Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:37, статья

Описание работы

1) основные характеристики бюджетной политики в РФ: принципы, направленность, параметры федерального бюджета;
2) динамика уровня сбалансированности федерального бюджета в РФ (бюджетный дефицит, профицит, причины возникновения, динамика); сравнение с бюджетной политикой других стран;
3) сопутствующие федеральному бюджету фонды: Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд будущих поколений; принципы их формирования и использования; аналогичный опыт зарубежных стран;
4) оценка эффективности российской бюджетной политики в целом, ее влияние на темпы и качество развития российской экономики.

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика в РФ.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

 

Бюджетная политика в РФ

  1. основные характеристики бюджетной политики в РФ: принципы, направленность, параметры федерального бюджета;
  2. динамика уровня сбалансированности федерального бюджета в РФ (бюджетный дефицит, профицит, причины возникновения, динамика); сравнение с бюджетной политикой других стран;
  3. сопутствующие федеральному бюджету фонды: Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд будущих поколений; принципы их формирования и использования; аналогичный опыт зарубежных стран;
  4.   оценка эффективности российской бюджетной политики в целом, ее влияние на темпы и качество развития российской экономики.

 Бюджетная политика  государства является составной частью экономической политики  и  представляет собой совокупность  мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения государственных функций. Проблема формирования эффективной бюджетной политики является актуальной и особо значимой, поскольку основной ее задачей является достижение финансовой стабильности и финансового благосостояния страны.  Критериями, по которым можно оценить эффективность бюджетной политики являются:  собираемость бюджетных доходов и налогов,  величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга, динамика валового внутреннего продукта, уровень безработицы и т.д. 

Бюджетная политика в РФ основана на Бюджетном послании Президента РФ, в котором определены долгосрочные и краткосрочные ориентиры бюджетной  политики, согласованные с общими целями и задачами экономической  политики государства. Для выполнения своих целей и задач бюджетная  политика должна строиться на следующих  принципах: объективности, преемственности, обязательности, гласности.

Принцип объективности предполагает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике.  В основе принципа преемственности лежит анализ достигнутых  результатов и задач предыдущего  периода, используемый для формирования бюджетной политики на предстоящий период. В качестве примера как раз можно привести ежегодное Бюджетное послание Президента РФ, в котором четко отражены результаты выполнение приоритетных задач, поставленных перед Правительством в текущем году, и определены дальнейшие действия по их реализации. Так, например, ежегодно ставятся задачи по выполнению приоритетных национальных проектов, таких как «Образование», «Здравоохранение» и др., в рамках которых предусматривается оказание гражданам услуг в области образования и здравоохранения.

Принцип обязательности предполагает обязательное выполнение бюджетной  политики. В данном случае речь идет о том, что принятая бюджетная  политика, разработанная, утвержденная, исполняемая и контролируемая органами исполнительной и законодательной  власти (субъектами бюджетной политики) регламентируется рядом нормативных  правовых актов, что делает ее неукоснительной  для выполнения.

 Открытость, прозрачность  и подконтрольность  бюджетных  отношений на всех стадиях  бюджетного процесса  (составления,  рассмотрения, утверждения и исполнения  бюджета)  лежит в основе принципа  гласности бюджетной политики. В  качестве примера можно привести  доступность показателей федерального  бюджета на официальных сайтах  и печатных изданиях.

 В зависимости от  стратегической направленности  бюджетного регулирования различают  стимулирующую и сдерживающую  бюджетную политику.

В период спада, когда ВВП  становится ниже потенциального, проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя  увеличение государственных расходов или снижение налогов, или и то и другое, что  в свою очередь, стимулирует совокупный спрос.  Следует отметить, что  на рост совокупного спроса оказывает  влияние не только увеличение государственных  расходов, но и эффект мультипликатора  автономных расходов. Этот эффект заключается  в том, что рост государственных  расходов влечет за собой рост доходов  производителей. Это выглядит следующим  образом: рост государственных расходов – рост доходов – рост расходов производителей  – новый рост доходов – новый рост расходов. Таким образом, рост государственных  расходов в коротком периоде способен благотворно влиять на экономику. Однако нужно учитывать, что в связи  с увеличением государственных  расходов, как правило, возникает  такое явление как бюджетный  дефицит, который не должен превышать 3% ВВП. Таким образом, можно утверждать, что при наличии сбалансированного  бюджета, в период спада или депрессии  экономики бюджетная политика должна двигаться в сторону бюджетного дефицита.

И наоборот, если в экономике  имеет место вызванная избыточным спросом инфляция и ВВП автоматически становится выше потенциального, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов или увеличение налогов, или и то и другое. В данном случае мультипликационный эффект двигается в обратном направлении: сокращение государственных расходов и увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств. При возникновении такого явления бюджетная политика должна быть направлена на сдерживание инфляции и двигаться в направлении бюджетного профицита.

Как было сказано выше, бюджетная  политика является составной частью экономической политики государства. Одним из механизмов реализации экономической  политики государства, а также бюджетной  политики, как неотъемлемой ее части, является государственный бюджет.  Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. По экономической сущности государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального  дохода (частично – и национального  богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

В зависимости от формы  государственного устройства: федеративной или унитарной в каждом государстве  существует своя бюджетная система, которая состоит из уровней. Бюджетная  система России состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.

           Все три уровня в совокупности  образуют бюджет расширенного  правительства России. С его помощью   федеральные,  региональные и  местные органы власти осуществляют  распределение и перераспределение  ВВП.  Величина  бюджета расширенного  правительства и его доля в  ВВП, представляют собой важнейшие  показатели, характеризующие степень  вмешательства государства в  экономику и существенно влияющие  на другие макроэкономические  показатели. Расходы бюджета расширенного правительства России в 2009 году составили 40,6% ВВП. Такое обстоятельство, по мнению ряда экономистов, тормозит развитие страны и подрывает ее рыночные механизмы, так как данный показатель является очень большим для такой небогатой страны как Россия.

Федеральный бюджет  является  ведущим звеном бюджетной системы  Российской Федерации, в котором  объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, который утверждается  на очередной финансовый год и  имеет силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. 

Как и любой другой бюджет, федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых  платежей.  Расходная часть бюджета  представляет собой постатейную  разбивку государственных расходов на обеспечение общественных благ таких  как: образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения, оборона  и т.д.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной  финансовый год и темп его роста; уровень инфляции. Так, в основу параметров федерального бюджета (доходы, расходы, профицит) на очередной финансовый год закладываются прогнозные показатели ВВП и темп инфляции.

Динамика параметров федерального бюджета выглядит следующим образом:

Доходы федерального бюджета  в 2010 году составили 18,7 % ВВП и остались на уровне 2009 года, что свидетельствует  об определенной стабильности.  В 2008 году доходы федерального бюджета составили 22,3% ВВП, в данном случае мы видим  существенное отклонение по отношению  к доходам 2009, 2010 годов. В основном это связано с мировым финансовым кризисом 2008 года, в результате чего произошло резкое падение цен  на нефть и энергоресурсы, что  привело к значительному снижению доходов бюджета.  Расходы федерального бюджета в 2009 и 2010 годах составили 24,6 и 22,7 % ВВП, соответственно. Если сравнить эти показатели с показателями 2008 года (18,1% ВВП), то мы увидим их значительное увеличение.

Что касается сбалансированности федерального бюджета, то следует отметить, что на протяжении ряда лет, а именно с 2000 по 2008 год, он сводился с профицитом. Начиная с 2008 года, федеральный бюджет стал дефицитным. Это связано опять  же с мировым финансовым кризисом 2008 года. Государством были предприняты  антикризисные меры: все силы и  средства были направлены на поддержку  в первую очередь банковской системы  и реального сектора экономики. По подсчетам специалистов, эти меры обошлись государству в 3,5 трлн рублей.  В результате,  показатели федерального бюджета были пересмотрены путем внесения изменений в закон о бюджете.  Следует отметить, что именно тогда впервые был принят «трехлетний бюджет» на 2008-2010 годы. Так, первоначально параметры федерального бюджета на 2008 год выглядели следующим образом: 2008 год (доходы- 6644,4 млрд рублей, расходы- 6570,0 млрд рублей, профицит – 74,4 млрд рублей);  2009 год (доходы 7465,4 млрд рублей, расходы- 7451,2 млрд рублей, профицит – 14,2 млрд рублей); 2010 год (доходы  - 8090,0 млрд рублей, расходы -  8090 млрд рублей).  В результате внесения изменений в закон о бюджете на 2008-2010 годы были определены параметры бюджета только на 2009 год: доходы – 6 713,8 млрд рублей, расходы – 9 845,2 млрд рублей,  дефицит – (-3 131,4 млрд рублей). Начиная с 2010 года экономическая ситуация стала стабилизироваться и показатели федерального бюджета, сформированного на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 58 683,0 млрд рублей и уровня инфляции 6% выглядели следующим образом:

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-) /профицит (+)

2012

11 779,8 млрд рублей

12 656,4 млрд рублей

- 876,5 млрд рублей

2013

12 705,8 млрд рублей

13 730,6 млрд рублей

- 1024,7 млрд рублей

2014

14 091,8 млрд рублей

14 582,9 млрд рублей

- 491,1 млрд рублей


Очевидно, что к 2012 году дефицит  федерального бюджета удалось существенно  снизить с 3 131,4 млрд рублей до 876,5 млрд рублей. В основном исправить ситуацию удалось за счет средств Резервного фонда. 

Возможно, через несколько  лет, если государство будет стремиться к снижению бюджетного дефицита, федеральный  бюджет станет сбалансированным или  профицитным. Возникает вопрос: хорошо это или плохо для экономики нашей страны?

Одним из основополагающих принципов в процессе формирования и исполнения бюджета является принцип  сбалансированности. Однако на практике большинство стран сводят свои бюджеты  либо с профицитом, либо с дефицитом, в том числе и Россия.

Как свидетельствует мировой  опыт, стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного. Это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты  Америки на протяжении длительного  периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд долларов в год, что составляет 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита является одной из основных проблем внутренней политики США. Бюджетный дефицит значительно усиливает напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывает рост ссудного процента, препятствует снижению высоких процентных ставок. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 1980-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства.

 В качестве яркого  примера сбалансированного бюджета,  стоит привести бюджет Японии, который свидетельствует о том,  что в этой стране эффективно  решается проблема покрытия дефицита  бюджета. Немаловажную роль здесь  сыграли мероприятия по проведению  ревальвации национальной денежной  единицы. 

Информация о работе Бюджетная политика РФ