских
и эколого-просветительских учреждений,
в которых трудятся около 5 тысяч штатных
сотрудников. История создания общегосударственных
заповедников насчитывает 80 лет, первый
такой заповедник был создан еще в конце
1916 г. - это знаменитый Баргузинский заповедник
на Байкале, функционирующий и в наши дни.
Национальные парки в Российской Федерации
стали создавать с 1983 г., на сегодняшний
день в России имеется 32 национальных
парка (10,6 % всей территории страны). Практически
все национальные парки находятся в ведении
Федеральной службы лесного хозяйства
России и только 2 («Переславский» и «Лосиный
Остров») находятся в ведении соответственно
администрации Ярославской области и
правительства г. Москвы.
Неповторимость системы заповедников
и национальных парков России, их роль
в сохранении природного наследия и биологического
разнообразия признаны во всем мире. Восемнадцать
российских заповедников имеют международный
статус биосферных резерватов (им выданы
соответствующие сертификаты ЮНЕСКО),
пять заповедников и четыре национальных
парка находятся под юрисдикцией Всемирной
конвенции о сохранении культурного и
природного наследия, восемь заповедников
и один национальный парк подпадают под
юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных
угодьях, имеющих международное значение,
два заповедника имеют дипломы Совета
Европы.
В соответствии с Указом Президента РФ
«Об особо охраняемых природных территориях»
от 2 октября 1992 г. до конца 2005 г. в России
планируется создать еще несколько десятков
новых заповедников и национальных парков.
В большинстве государств мира, имеющих
обширную систему общенациональных природных
резерватов с инфраструктурой хозяйственных
учреждений, для непосредственного руководства
ими создаются специализированные управленческие
структуры со всей полнотой административных
функций. Так, в США федеральная Служба
национальных парков осуществляет управление
примерно 350 федеральными резерватами
различного статуса. Причем финансовую
политику в национальных парках США определяют
именно в Службе национальных парков,
а не в иных службах Министерства внутренних
ресурсов, где эта Служба находится. Аналогичные
службы существуют в Канаде, Австралии,
Танзании.
В последние годы подобная практика находит
признание и в странах СНГ. Так, несмотря
на сложную социально-экономическую ситуацию,
в Грузии сочли целесообразным передать
государственные заповедники в подчинение
самостоятельного Главка при Совете Министров.
13 марта 1995 г. постановлением Совета Министров
Украины создано Главное управление по
национальным паркам и заповедному делу
Минэкобезопасности Украины.
В истории заповедного дела в России были
и иные времена. С 1934 г. по 1951 г. в стране
функционировал Комитет по заповедникам
при Правительстве РСФСР (до 1936 г. - при
Президиуме ВЦИК). Возглавляемый авторитетными
государственными деятелями, имея в составе
центрального аппарата профессионалов
заповедного дела, этот Комитет осуществлял
государственное управление системой
заповедников. Сеть их непрерывно развивалась,
укреплялась материальная база, в самих
заповедниках трудились многие основоположники
отечественной полевой экологии. Комитет
издавал собственный бюллетень. Комитет
был ликвидирован в ходе трагического
разгрома заповедной системы страны в
1951 г., преодолеть негативные последствия
которого отечественное заповедное дело
не может до сих пор.
Особо охраняемые территории относятся
к объектам общенационального достояния.
Регулирование их охраны осуществляется
на основании Федерального закона «Об
особо охраняемых природных территориях»
1995 г. С учетом специфики режима особо
охраняемых природных территорий и статуса
находящихся на них природоохраняемых
учреждений различают следующие категории
указанных территорий:
а) государственные природные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические
сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности
и курорты.
Особо охраняемые природные территории
могут иметь федеральное, региональное
или местное значение; они являются соответственно
федеральной собственностью и находятся
в ведении федеральных органов государственной
власти, собственностью субъектов Федерации
и находятся в ведении органов государственной
власти субъектов Федерации; собственностью
муниципальных образований и находятся
в ведении органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природные территории
федерального и регионального значения
определяются соответственно Правительством
РФ и органами исполнительной власти субъектов
РФ. Особо охраняемые природные территории
местного значения определяются в порядке,
установленном законами и иными нормативными
актами субъектов Федерации.
