Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:37, статья

Описание работы

1) основные характеристики бюджетной политики в РФ: принципы, направленность, параметры федерального бюджета;
2) динамика уровня сбалансированности федерального бюджета в РФ (бюджетный дефицит, профицит, причины возникновения, динамика); сравнение с бюджетной политикой других стран;
3) сопутствующие федеральному бюджету фонды: Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд будущих поколений; принципы их формирования и использования; аналогичный опыт зарубежных стран;
4) оценка эффективности российской бюджетной политики в целом, ее влияние на темпы и качество развития российской экономики.

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика в РФ.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального  производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых  мер в государстве.

 Принцип сбалансироваости даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе неисполним: несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. С другой стороны, бюджетный профицит помогает государству избежать привлечение заемных средств на погашение бюджетного дефицита, а также позволяет формировать финансовый резерв для страхования от непредвиденных обстоятельств.  Наличие бюджетного профицита позволило правительству нашей страны открыть Стабилизационный фонд, в котором аккумулировались деньги, заработанные на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Основным фактором нестабильности внешней среды являются резкие колебания мировых цен на экспортируемые нашей страной товары, и прежде всего цен на нефть. Именно поэтому правительство нашей страны еще в 2004 году приняло решение о создании Стабфонда и тем самым постаралось обезопасить экономику от таких колебаний.  Стабилизационный фонд был призван решить две задачи: изъятие из обращения излишнего количества денег для борьбы с инфляцией и создание  резерва в случае падения цен на нефть.  Отклонение от средних цен составляло в отдельные годы: для нефти – от -42 до +50%, для газа – от – 32% до +23%, для черных металлов – от -33 до +63%.

Зависимость российской экономики  от внешней среды определяется  также ее сырьевой ориентацией. Колебания  экспортных цен на сырьевые товары приводят к нестабильности доходов  бюджета, что требует частого  пересмотра либо величины государственных  расходов, либо налоговых ставок, либо размеров заимствований.

Учитывая эти слабые стороны  нашей экономики, правительство  приняло решение о создании в 2008 году на базе Стабилизационного  фонда Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния. Назначением  первого было покрытие бюджетного дефицита в случае недостаточности доходов  от экспорта нефти и газа, второго  – покрытие дефицита пенсионного  фонда и софинансирование пенсионных накоплений граждан.

Практику создания указанных  фондов использует не только Россия, но и ряд зарубежных стран, таких  как Норвегия, Чили, Кувейт, Оман. Эти  страны аккумулируют свои средства в  так называемых фондах невозобновляемых ресурсов, которые функционируют по принципу планирования доходов и расходов исходя из прогноза мировых цен на сырье и накопления «сверхплановых» доходов при благоприятных экспортных ценах.

Существует налогово-бюджетная  политика, сглаживающая внешние колебания. Она исходит из того, что внешняя  среда воздействует на бюджетную  политику путем влияния на бюджетные  доходы. Ухудшение конъюнктуры приводит к замедлению роста экономики  и снижению поступлений в бюджет. С другой стороны, доходы, связанные  с благоприятной конъюнктурой, обычно подлежат повышенному налогообложению. Превышение фактических доходов  над их стандартной величиной  вследствие благоприятной конъюнктуры  есть конъюнктурные доходы. Соответственно, недобор доходов из-за неблагоприятной  конъюнктуры – это конъюнктурные  потери. При правильно выбранном  базовом уровне за длительный период они должны в целом взаимно  погашать друг друга.

В любом случае выбор той  или иной бюджетной политики в  каждой страны обусловлен ее особенностями. Мероприятия, проводимые правительством России, в рамках бюджетной политики,  направленные на так называемое стимулирование инновационного развития страны и построения новой модели экономического роста, к сожалению пока не принесли должных  результатов. По-прежнему Россия остается зависимой от внешней экономической  конъюнктуры рынка, что в свою очередь создает трудности в  построении так называемой  «новой модели  экономического роста». Кроме  того, существуют сложности с применением  новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством  Российской Федерации (повышенная амортизационная  премия, дополнительный коэффициент  к затратам на НИОКР).

 По-прежнему существует  ряд барьеров, препятствующих созданию  бюджетными научными учреждениями  и образованными государственными  академиями наук научными учреждениями  хозяйственных обществ, занимающихся  внедрением результатов интеллектуальной  деятельности.

По- прежнему сохраняется сравнительно высокий уровень инфляции в стране.

Все это говорит о том, что бюджетная политика, проводимая правительством нашей страны, требует  совершенствования, поскольку не обеспечивает в полной мере решения стоящих  перед государством задач в экономической  сфере.

 

Литература и  интернет-ресурсы:

  1. Кулиш Е. С. Тенденции развития отрасли автомобильных компонентов в условиях вступления России в ВТО // Е. С. Кулиш // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 1.
  2. Фасхиев Х. А. Повлияет ли вступление в ВТО на автомобильную промышленность России? / Х. А. Фасхиев // ЭКО. - 2012. - № 4.
  3. http://www.rg.ru/2012/08/03/inomarki-site.html
  4. http://www.finamauto.ru/novosti/250412/mehanizm-platy-utilizacionnogo-sbora-razrabotan
  5. Скромный П.А. Экономическое эссе. Вступление в ВТО. (http://www.proza.ru/2012/06/15/347)
  6. http://www.rg.ru/2012/07/31/stavki-site.html
  7. http://www.minfin.ru/ru/budget/policy/
  8. http://www.budgetrf.ru
  9. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. – М.: Дело и Сервис, 2002.

Информация о работе Бюджетная политика РФ