Земля как объект охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы. Исследование земли как объекта окружающей среды.
Задачи контрольной работы:
1. Категории классификации земель.
2. Рассмотрение экологических требований и эксплуатации земель.
3. Цели земельной и аграрной реформы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Управление земельным фондом 5
1.1. Классификация земель 5
1.2. Роль целевого назначения земель 6
1.3. Органы государственного управления земельным фондом 6
Глава 2. Общие экономические требования 8
2.1. Проектирование 8
2.2. Строительство и реконструкция 8
2.3. Ввод в эксплуатацию 8
2.4. Эксплуатация объектов 9
Глава 3. Экологические требования к землевладельцам 10
3.1. Специфические требования 10
3.2. Мелиорация 12
3.3. Химизация 13
Глава 4. Значение земельной реформы 15
4.1. Цели земельной и аграрной реформы 15
4.2. Экологические задачи земельной реформы 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20

Файлы: 1 файл

конт эк право.docx

— 111.65 Кб (Скачать файл)

Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19.12.91 г. в ст. 40-44 предусматривает общие экологические  требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе  в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Например, при размещении надо учитывать не только ближайшие, но и отдаленные последствия деятельности объектов – экологические, экономические, демографические, нравственные; должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния населения.

 

 

 

 

3. Экологические  требования к землевладельцам

3.1. Специфические  требования

Животноводческие фермы  и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые  санитарно-защитные зоны и очистные сооружения. Нарушение указанных требований может повлечь ограничения, приостановления, либо прекращения экологически вредной деятельности сельскохозяйственной и других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.

Санитарные правила предусматривается  порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических средств защиты растений по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве и Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве.

Согласно этим документам хранение пестицидов и минеральных удобрений  должно осуществляться в специально построенных для этого складских  помещениях. Склады строятся на основании СНиП 11-108-78, где предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов. Строительство животноводческих ферм, складов должно учитывать наветренную и подветренную сторону по отношению к населенному пункту, к другим землевладельцам, наличие водо-охранных зон малых рек и рыбохозяйственных водоемов. В частности, запрещается строительство складов, пестицидов, минеральных удобрений, ГСМ, животноводческих ферм, в водо-охранных зонах малых рек и ближе двух километров от рыбохозяйственных водоемов. Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения населения (ст. 16 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), в первой и второй зонах округов санитарной охраны курортов (ст. 31 ЗК РФ)9, на землях заповедников и заповедных зон природных парков (ст. 30 ЗК РФ). Экологические требования предъявляются к строительству объектов в особых природных условиях. Для противооползневых и противообвальных защитных сооружений необходимо разрабатывать мероприятия:

- по устойчивости склонов и  откосов;

- размещению грунта и его  складированию, не допуская каких-либо  отвалов в оползневой зоне;

- организации водоотвода;

- водопонижению и закреплению  грунтов.

Экологические требования к охране окружающей среды могут предусматриваться  в проектах производства работ. Состав и содержание мероприятий и задач  примерно такие же, что и для  проекта организации строительства. Разница лишь в том, что в ППР  в более детальном виде отображаются вопросы охраны окружающей среды  непосредственно на объекте, где  сосредоточены основные источники  загрязнения.

3.2. Мелиорация

Мелиорация  — комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. В соответствии со ст. 47 Закона «об охране окружающей природной среды при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем» надо принимать все необходимые меры по соблюдению экономного использования земель, лесов.

Согласно ст. 103 ЗК РФ, оценка отрицательного влияния на состояние  земель и эффективность предусмотренных  защитных мероприятий производится по результатам государственной  санитарно-гигиенической и экологической  экспертизы, без положительных заключений которых запрещается внедрение  новой техники и технологий, осуществление  программ по мелиорации земель, строительство  и реконструкция предприятий  и других объектов10.

Проектирование мелиоративных  систем и сооружений осуществляется на основе требований СНиП 2.06.03-85, границы мелиоративных определяются с учетом территориальных комплексных схем охраны малых рек, границ заказников, памятников природы.

3.3. Химизация

Потенциальную опасность для земель и всей окружающей среды представляет химизация. Химизация — процесс производства и применения химических продуктов в народном хозяйстве и быту, внедрение химических методов, процессов и материалов в народное хозяйство.

Химизация как процесс развивается  по двум направлениям: применение при производстве различной продукции прогрессивных химических технологий; производство и широкое применение химических материалов в народном хозяйстве и быту.

В общем плане химизация позволяет:

• резко интенсифицировать технологические  процессы и тем самым увеличить  выпуск продукции в единицу времени;

• снизить материалоемкость общественного  и промышленного производства. Так, 1 т пластмассы заменит 5 т металла;

• снизить трудоемкость продукции  за счет внедрения робототехники;

• существенно расширить номенклатуру;

• ускорить темпы НТП..

Главной организацией, занимающейся надзором в этой области, является Госсанэпидемнадзор, включенный в систему Министерства здравоохранения РФ. Органы Госсанэпидемнадзора наделены правом издания обязательных правил и норм в области использования химических средств.

Постановлением Правительства  РФ «О государственной регистрации  потенциально опасных химических и  биологических веществ» от 12.11.96 г. органам  Госсанэпидемнадзора поручено проводить регистрацию потенциально опасных веществ. Действуют Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

Госсанэпидемнадзор утверждает и ведет список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, список химических средств по уходу за растениями, список химических и биологических средств, разрешенных к применению авиацией при выполнении работ в сельском и лесном хозяйстве.

Конкретный норматив применения устанавливается самим хозяйством с учетом местных факторов: места  расположения участка, времени года, вида сельскохозяйственной культуры, комплекса применяемых средств.

