Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа
Площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидросферы, тогда как воды суши содержат всего лишь 1 %, а в ледниках сковано только 2 %.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА, ЕГО ЗАГРЯЗНЕНИЕ 5
1.1. Значение Мирового океана 5
1.2. Загрязнение Мирового океана 9
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ 12
2.1. Правовой статус Мирового океана 12
2.2. Охрана Мирового океана от загрязнения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ: 27
Нормы, касающиеся предотвращения загрязнения Мирового океана, закреплены в универсальных и региональных конвенциях.
К
универсальным относятся
Региональными являются, например. Конвенция по защите морской среды Балтийского моря 1992 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и т. д.11
Международная конвенция 1977/78г. объявляет ряд акваторий Мирового океана особыми районами. Таковыми, в частности, являются Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря. В особом районе запрещается любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с любого нефтяного танкера и любого судна валовой вместимостью 400 per. т и более, не являющегося нефтяным танкером. Нефтяные остатки, которые не могут быть сброшены в море, сохраняются на борту и сбрасываются в приемные сооружения.
Эта Конвенция запрещает сброс в море сточных вод, всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Конвенция запрещает также сброс в море ядерных веществ, представляющих опасность для живых морских ресурсов и здоровья человека.
Конвенцией 1972 г. запрещается сброс с судов, самолетов и платформ сырой и топливной смеси, тяжелого дизельного топлива и смазочных масел, гидравлической жидкости, а также смесей любых из этих веществ, погруженных на суда с целью сброса.12
Вопросы имущественной ответственности за загрязнение морской среды регламентируются Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1984г. С этой Конвенцией близко смыкается Международная конвенция об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 г. Фонд выплачивает компенсации любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полное и достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции об ответственности 1984 г.
Ущербом от загрязнения не признаются разумные расходы и пожертвования, произведенные собственником судна добровольно с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения. Фонд освобождается от всякой ответственности, если ущерб от загрязнения явился результатом умышленной вины самого собственника судна. В феврале 2004 г. Дипломатическая конференция одобрила Международную конвенцию о контроле водяного балласта и осадков судов и управления ими.
Охрана среды основных морских пространств. Помимо универсальных конвенций, распространяющихся на Мировой океан в целом, имеется большое число специальных международных документов, регламентирующих предотвращение загрязнения конкретных морских пространств:
- Конвенция об открытом море 1958 г. (Россия участвует в ней с 20 октября 1960 г.) Каждое государство обязуется издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр (ст. 24). Согласно ст. 25 Конвенции каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов (ст. 25).13
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. В частности, ст. 211 Конвенции регламентирует вопросы предотвращения загрязнения с судов.
- Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1983г. предъявляет к стационарным и плавучим буровым установкам, используемым для разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна, такие же требования, как и к судам валовой вместимостью 400 per. т и более. С них запрещается сброс в море нефти и нефтеводяной смеси, за исключением случаев, когда содержание нефти без разбавления не превышает 15частей на 1 миллион.
- Конвенция по сбросу 1972 г. регламентирует удаление в море отходов или других материалов, в том числе в районе континентального шельфа. В Российской Федерации эти вопросы регламентируются Правилами выдачи разрешения на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса 1983 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
- Зашита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25 октября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Российская Федерация в своей экономической зоне осуществляет юрисдикцию в отношении зашиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.14
- Законодательство Ганы (Закон о морской зоне 1986 г.) провозглашает юрисдикцию в 200-мильной зоне в области предотвращения загрязнения. За нарушение соответствующих правил виновное лицо подвергается штрафу в размере 500 тыс. долл. США или подвергается тюремному заключению на срок до 12 лет. Согласно Декрету Румынского правительства от 25 апреля 1986 г. за нарушение режима рыболовства в исключительной экономической зоне виновное лицо подвергается штрафу в размере от 1 до 2 млн лей. Дополнительно компетентные органы могут конфисковать судно или его оборудование.
- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская конвенция). Согласно ст. 3 Конвенции договаривающиеся стороны применяют принцип «загрязнитель платит». Они же обеспечивают проведение измерений и расчетов сбросов в волу и выбросов в атмосферу из рассредоточенных источников научно обоснованными методами в целях оценки состояния морской среды.15
- Конференция полномочных представителей прибрежных государств Средиземноморья в феврале 1976 г. одобрила Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения, протоколы о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью или другими веществами в случае аварии, материалы, касающиеся создания Регионального центра и субрегиональных центров. Положение об арбитраже.
- Конвенция о защите Черного моря от загрязнения одобрена на Конференции в Бухаресте 21 апреля 1992 г. (вступила в силу 15 января 1994г., Россия — участница) представителями Болгарии, России, Румынии, Турции, Украины и Грузии.16
- Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания 9 июня 1969г. заключили Соглашение о сотрудничестве в вопросах предотвращения загрязнения Северного моря нефтепродуктами.
- В 1978 г. Бахрейн, Ирак, Иран, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты заключили Конвенцию об охране и улучшении морской среды и прибрежных районов (вступила в силу 1 июля 1979 г.). Эти государства обязались индивидуально и совместно предпринимать все необходимые меры по охране морской среды и предотвращению ее загрязнения различными поллютантами. Договаривающиеся государства одобряют национальные стандарты, законы, правила по предотвращению загрязнения моря и согласовывают свою природоохранную политику. Конвенция касается проблемы предотвращения загрязнения среды при разработке минеральных ресурсов морского дна.
- В 1983 г. заключена Конвенция по охране и улучшению морской среды Карибского региона. Конвенция не распространяется на внутренние воды. В соответствии со ст. 4 договаривающиеся стороны должны индивидуально или совместно предпринять в рамках международного права необходимые меры по охране, уменьшению и контролю за загрязнением в конвенционном районе.
Таким
образом, в настоящее время действует
более 100 универсальных и региональных
договоров по охране Мирового океана.
Помимо универсальных договоров государствами
заключено более 100 региональных и двусторонних
конвенций и соглашений. Эти и другие конвенции
содержат перечень обязательств государств
по охране Мирового океана от загрязнений.17
Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из них поступает более половины кислорода, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать её избыток. На дне Мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору. Именно Мировой океан стал колыбелью жизни на Земле, сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты.
Использование океана особенно увеличивалось за последние годы, что резко усилило нагрузку на него. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана.
Мировой океан является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности. Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества.
Охрана Мирового океана должна проводиться не только физически, проводя различные исследования по очищению воды и внедрения новых методов и способов очистки, но должна основываться и на законодательствах и правовых документах, определяющих обязанности людей охранять морскую среду.
Проблема загрязнения Мирового океана – это проблема будущего всей цивилизации, так как от того, насколько разумно человечество их разрешит, зависит и его будущее. Решение этих проблем требует согласованных международных мер по координации использования океана. В последние годы принят ряд многосторонних и региональных соглашений, ограничивающих загрязнение вод океана. Однако экономические проблемы его настолько остры, что необходимо переходить к более кардинальным мерам
1979 г. // Постановление Правительства РФ от 11.06.2000 N 657// Собрание законодательства РФ, 20.06.2000, N 8, ст. 880
Информация о работе Загрязнение мирового океана, его правовая защита