Защита от микробиологического загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Биологическое загрязнение 4
3. Биологические загрязнения и болезни человека 6
4. «Долина смерти» 7
5. Защита от микробиологического загрязнения 8
6. Заключение 10

Файлы: 1 файл

биологическое воздействие.docx

— 37.15 Кб (Скачать файл)

1. Запрещаются производство, разведение  и использование растений, животных  и других организмов, не свойственных  естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.  
    2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов, применении технологий, связанных с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, природоохранные нормативы, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.  
        3.Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.

 

1. Часть первая комментируемой статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур.

Ратифицированная  Российской Федерацией Конвенция о  биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) предусматривает два режима сохранения компонентов биологического разнообразия:

а) сохранение экосистем  и естественных мест обитания, а  также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов  в их естественной среде, а применительно  к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой  они приобрели свои отличительные признаки;

б) сохранение компонентов  биологического разнообразия вне их естественных мест обитания.

В соответствии с  положениями Международной Конвенции  по защите растений (Рим, 1951 г.), договаривающиеся государства контролируют ввоз растений и части их, включая семена, в  том числе, государства наделяются правом регламентировать порядок ввоза  растений и растительных продуктов  и с этой целью устанавливать  ограничения или запреты на ввоз определенных растений или растительных продуктов. В случае установления таких  ограничений или запретов государства  должны публиковать такие сведения и сообщать об этом службам по защите растений других стран и Продовольственную  и сельскохозяйственную организацию  ООН (ФАО). Каждая партия груза, в соответствии с положениями Конвенции, сопровождается фитосанитарными удостоверениями, подтверждающими надлежащее фитосанитарное состояние и происхождение грузов растений.

Таким образом, международная  политика в сфере регулирования  биологического воздействия направлена на ограничение чужеродного вмешательства  в естественные экосистемы, приоритетного  сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде, что нашло подтверждение в  положениях действующего экологического законодательства.

Требования части  первой комментируемой статьи, необходимые  к соблюдению юридическими и физическими  лицами при осуществлении деятельности по производству, разведению и использованию  растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим  системам, можно разделить на три  группы:

а) разработка эффективных  мер по предотвращению неконтролируемого  размножения растений, животных и  других организмов;

б) получение положительного заключения государственной экологической  экспертизы;

в) выдача разрешений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное  управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов  исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством  Российской Федерации.

Основной целью  указанных требований является недопущение  превышения численности живых организмов сверх допустимой в естественных условиях предельной нормы. При этом негативное воздействие на природу  может оказывать как превышение численности санитарно опасных  живых организмов (крыс и т.д.), так  и не контролируемое увеличение количества полезных объектов животного мира.

Требование по проведению государственной экологической  экспертизы принято во исполнение положений  ст. 14 Конвенции о биологическом  разнообразии, закрепляющей обязательство  договаривающихся государств по проведению экологической экспертизы проектов, которые могут оказывать существенное воздействие на биологическое разнообразие в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий, и  обеспечению участия общественности в проведении экологической экспертизы.

Законодательством Российской Федерации государственная  экологическая экспертиза названа  обязательной мерой охраны животного  мира при принятии хозяйственных  решений, способных повлиять на объекты  животного мира и среду их обитания.

Анализируя содержание основополагающих нормативно-правовых актов в области экологической  экспертизы, охраны животного мира и охраны окружающей среды от негативного  биологического воздействия, необходимо констатировать, что производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным  путем, не является самостоятельным  объектом экологической экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае принятия нормативно-технических и  инструктивно-методических документов, регулирующих осуществление производства, разведения и использования растений и животных, проектов федеральных  и региональных целевых программ.

Помимо обязательного  проведения экологической экспертизы, часть первая комментируемой статьи содержит требование об обязательном получении разрешений федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области  охраны окружающей среды, иных федеральных  органов исполнительной власти в  соответствии с их компетенцией и  законодательством РФ на осуществление  деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам.

Данное правило  основывается на международном принципе приоритетного сохранения компонентов  биологического разнообразия в их естественной среде. В законодательстве о животном мире содержится требование о получении  разрешений специально уполномоченных государственных органов РФ по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и среды  обитания, во-первых, на переселение  объектов животного мира в новые  места обитания, во-вторых, на акклиматизацию новых для фауны РФ объектов животного  мира, и, в-третьих, на проведение мероприятий  по гибридизации объектов животного  мира.

В действующих нормативно-правовых актах разрешительные документы  на осуществление вышеуказанных  видов деятельности, связанных с  воздействием на объекты животного  мира и среду их обитания, именуются  по-разному.

2. Часть вторая комментируемой статьи посвящена вопросам защиты от негативного воздействия микроорганизмов на различных стадиях функционирования опасных производственных объектов.

В соответствии с  Законом о промышленной безопасности, под опасным производственным объектом понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

Обозначено пять категорий таких объектов. К первой категории относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества. Опасные вещества рассматриваемый федеральный закон определяет как воспламеняющие, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, иные, представляющие опасность для окружающей среды, вещества. Ко второй и третьей категории относятся опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, способное причинить вред жизни и здоровью человека, а также негативно повлиять на состояние окружающей среды (например, оборудование, работающее под давлением, стационарно установленные грузоподъемные механизмы). К четвертой и пятой категории относятся опасные объекты по видам и результатам выполняемых работ (на которых производится обработка черных и цветных металлов, ведутся горные работы). Все опасные производственные объекты подлежат занесению в реестр, который ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Закон о промышленной безопасности прямо не предусматривает  требований, направленных на защиту от негативного биологического воздействия  при осуществлении производственной деятельности. Тем не менее, его положения  направлены на обеспечение требований промышленной безопасности, под которыми понимаются условия, запреты, ограничения  и другие обязательные требования, содержащиеся в действующем законодательстве, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. К таким требованиям относятся: проведение экспертизы промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности особо опасных производств, лицензирование видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, осуществление производственного контроля на таких объектах и другие требования.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать  нормам в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической  безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также  требованиям государственных стандартов. В качестве конечной цели рассматриваемых  требований видится обеспечение  промышленной безопасности различных  видов опасных производств.

Требования об обеспечении  защиты от негативного биологического воздействия при функционировании опасных производственных объектов являются, в основном, предметом  регулирования природоохранного законодательства.

В отношении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном  воздухе существуют две разновидности  ПДК - максимально-разовая и среднесуточная, отличие которых обусловливается  лимитирующим показателем вредности  вещества. Лимитирующий (определяющий) показатель вредности характеризует  две направленности биологического действия вещества:

- рефлекторное действие, т.е. реакция со стороны рецепторов  верхних дыхательных путей - ощущение  запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.п. Указанные  эффекты возникают при кратковременном  воздействии вредных веществ,  поэтому рефлекторное действие  лежит в основе установления  максимально-разовой ПДК (ПДК  м.р.), учитывающей так называемые залповые, массивные выбросы загрязняющих веществ и характеризует разовое, одномоментное рефлекторное влияние загрязнения атмосферного воздуха на организм человека;

- резорбтивное воздействие,  т.е. возможность развития общетоксических,  мутагенных, канцерогенных и других  эффектов, возникновение которых  зависит не только от концентрации  вещества в воздухе, но и  длительности его вдыхания. С  целью предупреждения развития  резорбтивного действия устанавливается  среднесуточная ПДК (ПДК с.с.), которая учитывает как пиковые,  так и наименьшие концентрации  атмосферных загрязнений, которые  имеют место в течение суток.

В отличие от загрязняющих веществ, ПДК м.р. для микроорганизмов  в воздухе не устанавливаются, поскольку  микроорганизмы обладают только резорбтивным воздействием на организм человека и  присутствуют в атмосферном воздухе  и в воздухе рабочей зоны в  виде аэрозоля.

Такие нормативы  устанавливаются на основании комплексных  токсикологических, иммунологических и бактериологических исследований и представляют собой концентрации микроорганизмов, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов и не более 40 часов в  неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний  или отклонений в состоянии здоровья человека, а также не оказывать  воздействие на будущие поколения  людей. Рабочей зоной, на которую  распространяется действие нормативов, является пространство высотой до 2-х  метров над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного  или временного пребывания работающих.

3. В части третьей комментируемой статьи содержится обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов. Закрепленные рассматриваемой частью комментируемой статьи обязанности корреспондируют иным статьям данного закона и положениям иных нормативно-правовых актов.

Во-первых, ст.ст. 22 и 23, закрепляющим основы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду и предусматривающим установление нормативов выбросов и сбросов микроорганизмов  в окружающую среду, исходя из нормативов допустимой нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Как и в отношении осуществления  деятельности, сопряженной с выбросами  и сбросами химических веществ в  атмосферу и водные объекты, поступление  микроорганизмов в окружающую среду  в результате антропогенной деятельности является правомерным лишь при наличии  разрешения, выданного компетентным органом исполнительной власти - Федеральной  службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Информация о работе Защита от микробиологического загрязнения