Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:37, статья
1) основные характеристики бюджетной политики в РФ: принципы, направленность, параметры федерального бюджета;
2) динамика уровня сбалансированности федерального бюджета в РФ (бюджетный дефицит, профицит, причины возникновения, динамика); сравнение с бюджетной политикой других стран;
3) сопутствующие федеральному бюджету фонды: Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд будущих поколений; принципы их формирования и использования; аналогичный опыт зарубежных стран;
4) оценка эффективности российской бюджетной политики в целом, ее влияние на темпы и качество развития российской экономики.
Бюджетная политика в РФ
Бюджетная политика государства является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения государственных функций. Проблема формирования эффективной бюджетной политики является актуальной и особо значимой, поскольку основной ее задачей является достижение финансовой стабильности и финансового благосостояния страны. Критериями, по которым можно оценить эффективность бюджетной политики являются: собираемость бюджетных доходов и налогов, величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга, динамика валового внутреннего продукта, уровень безработицы и т.д.
Бюджетная политика в РФ
основана на Бюджетном послании Президента
РФ, в котором определены долгосрочные
и краткосрочные ориентиры
Принцип объективности предполагает
отражение в бюджетной политике
объективных процессов, происходящих
в экономике. В основе принципа
преемственности лежит анализ достигнутых
результатов и задач
Принцип обязательности предполагает обязательное выполнение бюджетной политики. В данном случае речь идет о том, что принятая бюджетная политика, разработанная, утвержденная, исполняемая и контролируемая органами исполнительной и законодательной власти (субъектами бюджетной политики) регламентируется рядом нормативных правовых актов, что делает ее неукоснительной для выполнения.
Открытость, прозрачность
и подконтрольность бюджетных
отношений на всех стадиях
бюджетного процесса (составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджета) лежит в основе принципа
гласности бюджетной политики. В
качестве примера можно
В зависимости от
стратегической направленности
бюджетного регулирования
В период спада, когда ВВП
становится ниже потенциального, проводится
стимулирующая бюджетная
И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция и ВВП автоматически становится выше потенциального, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов или увеличение налогов, или и то и другое. В данном случае мультипликационный эффект двигается в обратном направлении: сокращение государственных расходов и увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств. При возникновении такого явления бюджетная политика должна быть направлена на сдерживание инфляции и двигаться в направлении бюджетного профицита.
Как было сказано выше, бюджетная
политика является составной частью
экономической политики государства.
Одним из механизмов реализации экономической
политики государства, а также бюджетной
политики, как неотъемлемой ее части,
является государственный бюджет.
Государственный бюджет представляет
собой крупнейший централизованный
денежный фонд, аккумулируемый с помощью
перераспределения
В зависимости от формы государственного устройства: федеративной или унитарной в каждом государстве существует своя бюджетная система, которая состоит из уровней. Бюджетная система России состоит из трех уровней:
Все три уровня в совокупности
образуют бюджет расширенного
правительства России. С его помощью
федеральные, региональные и
местные органы власти
Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, который утверждается на очередной финансовый год и имеет силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Как и любой другой бюджет, федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых платежей. Расходная часть бюджета представляет собой постатейную разбивку государственных расходов на обеспечение общественных благ таких как: образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения, оборона и т.д.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции. Так, в основу параметров федерального бюджета (доходы, расходы, профицит) на очередной финансовый год закладываются прогнозные показатели ВВП и темп инфляции.
Динамика параметров федерального бюджета выглядит следующим образом:
Доходы федерального бюджета
в 2010 году составили 18,7 % ВВП и остались
на уровне 2009 года, что свидетельствует
об определенной стабильности. В 2008
году доходы федерального бюджета составили
22,3% ВВП, в данном случае мы видим
существенное отклонение по отношению
к доходам 2009, 2010 годов. В основном
это связано с мировым
Что касается сбалансированности федерального бюджета, то следует отметить, что на протяжении ряда лет, а именно с 2000 по 2008 год, он сводился с профицитом. Начиная с 2008 года, федеральный бюджет стал дефицитным. Это связано опять же с мировым финансовым кризисом 2008 года. Государством были предприняты антикризисные меры: все силы и средства были направлены на поддержку в первую очередь банковской системы и реального сектора экономики. По подсчетам специалистов, эти меры обошлись государству в 3,5 трлн рублей. В результате, показатели федерального бюджета были пересмотрены путем внесения изменений в закон о бюджете. Следует отметить, что именно тогда впервые был принят «трехлетний бюджет» на 2008-2010 годы. Так, первоначально параметры федерального бюджета на 2008 год выглядели следующим образом: 2008 год (доходы- 6644,4 млрд рублей, расходы- 6570,0 млрд рублей, профицит – 74,4 млрд рублей); 2009 год (доходы 7465,4 млрд рублей, расходы- 7451,2 млрд рублей, профицит – 14,2 млрд рублей); 2010 год (доходы - 8090,0 млрд рублей, расходы - 8090 млрд рублей). В результате внесения изменений в закон о бюджете на 2008-2010 годы были определены параметры бюджета только на 2009 год: доходы – 6 713,8 млрд рублей, расходы – 9 845,2 млрд рублей, дефицит – (-3 131,4 млрд рублей). Начиная с 2010 года экономическая ситуация стала стабилизироваться и показатели федерального бюджета, сформированного на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 58 683,0 млрд рублей и уровня инфляции 6% выглядели следующим образом:
Год |
Доходы |
Расходы |
Дефицит (-) /профицит (+) |
2012 |
11 779,8 млрд рублей |
12 656,4 млрд рублей |
- 876,5 млрд рублей |
2013 |
12 705,8 млрд рублей |
13 730,6 млрд рублей |
- 1024,7 млрд рублей |
2014 |
14 091,8 млрд рублей |
14 582,9 млрд рублей |
- 491,1 млрд рублей |
Очевидно, что к 2012 году дефицит федерального бюджета удалось существенно снизить с 3 131,4 млрд рублей до 876,5 млрд рублей. В основном исправить ситуацию удалось за счет средств Резервного фонда.
Возможно, через несколько лет, если государство будет стремиться к снижению бюджетного дефицита, федеральный бюджет станет сбалансированным или профицитным. Возникает вопрос: хорошо это или плохо для экономики нашей страны?
Одним из основополагающих принципов в процессе формирования и исполнения бюджета является принцип сбалансированности. Однако на практике большинство стран сводят свои бюджеты либо с профицитом, либо с дефицитом, в том числе и Россия.
Как свидетельствует мировой опыт, стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного. Это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд долларов в год, что составляет 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита является одной из основных проблем внутренней политики США. Бюджетный дефицит значительно усиливает напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывает рост ссудного процента, препятствует снижению высоких процентных ставок. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 1980-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства.
В качестве яркого
примера сбалансированного