Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 02:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных задач;
Дать определение бюджетной системе;
изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;

Содержание работы

Введение 3
Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения 4
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы. 4
Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
Бюджетный процесс в РФ 11
Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России 13
Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР 13
Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг. 19
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 22
Плановый период 2012-2014гг. 23
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Российской Федерации

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

Факультет «Управление  процессами перевозок»

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Бюджетная политика Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 

1 курса,  группы Т-11-3,

очного отделения 
Полухина  Ю. В.

 

 

 

Принял:

Терехова  О. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Иркутск – 2011

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

  1. Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения                                              4
    1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы.                    4
    2. Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
    3. Бюджетный процесс в РФ                                                                                        11
  2. Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России                        13
    1. Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР                                                    13
    2. Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг.                                                19
    3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011         22
    4. Плановый период 2012-2014гг.                                                                               23

Заключение                                                                                                                              25

Список литературы                                                                                                                 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Введение.

Бюджетная политика используется государством как инструмент стимулирования экономического роста, регулирования  инвестиционной активности, финансовой поддержки приоритетных сегментов  национальной экономики. Повышение  социально-экономической результативности бюджетной политики является основой  эффективного выполнения функций государства  в экономике и необходимым  условием для преодоления негативных тенденций, препятствующих развитию экономики  России.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной  политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы  страны.

Реализация указанной  цели потребовала постановки и решения  целого ряда взаимосвязанных задач;

  • Дать определение бюджетной системе;
  • изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
  • определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;
  • пронаблюдать бюджетную политику в 2010-2011 годах;
  • выявить основные направления политики на плановый период 2012-2014 годов;

Теоретической основой для  написания работы являются учебные  материалы и научные статьи следующих  авторов: В.А. Вознесенского , Е.Т. Гурвича, В.Г. Ермилова, В.А.  Романовского и др. 

Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания, методические рекомендации.

Результаты  работы изложены на 46 страницах печатного текста и включает 2 рисунка, 4 таблицы, состоят из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы, включающего 11 наименований.

 

 

 

 

Глава 1.Бюджетная  система. Теоретические основы её изучения.

1.1.Понятие  бюджетной системы: уровни, классификация,  принципы.

Государственный бюджет, как  основная составляющая бюджетной системы  – это подлежащая перераспределению  часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса доходов  и расходов за отчетный период.1 Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными  различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; второй уровень  – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников финансирования дефицитов  этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.3

    Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ: принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного)     покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.4

1.2 Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике

 

В древние и средние века государство активно вмешивалось в хозяйственные                                                                                                       процессы, зачастую выполняя те функции, которые в современных экономиках выполняют рыночные механизмы. В процессе развития общества появились различные школы экономических учений со своими взглядами и мыслями по поводу влияния государства на экономику.

Меркантилистская система представляет собой сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников. По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с мировоззренческими принципами меркантилистов:

  • золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
  • регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну    золота и серебра;
  • поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
  • протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
  • поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
  • рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.5

Классическая политическая экономия предложила концепцию экономического либерализма, базирующейся на принципах  невмешательства государства в  экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. К представителям классической экономии относят У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кене, а. Тюрго, А Смита, Ж.Б. Сэя, Ф. Бастия,  Риккардо, Д.С. Милля К. Маркса и других.

У. Петти в своей работе "О различных видах государственных расходов" указал, что государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Все это мы можем назвать военными расходами (Charge of the Militia), которые при обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы. Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных. Третьей статьей государственных расходов являются расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести.

Следующей статьей являются расходы на школы и университеты в особенности, поскольку они  учат больше чем чтению, письму и  арифметике, содержание сирот, найденных  и подкинутых детей, которые также  являются сиротами, а также всякого  рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении  работы,  

Джон Стюарт Миль – один из завершителей классической политической экономии, автор "Основ политической экономии" (1848). Идеи активизации  участия государства в социально-экономическом  развитии общества и связанные с  этим реформы охватывают в его  работе многие проблемы. Государству, по мнению Милля, целесообразно ориентировать  центральный банк на рост банковского  процента, поскольку за этим последует  прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного  курса и будет предотвращена  утечка золота за границу. Разделяя принцип  невмешательства государства в  экономику, Милль подчеркивал необходимость  использования возможностей государства  в части создания инфраструктуры развития науки упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее.

Как неоклассическое направление  в экономической теории, так и  неолиберализм своими корнями уходят в экономические воззрения Адама  Смита. По мнению представителей этого  направления в политической экономии, именно свобода в сфере экономической  деятельности выступает главным  и необходимым условием быстрого экономического роста, где для сбалансированного  развития общества в принципе достаточно действия механизма свободного рынка  и свободной конкуренции, автоматически  устанавливающих равенство между  спросом и предложением. Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму, главную  и по сути единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимается создание равных возможностей для всех. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается исключительно в интересах государственного аппарата.6

Основоположник кейнсианской экономической школы Джон Мейнард Кейнс делит экономические факторы на независимые и зависимые. К независимым он относит склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Именно они определяют размер эффективного спроса. К зависимым факторам или зависимым переменным относятся: объем занятости и национального дохода. Задачу государственного вмешательства Кейнс усматривает во влиянии на независимые переменные, а через их посредничество – на занятость и национальный доход. Другим словами, задачей государства является увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблем реализации. В его работе бюджетная политика является основным методом увеличения инвестиций. Она предполагает активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета. Кейнс назвал такую политику "социализацией инвестиций". В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, в рамках бюджетной политики предусматривалась также организация государственных закупок товаров и услуг. Также для оживления экономической конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль "ключа зажигания", запускающего механизм мультипликатора. Решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство. При этом главный критерий успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, - увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством по внешней видимости будут бесполезны. Более того, государственные расходы на непроизводительные цели предпочтительнее, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров, а мультипликационный эффект тем не менее обеспечивают.7

Из представителей теории монетаризма следует отметить экономиста Милтона Фридмана и главным образом  его работу "Роль денежной политики" (1967). Фридмен является приверженцем тезиса о невмешательстве государства в экономику. Он принимает государственное вмешательство только в таких формах, которые в наименьшей степени ограничивают свободу человека, в том числе и свободу тратить деньги. Отсюда вытекают и рекомендации Фридмена по предоставлению пособий малоимущим в денежной, а не натуральной форме и введение вместо непосредственных выплат малообеспеченным людям (доходы которых не достигают установленного минимального уровня) системы налогов на личные доходы, которая не снижает активности людей по улучшению их материального положения, так называемой системы отрицательных налогов. Однако в целом Фридмен выступает противником чрезмерного расширения сферы предоставления социальных благ, считая, что это порождает так называемую "институциональную безработицу" и "новую бедность".8

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации