Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа
Проблема повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики широко обсуждается экономистами и политическими деятелями многих стран мира. Важнейшим ресурсом повышения результативности государственных расходов является снижение издержек предоставления государственных услуг, сокращение доли административных расходов в общей структуре издержек государственного сектора, улучшение качества предоставляемых услуг
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ…………………………………………………………6
1.1. Понятие БОР. Отличие БОР от постатейного бюджетирования………….6
1.2. Преимущества использования бюджетирования, ориентированного на результаты 8
2. ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОР НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 10
2.1. Подготовка проекта бюджета 10
2.2. Исполнение бюджета 19
2.3. Отчет об исполнении бюджета, оценка результатов 21
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ БОР: ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Федеральное государственное
Кафедра: Финансы
Дисциплина: Бюджетная система РФ
Курсовая работа
На тему:
«Бюджетирование, ориентированное на результат»
Выполнил: студент группы
3ФК3 Вагабов Д.И.
Проверила: к.э.н., доцент
Фёдорова И.Ю.
Москва 2012 г.
Содержание
Введение
Проблема повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики широко обсуждается экономистами и политическими деятелями многих стран мира. Важнейшим ресурсом повышения результативности государственных расходов является снижение издержек предоставления государственных услуг, сокращение доли административных расходов в общей структуре издержек государственного сектора, улучшение качества предоставляемых услуг.
Инструментом улучшения качества управления общественными финансами служит внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), в систему управления государственными финансами.
Активная работа по повышению эффективности государственных расходов за счет внедрения в практику управления государственным сектором и общественными финансами концепции бюджетирования, ориентированного на результат, или ее отдельных элементов ведется в ряде стран, начиная с 1950-х годов.
Впервые попытка по внедрению элементов БОР была предпринята
в США. В 1949 году назначенная президентом
Труманом комиссия Гувера рекомендовала
Федеральному Правительству США придерживаться
принципов бюджетирования, ориентированного
на результаты (“performance budgeting”), «формируя
бюджет на основе выполняемых функций,
деятельности, проектов»1. С тех пор в течение пятидесяти лет в
США были использованы на практике различные
модификации концепции БОР: система «планирование
– программирование – бюджетирование»
(Planning-Programming-
Считается, что наиболее
законченный вариант БОР
В настоящее время
в России активно обсуждаются
пути реформирования и повышения
эффективности органов государс
В программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. предлагается принять решения по следующим основным направлениям: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, переход к программному бюджету и др.
Целью представленной курсовой работы является анализ возможности внедрения бюджетирования, ориентированного на результат в РФ.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом курсовой работы является бюджетирование, ориентированное на результат.
Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе внедрения БОР между распорядителями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и получателями бюджетных средств.
Данная работа посвящена исследованию теоретических и практических подходов к внедрению в бюджетный процесс методов бюджетирования, ориентированного на результаты. В работе содержится анализ концепции бюджетирования, ориентированного на результат, характеристика основных элементов БОР, анализ перспектив и проблем внедрения принципов БОР в российскую практику управления общественными финансами.
Следует сразу оговориться, что, несмотря на длительную историю внедрения БОР в практику управления общественными финансами, общепринятого понятия как самого БОР, так и отдельных его элементов ни в России, ни в мире не существует. В английской терминологии синонимом “performance budgeting” является термин “results-oriented budgeting”. В российской практике до недавнего времени в качестве синонима термина «бюджетирование, ориентированное на результат» использовался термин «программно-целевое бюджетирование». Учитывая, что в последнее время все большее распространение получает термин «бюджетирование, ориентированное на результат» (сокращенно БОР), в настоящей работе будет использоваться именно этот термин.
В теории управления по целям и результатам БОР считается самым сложным способом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческих решений.
Концепция БОР постоянно эволюционирует. В каждой стране БОР имеет свои особенности, нет единых методик, процедур и инструментов. Несмотря на это, можно выделить ряд элементов, которые отличают БОР от других концепций бюджетирования.
В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми (осуществленными) бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.
Для формирования бюджета на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности, направленным на решение стоящих перед ними государственных задач. Для каждого вида деятельности разрабатывается программа. Программа должна содержать описание целей и задач, ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей. Бюджетные заявки при бюджетировании, ориентированном на результат, составляются в разрезе целей и программ.
Формат проекта бюджета, который администрация региона или муниципалитета вносит в представительный орган при БОР, существенно отличается от формата бюджета, составленного по постатейному методу. Его первая часть содержит постановку приоритетов, целей и задач, описание ожидаемых результатов, обоснование целевых значений показателей результатов, которые должны быть достигнуты в разных секторах разными министерствами и ведомствами. Во второй части бюджета приводится структура затрат, причем, в очень агрегированной форме.
В концепции БОР изменяется характер ответственности отраслевых подразделений органов управления. На них возлагается ответственность, в первую очередь, за достижение запланированных результатов. Повышение ответственности должно сопровождаться увеличением самостоятельности в расходовании финансовых средств. Распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели получают бо́льшую свободу в использовании средств в рамках выполняемых программ для повышения эффективности программ, т.е. максимизации результатов относительно затрат, или минимизации затрат относительно результатов. При БОР распорядители бюджетных средств имеют полномочия по частичному перераспределению ресурсов между программами, а также право в рамках установленных лимитов использовать сэкономленные средства в следующем бюджетном году. Все это расширяет возможности эффективного использования бюджетных ресурсов.
Система контроля за исполнением
бюджета при БОР также
Концепция БОР подразумевает максимальное обеспечение открытости и доступности всей бюджетной информации, позволяющей всем заинтересованным лицам судить о том, насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков, насколько эффективно работают органы власти.
До недавнего времени самой распространенной моделью управления общественными финансами являлась модель постатейного бюджетирования. Главная цель постатейного бюджетирования состоит в обеспечении целевого использования средств. Однако многолетний опыт использования данной модели в разных странах мира продемонстрировал низкую степень ее эффективности: это приводит к низкому уровню ответственности и инициативности нижнего звена государственного управления, отсутствию заинтересованности в экономии средств.
По сравнению с моделью постатейного бюджетирования, БОР обладает целым рядом преимуществ.
Преимущества
использования БОР для
Преимущества
использования БОР для
Преимущества
использования БОР для
В каждой стране бюджетный процесс имеет свои особенности. В данной работе мы ограничимся анализом основных изменений, привносимых БОР в три основных этапа бюджетного процесса: подготовку проекта бюджета, исполнение бюджета, отчет об исполнении бюджета и оценку результатов.
Бюджет, ориентированный на результат, отражает взаимосвязь между величиной ассигнований, выделенных на реализацию программ, и результатами, которые, как ожидается, будут получены в ходе выполнения этих программ. При этом правильно составленный бюджет должен не просто показывать, какие цели должны быть достигнуты при определенном уровне финансирования, а дать возможность проследить взаимосвязь между ресурсами, затрачиваемыми на выполнение программы, мероприятиями, выполняемыми в рамках программы, продуктами и услугами, производимыми в ходе выполнения программы, и конечными результатами. Иными словами, логика построения бюджета, ориентированного на результат, следующая: учреждению необходимы ресурсы, достаточные для того, чтобы осуществить мероприятия, необходимые для получения продукта, который приведет к достижению результатов.
Рисунок 1. Логика построения бюджета, ориентированного на результат
Информация о работе Бюджетирование ориентированное на результат