Закон Республики Тыва «Об особо охраняемых
природных территориях Республики Тыва»
предусматривает, в частности, организацию
таких особо охраняемых природных территорий,
как этноприродные парки, государственные
природные микрозаповедники и охраняемые
водно-болотные угодья. Закон Республики
Хакасия «Об особо охраняемых природных
территориях и объектах Республики Хакасия»
- эколого-этнические, ландшафтно-исторические
и эколого-рекреационные зоны. Закон Республики
Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных
территориях» - национальные природные
резерваты и охраняемые ландшафты. Закон
Красноярского края «Об особо охраняемых
природных территориях в Красноярском
крае» - государственные природные микрозаповедники,
государственные природные микрозаказники,
охраняемые водно-болотные угодья, биологические
станции (учебно-научные стационары).[19] Закон Красноярского
края «Об особо охраняемых природных территориях
Красноярского края» // Красноярский рабочий.
1995. 14 октября.
Опыт создания специальных категорий
особо охраняемых природных территорий
на местном муниципальном уровне пока
незначителен. Из наиболее удачных примеров
следует отметить экологический парк
«Черное озеро» в Засвияжском районе г.
Ульяновска, созданный постановлением
мэра г. Ульяновска «О создании экологического
парка «Черное озеро» от 22 апреля 1993 г.[20] Боголюбов С.А. Экологическое
право. М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 346.
1. Закон «Об охране окружающей природной
среды» от 19.04.91г. // Ведомости. 1992. № 10. Ст.
457, 459; 1993. № 28. Ст. 1111.
2. Положение о порядке ввоза в РФ и вывоза
из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции: утверждено постановлением
Правительства РФ от 8 мая. 1996 г. № 563 // Собрание
законодательства. 1996. № 20. Ст. 2353.
3. База данных по законодательству «Эталон»
для ПЭВМ НИПИ при Минюсте РФ. Экологическое
право России: Сб. нормативных правовых
актов и документов. М.: БЕК, 1997.
4. Справочная система «Гарант» НПП «Гарант-Сервис».
5. Положение о межведомственной комиссии
по охране озонового слоя // Российская
газета. 1997. 6 июня.
6. Предотвращение опасных изменений климата
и их отрицательных последствий // Российская
газета. 1996. 30 октября.
7. Федеральная целевая программа «Предотвращение
опасных изменений климата и их отрицательных
последствий» // Российская газета. 1996.
30 октября.
8. Боголюбов С.А. Экологическое право.
М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 240.
9. Чмыхало Е.Ю. Правовые проблемы рационального
использования и охраны сельскохозяйственных
земель // Государство и право. 1998. № 4. С.
51.
10. Указ Президента РФ «О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России» от 27.10.93 г. // Собрание
актов Президента и Правительства РФ.
1993. № 44. Ст. 4191; 1993. № 52. Ст. 5082.
11. Чмыхало Е.Ю. Указ. соч. // Государство
и право. 1998. № 4. С. 51.
12. Боголюбов С.А. Экологическое право.
М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 240.
13. Бринчук М.М. Введение в экологическое
право. М., 1996. С. 13.
14. Комментарий к Водному кодексу РФ. М.:
Юрид. дом «Юстицинформ», 1997. С. 22.
15. Боголюбов С.А. Экологическое право.
М.: Норма-Инфра, 1998. С. 302.
16. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.:
Норма-Инфра, 1997.
С. 22.
17. Бринчук М.М. Экологическое прав. М.:
Юристъ, 1998. С. 548.
18. Комментарий к закону РФ «О животном
мире» // Законодательство и экономика.
1996. № 1-2 (119-120).
19. Закон Красноярского края «Об особо
охраняемых природных территориях Красноярского
края» // Красноярский рабочий. 1995. 14 октября.
20. Боголюбов С.А. Экологическое право.
М.: Норма-Инфра, 1998.
С. 346.
Информация о работе Виды и правовой статус объектов особой охраны