Анализ планирования доходов местных бюджетов РФ в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области.
Согласно поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
дать характеристику местным бюджетам, определить их функции и роль в бюджетной системе;
определить источники формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации;
исследовать планирование доходов местных бюджетов в российской практике;
исследовать основные положения процесса планирования доходов в МО «г. Оренбург» Оренбургской области;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...
4
1 Теоретико-правовые основы планирования доходов местных бюджетов …………………………………………………………………..

6
1.1 Характеристика местных бюджетов, функции и роль в бюджетной системе…………………………………………….

6
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации………………………………………….

12
1.3 Планирование доходов местных бюджетов в российской практике………………………………………………………….

17
2 Анализ планирования доходов местных бюджетов РФ в Оренбургской области ……………………………………………………

21
2.1 Основные положения процесса планирования доходов в МО «г. Оренбург» Оренбургской области………………………….

21
2.2 Анализ плановых и фактических показателей доходов бюджета МО «г. Оренбург» за период 2010-2015 гг………….

25
2.3 Предложения по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области…………………………….

32
Заключение ………………………………………………………………...
38
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа бюджет.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………...

4

1 Теоретико-правовые основы планирования доходов местных бюджетов …………………………………………………………………..

 

6

1.1 Характеристика местных бюджетов, функции и роль в бюджетной системе…………………………………………….

 

6

1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации………………………………………….

 

12

1.3 Планирование доходов местных бюджетов в российской практике………………………………………………………….

 

17

2 Анализ планирования доходов местных бюджетов РФ в Оренбургской области ……………………………………………………

 

21

2.1 Основные положения процесса планирования доходов в МО «г. Оренбург» Оренбургской области………………………….

 

21

2.2 Анализ плановых и фактических показателей доходов бюджета МО «г. Оренбург» за период 2010-2015 гг………….

 

25

2.3 Предложения по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области…………………………….

 

32

Заключение ………………………………………………………………...

38

Библиографический список……………………………………………….

40

Приложения ………………………………………………………………..

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление юридически не входит в структуру государственной власти, но эффективность всего общегосударственного механизма определяется во многом деятельностью именно этого уровня власти. Поэтому в качестве средства укрепления государственности рассматривается обеспечение административной и экономической самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, повышение ответственности муниципальных органов за исполнение полномочий в рамках установленной компетенции.

Несмотря на положительные  изменения в законодательстве, финансовая система продолжает неуверенно балансировать  между потребностью и обеспеченностью  финансовыми ресурсами местных бюджетов. Финансовая зависимость нижестоящих уровней власти от вышестоящих очень велика, отсутствуют механизмы активизации инвестиционной деятельности, снижения дотационности, повышения собственной доходной базы. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи эффективного использования финансовых ресурсов муниципальных образований, и увеличение доходных источников является основным фактором реализации местного самоуправления в условиях формирования финансовой самостоятельности территорий.

Теоретические и методологические аспекты. Теоретические основы функционирования бюджета и бюджетной системы были рассмотрены в трудах таких ученых, как Александров И.М., Афанасьев М.П., Барулин С.В., Браун К., Вахрин П. И., Врублевская О.В., Вышегородцев М.М., Годин А.М., Головков А.Л., Горегляд В., Ковалева Т.М., Лавров A.M., Назаров Н. Н., Нешитой А. С., Парыгина В. А., Подпорина И.В., Поляк Г.Б., Романовский М.В., Стиглиц Дж.Э. и другие.

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области.

Согласно поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  • дать характеристику местным бюджетам, определить их функции и роль в бюджетной системе;
  • определить источники формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации;
  • исследовать планирование доходов местных бюджетов в российской практике;
  • исследовать основные положения процесса планирования доходов в МО «г. Оренбург» Оренбургской области;
  • провести анализ плановых и фактических показателей доходов бюджета МО «г. Оренбург» за период 2010-2015 гг.;
  • разработать предложения по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области.

Объектом исследования являются – местные бюджеты Оренбургской области. В свою очередь, предметом - планирование доходов местных бюджетов.

Методы исследования. Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания, системный анализ и синтез, аналогия, структурный, сравнительный, экономико-статистический методы анализа.

Практическая  значимость заключается в выдвинутых предложениях по совершенствованию планирования местных бюджетов в Оренбургской области.

Информационная  база. В ходе исследования использовались законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Законы Оренбургской области, определяющие основные направления деятельности органов местного самоуправления в области планирования доходной части бюджета.

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ  МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

 

    1. Характеристика местных бюджетов, функции и роль в бюджетной системе

 

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом № 131–ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» [18] финансовой основой этой деятельности выступают бюджеты соответствующих органов управления, средства которых позволяют целенаправленно воздействовать на социальные и экономические отношения в границах муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно, латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касающихся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», т.е. представить эти документы на утверждение парламента. Позднее словом «бюджет» стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государств, а с конца XVIII в. – уже сам документ, содержавший роспись доходов и расходов государства [2, c. 19].