Несоблюдение норм внесения веществ в почву или при  обработке растений влечет остаточные количества веществ в продуктах питания.

Вывод: согласно ст. 46 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды, причиняющих вред здоровью человека.

Глава 4. Значение земельной реформы

4.1. Цели земельной  и аграрной реформы

Настоящей задачей земельной  реформы было решение продовольственной  проблемы страны: больше не могло продолжаться ухудшение АПК, обуславливающее  регулярное его обсуждение, принятие аварийных мер по его спасению, утверждение и пересмотр продовольственных  программ. Предполагалось, что допущение  разных форм собственности на землю, преобразование крестьянских и фермерских хозяйств их развитие принесет новые  экономические импульсы. С земельной  реформой связывались надежды образования  рынка продовольственной продукции, соответствующего снижения на нее цен  в условиях свободной конкуренции  и преодоления монополизма, создания изобилия продуктов.

Наконец, земельная и аграрная реформа имели своей целью  образование класса земельных собственников, повышения уровня жизни деревенского населения, обеспечение продовольственной  независимости и безопасности страны. По мнению известного русского ученого  А.В. Чаянова, основой сельского труда, где трудно осуществлять фабричный  контроль, где главным контролером  может стать совесть и личная материальная заинтересованность, является единоличное ведение хозяйства  на основе семьи, крестьянского двора  с получением результатов в собственность.

4.2. Экологические  задачи земельной реформы

Наступающее деградирование российских земель заставляло бить тревогу: ветровая и водная эрозия, заболачивание и опустынивание, засорение и загрязнение земель приводили к массовому их выводу из сельскохозяйственного оборота, к сокращению посевных площадей, уничтожению русских черноземов. Отсутствие частной собственности на землю в двух странах мира в РФ и Монголии – предлагалось преодолеть с помощью земельной реформы – не нее возлагалась не только социальная, но и экономическая задача11. Собственник земли должен лучше заботиться о рациональном, эффективном использовании земли, думать о будущем своих наследников и следующих поколений, оставлять им после себя улучшенные участки, облагораживать среду обитания своей семьи. При наличии стабильных земельных и государственных отношений не имеет смысл срочно брать у земли и всей природы все что возможно урвать: задача цивилизованного землепользования растягивается на годы и десятилетия, когда можно не спешить, а вводить опробованные системы земледелия, травопольные севообороты, стремиться к соблюдению экологических правил и норм, рассчитанных на длительный период действия. Перспективное хозяйствование на земля для себя должно становить приоритетным над сиюминутным для отчета перед всеми.

Опыт развитых стран свидетельствует  о посильности природоохранных  проблем в условиях фермерского  хозяйствования. При этом роль государства  в осуществлении государственного контроля не уменьшается, а приобретает  более жесткий, целенаправленный характер.

Злостному нарушителю экологических  государственных требований при  развитых рыночных отношениях окружающие отказывают в льготном кредите и  доверии, его товары не выдерживают  конкуренции, «зеленые» информируют  о его неэкологичном поведении общественность и покупателей его продукции, что сразу сказывается о сбыте, доходе и прибыли. Нарушитель подвергается значительному штрафу. Свобода договорных отношений и стабильность земельной собственности идут параллельно со свободой информации, стабильностью разделения властей и обеспеченностью судебной и иной правовой защиты в случаях злоупотребления государственных чиновников12.

Вывод: трудности осуществления земельной реформы в России продолжают дискуссии вокруг сроков и методов ее проведения, возникают предложения о всероссийском референдуме, о проведении круглого стола между противниками частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Целесообразно провести тщательный анализ принятых нормативных актов  о земле, в случае каких-либо противоречий выявить приоритеты в способах решения  проблем земельной реформы.

Формулируя предложение  земельной реформы в РФ – творчески  использовать зарубежный опыт, исходить из уровня нравственности, правопорядка. Не все что предусмотрено в  нормативных актах исполняется  адекватно на деле. Поэтому новые  шаги в Земельной реформе должны быть взвешенными продуманными, решительными и осмотрительными.

Важнейшим вопросом является размежевание компетенции РФ и ее субъектов. Ведь в десятках субъектов  РФ идея частной собственности не только не принимается, но и не допускается  нормативно-правовыми актами. В тоже время допускается собственность  граждан на садовые, огородные дачные участки, земли под жилыми домами и приватизированными предприятиями, провозглашенная указами Президента РФ, находит поддержку в общественном мнении и широкое применение в  стране, во всех субъектах РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главной проблемой России последние два столетия является вопрос о земле: его пытались решать А.Н. Радищев, Столыпин, декабристы, народовольцы, сторонники «земли и воли» и «черного передела», социалисты-революционеры, аграрники-марксисты, приверженцы колхозного строя. Немаловажное значение имеет состояние земельного строя и для решения проблем окружающей среды, поскольку земля является основным природным ресурсом и от форм владения и распоряжения ею во многом зависит уровень использования других природных ресурсов, благополучие всей среды обитания.

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

C изменением содержания общественных  отношений по поводу земли  происходят изменения в предмете  и задачах земельного права.  В условиях земельной реформы  и совершенствования управления  экономикой развивается самостоятельность  пользователей земли, демократизация  земельных отношений, расширение  прав собственников земли и  землепользователей, в том числе  арендаторов. Развиваются институты  права частной собственности  на землю и рыночные отношения,  создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление  земельным фондом сочетается  с широкой самостоятельностью  хозяйств – пользователей земли.  В результате изменился сам  предмет и, следовательно, задачи  земельного права.

Информация о работе Земля как объект охраны окружающей среды