Загрязнение мирового океана, его правовая защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидросферы, тогда как воды суши содержат всего лишь 1 %, а в ледниках сковано только 2 %.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА, ЕГО ЗАГРЯЗНЕНИЕ 5
1.1. Значение Мирового океана 5
1.2. Загрязнение Мирового океана 9
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 12
2.1. Правовой статус Мирового океана 12
2.2. Охрана Мирового океана от загрязнения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ: 27

Файлы: 1 файл

Мировой океан(1).doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

     Многие  страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

  • Тепловое загрязнение

     Тепловое  загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий  возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и  некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 кв. км. Более устойчивая температурная стратификация препятствует водообмену поверхностным и донным слоем. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество. Усиливается видовое разнообразие фитопланктона и всей флоры водорослей.

     Итак, бурное развитие техники и технологии привело к вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов океана, а его проблемы приобрели глобальный характер. Этих проблем достаточно много. Они связаны с загрязнением океана, снижением его биологической продуктивности, освоением минеральных и энергетических ресурсов.6

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

2.1. Правовой статус Мирового океана

 

     Режим морских пространств устанавливается  под влиянием двух факторов: необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех государств, с одной стороны, и учета интересов прибрежных государств – с другой1.

     Рассмотрим  в отдельности правовой режим  каждого из пространств Мирового океана.

    1. Правовой режим внутренних (морских) вод.

     К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 года относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод)2.

     Внутренние (морские) воды являются частью территории прибрежного государства, которое  пользуется в них своим суверенитетом, как и на сухопутной территории, безо всяких исключений.

     Правовой  режим внутренних (морских) вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

    1. Правовой режим территориального моря.

     Под территориальным морем понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

     В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (ст. 3).

     Правовой  режим территориального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г.

     В соответствии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

    1. Правовой режим прилежащей зоны.

     Под прилежащей зоной понимается зона, прилегающая к территориальному морю и в пределах которой прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях.

     Правовой  режим прилежащей зоны определяется Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г. Положения международного права относительно прилежащих зон также нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.

     Ширина  прилежащей зоны составляет 24 морские  мили, которые отсчитываются от тех  же исходных линий, что и ширина территориального моря. Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях недопущения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного государства, а также в целях наказания за нарушения таких законов и правил.

     Прибрежное  государство может установить прилежащую зону, в которой осуществляются все виды контроля, либо может установить такую прилежащую зону, в которой будут осуществляться лишь один или несколько видов контроля. Государства обязаны объявлять об установлении тех или иных прилежащих зон.

    1. Правовой режим архипелажных вод.

     Архипелажные  воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна, как правило, превышать 100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы, может составлять от 1:1 до 9:1. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства-архипелаги могут использовать до 3% от общего числа исходных линий, замыкающих архипелаг, до максимальной длины в 125 морских миль.

     Правовой  режим архипелажных вод определяется тем, что на них распространяется суверенитет государства-архипелага. Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажные водами и на их дно и недра. Суверенитет государства-архипелага над архипелажными водами осуществляется с соблюдением норм международного права, зафиксированных в Конвенции ООН 1982 года.

     Правовой  режим архипелажных вод характеризуется  тем, что для иностранных судов устанавливается, как общее правило, право мирного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международного судоходства Конвенция 1982 года предусматривает право архипелажного прохода. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

    1. Правовой режим исключительной экономической зоны.

     Исключительная  экономическая зона представляет собой  район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему1. Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

     В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Прибрежному государству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды. Особые права принадлежат прибрежному государству в отношении живых ресурсов. Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствующего согласия или разрешения прибрежного государства. В частности, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в исключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений.

     Юрисдикция  прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам1.

    1. Правовой режим континентального шельфа.

     Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

     Права прибрежных государств в пределах континентального шельфа являются исключительными. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок и проведение бурильных работ. Оно может разрешать и регулировать осуществление данных видов деятельности. Необходимо отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

     Другие  государства обладают правом прокладки  подводных трубопроводов и кабелей на континентальном шельфе. Однако определение трассы для подводных трубопроводов и кабелей осуществляется по согласованию с прибрежным государством, которое не должно препятствовать такой прокладке.

    1. Правовой режим открытого моря.

     Открытое  море находится в общем и равном пользовании всех государств. Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип носит общий характер. Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.

    1. Правовой режим Района морского дна.

     Основу  правового режима Района определяют следующие принципы. Во-первых, Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Во-вторых, ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов. В-третьих, все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Эти ресурсы не подлежат отчуждению иначе, как на основании международного права. В-четвертых, государства, физические и юридические лица могут претендовать на права или на полезные ископаемые, добываемые в Районе. В-пятых, государства несут ответственность за ущерб, причиненный в результате невыполнения своих обязанностей в связи с деятельностью в Районе. В-шестых, Район используется исключительно в мирных целях. В-седьмых, морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества.

     Особенностью  правового режима является то, что деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Деятельность в районе осуществляют Орган и государства. Государства осуществляют свою деятельность на основе письменного плана работы, утвержденного Советом Органа.

    1. Правовой режим проливов.

     Международные проливы соединяют моря, омывающие  берега различных государств, и играют большую роль в международном  судоходстве. Проливы, ведущие к  внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.

     Государства, граничащие с проливами, обязаны  не препятствовать транзитному проходу  и сообщать о любой опасности  для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещено. В том случае, если пролив соединяет территориальное море какого-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного прохода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный проход в указанных проливах не может быть даже временно приостановлен.9  

 

2.2. Охрана Мирового океана  от загрязнения

 

     Загрязнение морской среды означает привнесение  человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которые приводят или могут привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

     Согласно  ст. 192 Конвенции 1982 г. государства обязаны  защищать и сохранять морскую среду. Они сотрудничают на всемирной или региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих Конвенции 1982 г., для зашиты и сохранения морской среды с учетом характерных особенностей.10

Информация о работе Загрязнение мирового океана, его правовая защита