В. И. Даль под бюджетом понимает смету, учет, расчет, роспись, счет расхода и прихода за прошлое и за будущее время. К. Маркс отмечает, что «бюджет есть не что иное, как роспись предполагаемых доходов и расходов на текущий год, которая основывается на финансовом опыте, а именно балансе истекшего года».

В результате анализа современной экономической литературы по исследуемой проблеме было установлено, что к настоящему времени сформировались следующие подходы к трактовке термина «местный бюджет». В материальном смысле местный бюджет – это централизованный в рамках соответствующего муниципального образования денежный фонд, формируемый для решения вопросов местного значении, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления [10]. Денежный фонд имеет определенное целевое назначение и формируется и расходуется органами местного самоуправления относительно самостоятельно. Размер бюджетного фонда зависит от целого ряда показателей социально-экономического развития как государства в целом, так и данной отдельной территории, наличествующих ресурсов всех видов, приоритетов экономического регулирования, избранных форм и пределов государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов и т.п. [11, с. 124].

Бюджет как правовая категория  – это правовой акт, принимаемый  представительным органом местного самоуправления и содержащий финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования [14, с. 11]. При этом ст. 6 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Другими словами (ст. 15), местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается [5].

Применительно к местным бюджетам необходим комплексный подход, предполагающий их рассмотрение как систему понятий: денежные отношения, фонд денежных средств и плановый документ органов местного самоуправления, отражающий доходы и расходы на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с новой редакцией  Бюджетного кодекса РФ, для муниципальных образований предусмотрена возможность постепенного перехода к трехлетнему бюджету. Им предоставляется право выбора между утверждением бюджета на три года либо на очередной финансовый год с составлением среднесрочного финансового плана. Такой метод дает возможность планировать долговременные проекты и программы, будет способствовать оптимизации бюджетных расходов. В перспективе среднесрочное бюджетное планирование позволит установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития муниципальных образований и проводимой ими бюджетной политикой. Оно призвано обеспечить предсказуемость, прозрачность и преемственность этой политики, а также ее поэтапное совершенствование на основе внедрения программно-целевого метода управления бюджетными расходами.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом, бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района [5].

На сегодняшний день в России ситуация далека от требуемого состояния. В бюджетной системе нашей страны в последние годы сложилась устойчивая тенденция к сокращению доли местных бюджетов в ВВП. В результате, практически во всех муниципальных образованиях объем доходной части бюджетов упал объем минимально необходимых расходов (на содержание органов местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). Это привело к возникновению хронической задолженности местных бюджетов по всем статьям расходов, фактическому прекращению финансирования капитального ремонта и реновации [6, с. 27].

В тоже время, с 1992 г. на местный уровень была передана масса различного рода полномочий, ранее находившихся в компетенции государственных структур. В итоге финансирование почти 100% расходов государства на среднее образование, 85% - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, 80% - на коммунальные услуги, 60% - на содержание жилья, т. е. практически полное финансирование ряда самых бюджетообременительных отраслей экономики стало осуществляться за счет средств бюджетов муниципальных образований. Однако, несмотря на это, около половины финансовых ресурсов консолидированного бюджета государства до сих пор сосредоточено на уровне федерального бюджета, около одной трети - на уровне субъектов Федерации, и лишь около одной пятой - на уровне местных бюджетов [9, с. 6].

Это говорит о том, что местные бюджеты в нашей стране до сих пор продолжают находиться на положении бесправных «филиалов» вышестоящих бюджетов. Между тем, в бюджетной системе страны как главной финансовой базе деятельности и государственных органов власти, и органов местного самоуправления, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой фундамент. Однако, не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень власти.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретает анализ механизма формирования местных бюджетов, а также поиск направлений совершенствования данного механизма с целью создания устойчивой материально-финансовой базы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. С.В. Дормачев отмечает, что местные бюджеты выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов для решения задач местного самоуправления;
  • контролирует, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местного самоуправления, как фактически складываются пропорции в распределении средств централизованного фонда, эффективно ли они используются [14, с. 17].

По мнению П.Ю. Тюрина и А.П. Мурзакова основными функциями  местного бюджета являются распределительная, регулирующая и контрольная [3, с. 68]. Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на территории муниципального образования. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица данного муниципального образования.

Роль регулирующей функции  местного бюджета заключается в  регулировании финансовых потоков  муниципального образования. Сущность бюджетного регулятора заключается  в использовании доходов и  расходов местного бюджета как инструментов воздействия на социально-экономические отношения юридических и физических лиц на территории муниципального образования. Местный бюджет образуется за счет налогов, доходов от использования муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов. Через налоги органы местного самоуправления могут либо сдерживать экономическую активность на территории муниципального образования, либо, наоборот, стимулировать ее. Формирование муниципальной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования экономики муниципального образования и обеспечения доступности общественных благ для населения.

Информация о работе Анализ планирования доходов местных бюджетов РФ в Оренбургской области